Trm-parking.ru

ТРМ Паркинг
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Срок службы катализатора

Срок службы катализатора. Когда его нужно менять?

На многих современных машинах установлен, так называемый, «катализатор», многие даже не знают и не слышали про такое устройство, но это все до поры до времени! Конечно если у вас новый автомобиль, и вы его допустим, планируете продать через три – пять лет с небольшим пробегом, то вы скорее всего и не узнаете что это такое! НО вот если вы купили автомобиль с пробегом в 150 000 и более тысяч километров, то скорее всего вы обязательно столкнетесь с заменой катализатора. А кто из вас знает, что это такое? И зачем он вообще нужен?
Катализатор (или каталитический нейтрализатор) – часть глушителя автомобиля (выхлопной системы), которая служит только для одной цели – снижение вредных веществ в выхлопе. А как мы знаем при сгорании топлива в цилиндрах автомобиля, выделяются вредные вещества для человека и атмосферы в целом, такие как CO (окись углерода), CH (углеводороды), NO2 (оксид азота) и т.д.
Катализатор обычно представляет из себя, утолщенную часть глушителя. Если ее снять и посмотреть внутрь, можно увидеть сетку фильтра.

Состав этой части глушителя (катализатора), можно условно сравнить с фильтром. Суть такова: отработанные газы из цилиндров попадают на «соты» фильтр. Фильтр нагревается, причем практически докрасна. При таких нагретых сотах, отработанные газы догорают и окисляются в катализаторе, выхлоп автомобиля становится намного чище. Так вредные CO и CH, при прохождении через фильтр превращаются в практически безобидные соединения газов, которые мало наносят вред окружающей среде и человеку.

Покрываются соты (по всей длине) различными благородными металлами, например – «палладий» или «родий» (все элементы платиновой группы), да и зачастую самой «платиной». Это если можно так выразиться – «активаторы», без них работы не будет.
Основная задача, это разложение, дожигание, по-научному «доокисление» (как хочешь, называй), вредных газов и перевод их менее вредные состояния (работа начинается при температурах от 300 градусов Цельсия):
Оксид углерода и оксид азота – переходят в диоксид углерода и обычный азот
Остальные углеводороды – (опять же таки), в диоксид углерода и водяной пар
Таким образом, вредные вещества уходят на 95, а на современных нормах ЕВРО (5,6) на 98%. Что практически безвредно для окружающей среды и самого человека в целом (ведь дышать вредным токсичным выхлопом, в первую очередь плохо для вашего здоровья)

Еще один важный аспект — это металлический или керамический катализатор. Основой сот (на которые затем напыляется благородные металлы) может быть либо металл, либо керамика.
Сейчас все больше производителей переходят именно на керамические варианты, уходят от металлических. В этом-то есть и большая проблема.

Металлический нейтрализатор:
Здесь много плюсов – этот вариант намного надежнее, мог ходить очень и очень долго. Ему практически нестрашны физические удары, перепады температур, попадание на него воды, напор отработанных газов, легче переносит неисправность системы подачи топлива.
Однако минусы: – не так эффективно очищает выхлоп, и на стандарт «ЕВРО 6», скорее всего не пройдет, потому как соты нельзя сделать тонкими, для увеличения площади покрытия (также разогрев происходит медленнее, а ведь катализатор начинает работать только при температуре примерно 300 градусов Цельсия). Также его производство – дороже, чем керамический вариант. Поэтому многие производители сейчас начинают отказывать от них

Керамическая основа.
Плюсы: – дешевый, что хорошо для производителя. Лучше очищает выхлоп (из-за того что соты можно сделать меньше), быстрее прогревается (начинает быстрее работать). НА этом положительные моменты заканчиваются.
Отрицательные моменты: — более хрупкая конструкция, он легче разрушается (срок службы может быть минимальным). И от перепада температур (когда он резко охлаждается, например попала вода), от неправильной подачи топлива, да и от самого топлива. Еще один глобальный минус, это то, что — крошится и превращается в керамический песок, который может засосать в блок двигателя (и образуются задиры).
НО бич современных автомобилей в том, что именно керамика стоит сейчас на многих авто.

Тут как говорится вопрос на «миллион долларов». А действительно когда? Какой его срок службы?
Я сейчас удивлю многих, но у этой части нет определенного срока замены! То есть в идеале, она может проходить всю эксплуатацию автомобиля. Как заверяют производители, нейтрализаторы не расходуют активный слой со временем. И на старых авто так и было!
Но на более современных машинах
Ресурс этой важной (для окружающей среды) детали это 100 – 150 000 километров.
Однако керамические катализаторы выносливостью не отличаются. И тут действительно их лучше проверить при пробегах, начиная уже от 50 000 и выше. Сделать это можно обычным эндоскопом, изношенная поверхность сразу будет видна. В противном случае, мы можем получить задиры стенок блока цилиндров.
«Соты» катализатора попросту выгорают со временем, уменьшаясь в размерах, и при пробеге в 150 000 километров они практически потеряют свойство фильтровать отработанные газы. Таким образом, у вас вылезет ошибка «CHECK ENGINE» на панели приборов, и после проверки нужно будет менять катализатор.
Но бывает что катализатор «дохнет» и в 10 – 20 – 50 – 70 000 км.
Но почему?
ДА все просто
Есть несколько причин, которые могут его вывести из строя.

Самое банальное механическое повреждение.
Все дело в том, что на старых авто, нейтрализатор мог висеть под днищем машины, один удар и его можно было помять. А так как — керамическая структура, то он очень быстро осыпался. Но эта крошка, зачастую не попадала в двигатель (через выпускной коллектор и клапан EGR), потому как расстояние большое (иногда доходило до метра). Сейчас же катализаторы встроены в выпускной коллектор (называются – «катколлектор»), и они находятся прямо за выпуском. Делается это для того, чтобы ускорить прогрев, таким образом, вредные газы быстрее начнут преобразовываться. Повредить его под капотом практически нельзя (если это не сильная авария)
Перепады температур.
Если резко охладить катализатор, то керамика внутри может банально лопнуть. Это может случиться, для примера — в глубокой луже.

Плохой бензин.
Если у вас залито топливо со слишком низким октаном, и его не может вывести даже датчик детонации. Это вызовет слишком позднее зажигание, что может привести к догоранию топливной смеси на выпуске, что многократно увеличит температуру выпуска, скажем до 900 градусов Цельсия (при этой температуре идет оплавление любого катализатора).

Присадки в бензин.
К таким же последствиям могут привести и непонятные присадки в бензин. Например, запрещенные сейчас, основанные на тетраэтилсвинце.

Пропуски зажигания.
Если есть пропуски в одном из цилиндров. Смесь в нем не сгорает, тогда она будет воспламеняться в катализаторе, что опять повышает температуру

Датчик кислорода.
Если какой-то выходит из строя, опять же смесь будет неправильной, есть большая вероятность что она будет воспламеняться рядом с катализатором, туда же можно отнести проблему со льющими форсунками.

Еще один не мало важный фактор, который влияет на выход из строя катализатора,
Это попадание на него масла.
В основном это происходит в 2х случаях:
1) когда маслосьемное кольцо не справляется со своей функцией. Например при перекладке поршня что довольно часто происходит на новых моторах
так как для снижения массы юбку, поршня укорачивают до пошлых размеров. Или например в случае если маслосьемное кольцо потеряло свою подвижность.
2) Вторая причина таится глубже. Автомобили оснащены системой отвода картерных газов, которые перепускаются обратно в систему впуска
если вы неверно подобрали допуски масла или например по техническим причинам мотор работает в завышенном диапазоне температур
то пары угоревшего масла вместе с кратерными газами попадают в систему впуска, и не догорев в камере сгорания попадают прямиком на катализатор,
забивая его соты.

Прогрев современного мотора.
Современные моторы, рассчитанные на стандарты ЕВРО, заточены на быстрый прогрев нейтрализатора, поэтому они изначально после пуска (особенно если холодная погода), могут переобогощать топливную смесь, которая может уже догорать на поверхности катализатора.

Это не все причины, но основные именно они, могут в разы сокращать срок службы каталитических нейтрализаторов, и вы предстанете перед выбором либо менять его, либо выбивать.

Что в очередной раз показывает что все системы связаны и содержать в порядке нужно автомобиль в целом

Будьте более внимательны к своевременному обслуживанию своих автомобилей, это продлит срок службы агрегатов, и поможет избежать дополнительных затрат

Срок службы автомобильного катализатора ?

Каталитическим нейтрализаторам транспортных средств отводится особая роль — очищение выпускаемых газов. Это возможно благодаря химическим реакциям, происходящим внутри устройств. При полноценной работоспособности нейтрализатор способен выпускать минимально загрязненные выхлопы. Стоит отметить, что он функционирует после того, как нагрет, иными словами, при холодном двигателе он находится в бездействии.

Срок сохранения функциональность каталитических нейтрализаторов ограничен. Продолжительность колеблется от 100 до 200 тыс. км пробега. Диапазон весьма растянут, но это можно объяснить причинами (зависящими по большему от автовладельцев), ведущими к его более скоротечному выходу из строя.

Потерявший свои рабочие качества нейтрализатор можно продать. На катализатор цена будет зависеть от нескольких факторов. Это относится к его состоянию, наименованию и производителю, содержанию ценных элементов.

Куда сдать катализатор? Одним из достойных решений является наша компания, перерабатывающая нейтрализаторы. Мы гарантируем предоставление актуальных расценок, выгодных для клиентов и честную оценку.

Рекомендации профессионалов автовладельцам, решившим отказаться от нейтрализаторов

Имеются ненужные, утратившие свою функциональность катализаторы бу? Скупка, производимая нашей компании, позволяет продавать приспособления с выгодой. Мы готовы принимать устройства отечественного производства и зарубежного. Последние, как правило, по стоимости выше. Причина кроется не в самом изготовителе (бренде), а в том, какое количество ценных элементов можно получить с него. В качестве каталитического слоя производители используют иридий, платину, родий, палладий.

Итак, столкнувшись с утратой функциональности каталитического нейтрализатора, владелец знает, что скупка б/у катализаторов позволяет избавиться от ненужного приспособления и получить за это деньги. Но вопрос по дальнейшей эксплуатации транспортного средства остается открытым. Продолжать поездки без данного устройства не предоставляется возможным, так как на приборной панели постоянно будет гореть ошибка, а угарный газ, проникать в салон, вызывая массу дискомфортных ощущений.

Изучив тему, станет понятно, что можно произвести установку штатного или универсального катализатора. Их реализацией занимают дилеры, при этом, чаще всего, на продажу они выставляют совместно с коллекторами, в связи с чем ценник значительно увеличивается. Что касается универсального каталитического нейтрализатора, то он более доступный по стоимости, однако на приспособления отсутствует гарантия.

Функциональные возможности универсальных и штатных устройств идентичны, но последние идут непосредственно под конкретную марку и модель транспортного средства, а первые придется подбирать.

Не менее актуальным решением на сегодняшний день, выступает установка пламегасителей. В данном случае нейтрализаторы убираются совсем. Стоит отметить, что функциональные возможности пламегасителей не предусматривают фильтрации выхлопов (их задача разбивать газовые потоки и сокращать нагрузки на резонаторы), в связи с чем вторым лямбда-зондом подается сигнал ошибки. Решить задачу можно посредством установки механического или программного контроллера.

Первый представлен втулками. В них монтируют лямбда-зонд. Втулки удерживают зонды на определенной дистанции от основных потоков, что позволяет регистрировать показания выхлопов в норме.

Программные контроллеры осуществляют подачу сигналов на бортовой компьютер транспортных средств о том, что нейтрализатор функционирует корректно.

Какое решение бы ни было принято автовладельцами, столкнувшимися с утратой функциональности нейтрализатора, стоит помнить, что сдача приспособлений по выгодным расценкам возможна только в официальных организациях, совершающих выкуп и переработку. Наша компания ведет законную деятельность и готова принять катализаторы в любых объемах. С нами успешно сотрудничают предприятия, располагающие автопарком и частные лица.

Устройство автомобильного катализатора (каталитического нейтрализатора отработавших газов)

Катализатор, он же каталитический нейтрализатор, каталитический преобразователь или каталитический конвертер — это устройство в выхлопной системе автомобиля направленное на снижение токсичных выбросов в атмосферу путем восстановления оксидов азота и дожига угарного газа и недогоревших углеводородов. В химии катализатор — это вещество ускоряющее или вызывающее химическую реакцию, но само не входящее в эту реакцию. Такими веществами являются медь, никель, золото, палладий, родий, хром. Принцип работы автомобильного катализатора как раз и основан на способности веществ-катализаторов к ускорению реакции. Чаще всего расположен катализатор сразу после приемной трубы, однако иногда его устанавливают прямо на приемной трубе. Делают это для более быстрого прогрева, так как эффективно работает он только при температуре свыше 300 о С. Однако большой минус такого расположения слишком высокие температуры и, следовательно, маленький срок службы катализатора.

Основные вещества, вырабатываемые при работе двигателя, являются безвредными. Ими являются:

  • азот (N2)- воздух состоит на 78% из азота;
  • вода (H2O);
  • углекислый газ (CO2) — сам по себе безвреден, однако считается, что его переизбыток ведет к глобальному потеплению;

Однако процесс горения не совершенен и помимо безвредных веществ при работе двигателя выделяются токсичные и вредные вещества. Этими веществами являются:

  • углеводороды (CHx) — основной компонент смога;
  • оксиды азота (NOx) — еще один компонент смога;
  • окись углерода (CO) — ядовитый газ без цвета и запаха;

Современные катализаторы являются трехкомпонентными, т.е. оснащены тремя каталитическими преобразователями, по одному на каждое вещество, которое необходимо снизить. Трехкомпонентный катализатор представляет собой металлический корпус из нержавеющей стали, в котором находится «сотовая» конструкция или реже конструкция типа «керамические бусины». Сотовая конструкция бывает металлической или керамической и покрыта веществами-катализаторами, обычно это платина, родий или палладий (в последнее время на некоторых моделях начинают применять золото, так как оно дешевле других металлов-катализаторов). Керамическая конструкция более распространена, так как дешевле, однако у такой конструкции есть большой минус — хрупкость. Достаточно небольшого удара, чтобы керамические соты осыпались. В каталитических преобразователях используются два вида катализаторов: восстанавливающий и окислительный.

Восстанавливающий катализатор использует платину и родий, чтобы уменьшить выбросы оксидов азота. Когда молекула оксида или двуокиси азота встречается с молекулами катализатора, от нее отделяется атом азота, высвобождая кислород. Атом азота же связывается с другим атомом азота, образуя газообразный азот.

Окислительный катализатор уменьшает количество несгоревшего топлива и окиси углерода путем их сжигания (окисления) с помощью платины и палладия. Этот катализатор также помогает оксиду углерода вступить в реакцию с несгоревшим кислородом, образуя углекислый газ. В упрощенном виде эти химические реакции выглядят следующим образом:

Вследствие этих реакций токсичные, вредные вещества CO, CHx и NOx восстанавливаются или окисляются в безвредную воду H2O, азот N2 и углекислый газ CO2

Причины выхода катализатора из строя

Для керамических катализаторов:

  • Удар, например, о камень (достаточно небольшого удара, чтобы керамические соты рассыпались);
  • Попадание воды на раскаленный катализатор, например, если заехать в лужу на прогретой машине (также может привести к тому, что соты рассыпятся);
  • Неисправность в системе зажигания. Если при пуске двигателя не происходит воспламенение, то топливо может попасть в приемную трубу, а затем и в катализатор и при пуске двигателя бензин может взорваться в катализаторе (что также может привести к тому, что соты рассыпятся);

Для всех катализаторов:

  • некачественный и этилированный бензин;
  • плохое состояние маслосъемных колпачков (попадание масла в катализатор);
  • попадание в катализатор антифриза или «левых» технических жидкостей для промывки топливной системы;
  • переобогощенная топливно-воздушная смесь;
  • долгая работа двигателя на холостом ходу.

Признаки неисправного катализатора

  • Автомобиль начинает «тупить», ухудшаются динамические характеристики, автомобиль перестает «тянуть», плавают обороты на холостом ходу, катализатор может раскалиться докрасна (катализатор забился, т.е. снижена пропускная способность отработавших газов);
  • Характерный звон и дребезжание (соты катализатора рассыпались).

Катализаторы не подлежат ремонту, а только замене на «родной», либо на универсальный аналог. Также возможна замена катализатора на пламегаситель.

Что такое катализатор автомобиля

Каталитический нейтрализатор, или катализатор — деталь выхлопной системы, снижающая в отработанных выхлопных газах содержание следующих опасных для экологии веществ: окиси углерода — CО, углеводородов — CH, оксидов азота — NO, NO2. Эти ядовитые вещества стали бы компонентами смога, но благородные металлы, содержащиеся в нейтрализаторе, вступают в реакцию с этими веществами, доводя их нормы, до предусмотренной экологическими требованиями.

В корпусе нейтрализатора находится сотовая конструкция (керамическая или металлическая) с нанесенным на нее тонким слоем платиноиридиевого сплава. Конструкция сот используется для увеличения площади контактирования выхлопных газов с поверхностью, на которую нанесен каталитический платиноиридиевый слой. В результате реакции окисления CO и CH в атмосферу попадают безвредные двуокись углерода — CO2 и азот — N2.

Классификация

Каталитические нейтрализаторы подразделяются в зависимости от их назначения, выделяясь в 4 типа:

  • односторонние;
  • двусторонние;
  • для дизельных двигателей;
  • для двигателей, работающих на бедных смесях.

Двусторонние

Одновременно обеспечивают два процесса: окисление опасного угарного газа в безопасный углекислый, а также окисление несгоревших углеводородов, содержащихся в несгоревшем или частично сгоревшем топливе, в углекислый газ и воду.

Двусторонние нейтрализаторы используют на дизельных двигателях для снижения в составе выхлопных газов содержания углеводородов и угарного газа.

Трехсторонние

Наряду с процессами нейтрализации вредных веществ, которые обеспечивает двусторонний катализатор, трехсторонние модели еще преобразуют окись азота в азот и кислород.

Для дизельных двигателей

Дизельный нейтрализатор преобразует угарный газ в углекислый и углеводороды – в воду и углекислый газ, нейтрализует запах сгоревшего дизельного топлива, снижает выброс сажи, но не влияет на количество оксидов азота.

Для двигателей на бедных смесях

Работают по принципу дизельных, получили самое широкое распространение по всему миру.

Признаки и причины поломок

Катализатор может выйти из строя по следующим причинам:

  • значительный пробег авто (срок службы нейтрализатора не превышает 120 тыс. км пробега);
  • использование некачественного или этилированного топлива, сомнительных жидкостей для промывки различных систем автомобиля;
  • частая и продолжительная работа двигателя на холостом ходу;
  • механическая нагрузка на плохих дорогах.

На поломку каталитического нейтрализатора могут указывать следующие признаки:

  • снижение мощности и динамики разгона машины при росте потребления топлива;
  • посторонние звуки из района выхлопной трубы.

Падение или отсутствие тяги объясняется засорением сот катализатора, что затрудняет беспрепятственный выход выхлопных газов. Убедиться в отсутствии выхода выхлопных газов можно, поднеся ладонь к отверстию выхлопной трубы при заведенном моторе.

Что делать, если катализатор автомобиля сломался

Как видно из предыдущего раздела, поломка этого важного элемента выхлопной системы приводит к выходу из строя всего автомобиля. Поэтому ответ однозначный: при поломке каталитического нейтрализатора его надо менять.

Заменить отработанный автомобильный нейтрализатор на условиях гарантии практически невозможно – владельцу авто всегда можно предъявить претензии по поводу использования некачественного бензина, что является наиболее частой причиной поломки этой детали выхлопной системы.

Дилером предлагается замена каталитического нейтрализатора за счет владельца, причем имеется в виду вся приемная труба выхлопной системы, а не ее составная часть — маленькая деталь с сотами. Стоит оригинальная приемная труба от 35 до 150 тыс. руб., что объясняется сложностью конструкции, содержанием драгоценных металлов, условиями таможенного оформления.

В связи с этим специализированные автосервисы кроме замены нейтрализатора на новый оригинальный предлагают альтернативные решения по его замене.

Замена автомобильного катализатора

Возможны следующие варианты замены каталитического нейтрализатора на:

  • новый, оригинальный;
  • универсальный;
  • пламегаситель.

Каждый из способов имеет свои плюсы и минусы, которые следует учитывать при выборе.

Замена на новый, оригинальный

Это самый дорогой вариант: к стоимости детали от 30 до 120 тыс. руб. добавится оплата услуг по замене — от 2 до 5 тыс. руб. в зависимости от места установки. Эта дорогая замена далеко не всегда оправдана, поскольку велик риск заправки некачественным бензином, проезд по плохой дороге, которые быстро выведут дорогостоящую деталь из строя, а как обстоит дело с гарантией на эту деталь — смотрите выше.

Для тех, кому доступны такие регулярные затраты, кто предпочитает штатные комплектующие или заботится об экологии, доступны и плюсы такой замены:

  • установка оригинальной детали;
  • низкий уровень токсичности выхлопных газов.

Но количество минусов перевешивает:

  • высокая стоимость;
  • низкая надежность;
  • непродолжительный срок службы;
  • отсутствие гарантии.

Замена на универсальный

Универсальный каталитический нейтрализатор — это сама бочка катализатора, которая вваривается в штатную деталь. В процессе заменяется не вся приемная труба, а только вышедшая из строя часть выхлопной системы. В зависимости от размеров и характеристики катализаторного блока этот вариант более дешевый — от 10 до 16 тыс. руб. (стоимость универсального каталитического нейтрализатора — от 5 тыс. руб., работа — от 2 тыс. руб.)

Снижение стоимости — за счет частичной замены детали приемной трубы и использования более дешевого металла для покрытия сот (в частности — золота), что лишь незначительно снижает эффективность преобразования токсичных веществ в безвредные.

Плюсы этого варианта:

  • доступная цена;
  • достаточно низкий уровень токсичности выхлопных газов;
  • не требуется перепрошивка электронного блока автомобиля или установка эмулятора катализатора («обманки» лямбда-зонда).
  • установка неоригинальной детали;
  • низкая надежность;
  • непродолжительный срок службы;
  • отсутствие гарантии.

Замена катализатора на пламегаситель

При этом варианте катализатор убирается из системы. Вместо него устанавливается пламегаситель — предварительный глушитель, или резонатор. Это устройство не снижает токсичность выхлопа автомобиля, а только выравнивает поток выхлопных газов, гася посторонние звуки, которые появляются при отсутствии катализатора.

Процесс замены включает:

  • демонтаж катализатора;
  • разрезание его корпуса;
  • удаление сотовой конструкции;
  • сбор пламегасителя на базе старого корпуса.

Пламегаситель и выполняет функции резонатора, выдерживая высокие температуры.

Стоимость работы по замене катализатора на пламегаситель — от 4500 руб., в зависимости от места его установки. Но если нормы токсичности автомобиля — Евро 4 и более, то после замены нейтролизатора на пламегаситель, лямбда-зонд начинает реагировать, выдавая ошибку. Чтобы его «успокоить», требуется перепрошивка электронного блока или установка металлической или электронной обманки лямбда-зонда, что обойдется в 4500 руб.

Плюсы этого варианта следующие:

  • выдача гарантии на пламегаситель, который имеет высокую надежность и продолжительный срок службы благодаря простоте конструкции и отсутствию хрупкого наполнителя;
  • низкая стоимость;
  • высокая надежность;
  • длительный срок службы;
  • повышение мощности двигателя.
  • установка неоригинальной детали;
  • повышение уровня токсичности выхлопных газов, но в пределах норм, установленных в России;
  • необходимость препрошивки ЭБА или установки обманки лямбда-зонда в автомобилях с нормами токсичности Евро 4 и выше.

Можно ли ездить без автомобильного катализатора

Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать, какие функции выполняет каталитический нейтрализатор и как он взаимодействует с другими комплектующими и системами автомобиля.

В нейтрализаторе кроме тепла образуется дополнительный объем газа, который расширился от нагрева, в том числе — от догорания углеводородов. Исправный катализатор таким образом обеспечивает противодавление, но его величина недостаточно значима. На повышение противодавления в большей степени влияют лабиринты глушителя и резонатора. Конструкция сот катализатора используется не только для повышения площади соприкосновения выхлопного потока с нейтрализующим слоем, но и для снижения сопротивления потоку газов от катализатора. Площадь всех отверстий сот в полтора раза превышает площадь подводящих или отводящих труб глушителя и резонатора. Замена катализатора должна производиться таким образом, чтобы он был прозрачным для ударной волны. Именно с этой целью оригинальные нейтрализаторы выполняются в виде сот с очень тонкими перемычками.

При отсутствии катализатора выхлопные газы будут образовывать «затык» в бочке, где он был расположен.

Кроме того, кислородный датчик лямбда-зонда, установленный возле катализатора после его удаления начнет автоматически уменьшать температуру внутри камеры сгорания, повышая расход топлива и снижая мощность мотора, то есть блок управления работает в аварийном режиме.

Так что вопрос стоит не в том, можно ли ездить без автомобильного катализатора, а в том, каким образом его удалять и какой вариант выбрать для замены, чтобы не снизить мощность мотора и предотвратить резонансные явления.

В пользу езды с каталитическим нейтрализатором говорят следующие аргументы: ужесточение требований экологического стандарта в России и особенно — за рубежом, что важно для тех, кто часто выезжает за пределы страны, а также то, что большинство современных автопроизводителей не предлагают выпускные системы без катализатора (кроме спортивных моделей).

Другие новости

Что влияет на цену приема катализаторов

Вторичное сырье – это не только металлический лом, отработанная бумага, стеклянная тара, но и автомобильные катализаторы. Они являются одним из самых востребованных видов сырья, которое принимают для вторичной переработки.

Содержание драгоценных металлов в катализаторах и заработок на этом

В автомобиле есть много ценных составляющих и компонентов, начиная от двигателя, коробки передач, кондиционера и заканчивая выхлопной системой, подвеской и кузовом. При этом один-единственный элемент, весящий всего пару килограмм – катализатор – имеет такое содержание драгоценных металлов, что ему бы «позавидовал» любой другой элемент транспортного средства.

Признаки забитого катализатора

Каталитический нейтрализатор автомобилисты часто называют просто катализатором. Это устройство, которое очищает выхлопные газы, делая их не такими токсичными и более безопасными для окружающей среды. Оно представляет собой металлический корпус, в котором находится множество керамических ячеек с активным покрытием. Эти компоненты вступают в реакцию с выхлопным газом и очищают его химическим путем. Ячеистая структура задерживает частички сажи.

Электроника и оргтехника: утилизируем правильно

Со временем любая техника выходит из строя. Но не стоит сразу выбрасывать в мусорный бак технику после того, как она перестала работать. Системный блок, монитор, принтер, а также мышки и другие устройства можно сдать на повторную переработку. Если их правильно утилизировать, то около 94% таких отходов вернутся к нам в виде новых моделей техники и гаджетов. И только 6% содержащихся в них компонентов нельзя будет использовать повторно – они отправляются на заводы по переработке твердых отходов. Все это позволяет минимизировать вред окружающей среде.

Срок службы каталитического нейтрализатора

  • Главная
  • Блог
  • Ремонт и обслуживание
  • Двигатель
  • Катализатор в автомобиле: зачем он нужен и что будет, если его убрать
  • Новинки мира авто
  • Новости автомобильного рынка
  • Популярное
  • Двигатель
  • Кузов
  • Салон
  • Система охлаждения
  • Трансмиссия
  • Фильтры
  • Шины и диски
  • Электрооборудование

Катализатор в автомобиле: зачем он нужен и что будет, если его убрать

Автомобиль в системе выхлопа имеет каталитический нейтрализатор, который часто выходит из строя из-за некачественного топлива. Давайте разберемся, что это такое, для чего нужен и что делать в случае засора.

Что такое катализатор

Катализатор предназначен для очистки вредных выхлопов. Он расположен в системе выпуска, в процессе его работы происходят химические реакции: опасные вещества переходят в безопасные формы, после чего выбрасываются вместе с выхлопом. Пройдя этот путь выхлопные газы становятся чище. И как результат, автомобиль наносит меньший вред окружающей среде.

Нейтрализатор работает только после нагрева до 300°C, сразу после запуска двигателя очистка не происходит.

Устройство каталитического нейтрализатора

Основой катализатора являются керамические или металлические соты. В зависимости от модели на стенки сот наносится микрослой из палладия и родия или иридия. Эти металлы обладают высокой химической активностью. Касаясь напыления, часть выхлопа входит с ним в химическую реакцию. Часть элементов, образовавшихся при сгорании топлива, связывается.

Современные катализаторы трехкомпонентные.

  • Первый элемент связывает оксиды азота.
  • Второй — удаляет часть несгоревших элементов топлива. В большей части удаляется окись углерода.
  • Третий элемент — это датчик. Он анализирует газы на выходе из катализатора, данные передаются в бортовой компьютер.

Неисправности катализатора и их причины

Производители пишут, что срок службы нейтрализатора 100–150 тысяч километров. Но на практике проблемы могут возникнуть и при меньшем пробеге, особенно в больших городах, где часто приходится стоять в пробках.

В зависимости от особенностей эксплуатации, замена каталитического нейтрализатора может производиться раз в 3–7 лет.

Основной причиной неисправности становится выгорание слоя металлов, покрывающих соты. Это естественный процесс, в результате которого качество выхлопа ухудшается. Бортовой компьютер показывает горящий «чек», а в некоторых случаях и вообще не позволяет мотору работать, выключая зажигание.

Ускоряет процесс выгорания и некачественное топливо. Зачастую у бензина увеличивают октановое число путем добавки свинца, это усиливает нагрузку на катализатор, уменьшая срок эксплуатации. В ситуации с дизельным топливом выход из строя может ускорить сам владелец, используя в зимнее время добавки-«антигель».

В некоторых случаях причиной поломки может стать неисправный двигатель. При неправильно выставленном зажигании и проблемах в системе питания (последнее особенно актуально для дизельных двигателей) выгорание каталитического слоя ускоряется.

Соты каталитического нейтрализатора

Диагностика автомобильного катализатора

Определить неисправность можно по нескольким признакам:

  • На панели приборов загорелась лампочка “Check Engine”. Она включается при любых ошибках мотора. В нашем случае, как результат нехарактерных показателей датчика, лямбда-зонд. Точно определить, что причина в катализаторе может диагностика сканером.
  • Снижение мощности двигателя. При неисправном катализаторе машина начинает троить, дергаться, хуже разгоняется. Причина в снижении пропускной способности каталитического нейтрализатора, связанной с частичным разрушением сот: они запекаются, забивают проход для выхлопных газов. В итоге мотор «задыхается».
  • Грохот под днищем. Обычно проявляется на высоких оборотах, изредка сразу после запуска. Причина в частичном разрушении керамической конструкции сот. Отпавшие частицы начинают биться о стенки катализатора под воздействием потока газов и центробежных сил.
  • Недостаточно сильный или ровный напор газов из глушителя. При исправном нейтрализаторе, поднеся руку к выхлопной трубе, можно ощутить слабую пульсацию, она возникает вследствие поочередной работы выпускных клапанов. Если поток ровный или ослабленный, вероятно проблема в разрушенных сотах катализатора.

Каталитический нейтрализатор не выходит из строя резко и неожиданно. Обычно перед отказом начинаются мелкие проблемы из списка выше.

Катализатор в разборе

Оригинал или аналог

Оригинальный катализатор — довольно дорогая вещь. Он не производится в нашей стране, все детали в автомагазинах импортные, поэтому на увеличение цены влияют пошлины.

При этом, в случае использования оригинальной детали, автомобиль сохраняет все режимы работы двигателя. Это положительно сказывается на экологии, а также на ресурсе мотора.

Все описанные ниже способы замены катализатора, носят только ознакомительный характер. Не рекомендуется пользоваться данными методами самостоятельно!

Из-за высокой цены автолюбители ищут альтернативу. Вариантов несколько:

  • универсальный катализатор;
  • пламегаситель.

Под универсальным катализатором подразумевается сразу две группы деталей. Первая — катализатор, подходящий под любой автомобиль. Довольно дорогая вещь, но работает безотказно. Второй вариант — блок с сотами. В этом случае в старый катализатор устанавливают новые соты. Недостатком данного варианта считается сложность с выбором сервиса для ремонта, не везде возьмутся за такую работу. Срок службы универсального нейтрализатора 60–90 тысяч километров.

Более дешевый и распространенный способ — пламегаситель. Он может быть готовым, просто предназначенным для установки вместо катализатора. Другой вариант — установка пламегасителя непосредственно в корпус нейтрализатора. Такой способ несколько сложнее, но позволяет скрыть факт замены детали при продаже автомобиля.

Иногда водители просто выбивают соты из корпуса. Способ дешевый, но может привести к увеличению уровня шума и урону экологии.

Особенности удаления катализатора из выхлопной системы

Ниже рассмотрим, какие нюансы удаления катализатора стоит учитывать. В первую очередь, нужно решить, как будет обходиться лямбда-зонд. После удаления нейтрализатора, датчик будет постоянно выдавать ошибку.

Чтобы обойти датчик, обычно делают обманку. Это проставка, которая отдаляет датчик от выхлопных газов, в результате он фиксирует больше кислорода. Обманку вкручивают на место датчика, и уже в нее устанавливают прибор. Такая система работает стабильно, хоть и имеет большое количество минусов.

  • Любое вмешательство в конструкцию автомобиля приводит к снятию его с гарантии. Подумайте, что будет, если возникнет неисправность двигателя, которая попадает под гарантийный случай.
  • Невозможность пройти государственный техосмотр. Бортовой компьютер вы обманули, но вот при проверке на стенде, обман вскроется. В итоге, вы получите запрет на эксплуатацию транспортного средства. Со станции СТО, вы поедете уже на эвакуаторе.

Еще можно сделать перепрошивку ЭБУ. В результате система будет считать, имеющиеся показатели за норму. Для такой работы требуются дополнительные знания, а также программное обеспечение.

Предупреждения на приборной панели

При перепрошивке нарушаются нормальные циклы работы мотора. Он начинает работать в неправильном режиме. Это снижает ресурс силового агрегата примерно в два раза. В результате перепрошивка вместо экономии принесет вам только больше расходов.

Заключение

В случае возникновения проблем с катализатором, необходимо его заменить. Оптимальным решением будет установка оригинального нейтрализатора. Все аналоги и обманки могут привести к ускоренному выходу двигателя из строя, сделают невозможным получение диагностической карты, а также создадут дополнительную нагрузку на экологию.

Что бывает после удаления катализатора

Каталитический конвертер (он же нейтрализатор, он же катализатор) — это, как известно, часть системы выхлопа, предназначенная для снижения токсичности отработавших газов посредством каталитического восстановления оксидов азота.

Внутри нейтрализатора расположен пористый несущий материал — керамический блок с сотовой структурой. В зависимости от модели на стенки сот наносится микрослой из палладия и родия или иридия. Касаясь такого напыления, часть выхлопа входит с ним в химическую реакцию.

Производители уверяют, что срок службы нейтрализатора 100-150 тыс. км. Однако фактически проблемы с этим узлом могут возникнуть и при меньшем пробеге, особенно в больших городах, где часто приходится стоять в пробках. Проблемы провоцирует, как правило, выгорание слоя металлов, покрывающих соты. На «приборке» в результате загорается Check engine, в некоторых случаях электроника даже не позволяет мотору запускаться.

Из-за некачественного бензина, проблем с зажиганием, термических ударов (разогретые металл и керамика трескаются при взаимодействиях с водой или снегом), механических повреждений выхлопной системы и в конце концов из-за заводского брака катализаторы рано или поздно приходят в негодность, и водителю стоит вовремя обратить на это внимание по косвенным признакам (падение мощности мотора, сложности с его пуском, едкий запах и характерный металлический звук при разгоне и перегазовке).

Однако некоторые водители намеренно удаляют нейтрализаторы, чтобы добавить машине мощности и снизить расход топлива. Понятно, что выброс вредных веществ в таком случае резко увеличится. Нужно помнить и о том, что согласно Техническому регламенту, удаление нейтрализатора трактуется как нарушение конструкции автомобиля. Соответственно, такой транспорт будет проблематично поставить на учет и провести его технический осмотр.

Многие владельцы банально не хотят тратиться на замену поврежденного узла на новый. Для справки: цена нового нейтрализатора, скажем, для Renault Arkana составляет примерно 10 тысяч рублей. Примерно во столько же обойдется замена.

В результате, стремясь сэкономить, люди устанавливают либо универсальный нейтрализатор, либо более дешевый, и естественно, не одобренный автопроизводителем пламегаситель (один из видов резонаторов) или попросту приваривают на мест удаленного устройства фрагмент металлической трубы.

В автосервисах вырезать болгаркой неработающий агрегат может стоить порядка тысячи рублей. Однако в большинстве случаев нужно еще и обмануть программное обеспечение, чтобы двигатель без нейтрализатора не переходил в аварийные режимы. Обычно спецы устанавливают так называемую обманку вместо лямбда-датчика на выхлопной тракт, либо меняют прошивку блока управления. В обоих случаях необходимы проверенные специалисты и оборудование. Иначе говоря, в простом гараже просто взять и выпилить нейтрализатор лучше не пытаться. Средний ценник на вырезание нейтрализатора бензинового автомобиля (включая калибровку) составляет 15 тысяч рублей.

Нередкая проблема, возникающая после удаления нейтрализатора, — это повышенный расход масла. При этом такой «масложор», как правило, успевает спровоцировать еще старый, испорченный нейтрализатор. Причиной может быть, к примеру, керамическая крошка начинки нейтрализатора, которая успела попасть в цилиндры. Водитель же после удаления проблемного узла, как правило, радуется ощутимой прибавке тяги, интенсивно давит на «газ» и лишь усугубляет ситуацию — задиры на цилиндрах лишь увеличиваются, а расход масла растет.

Именно поэтому одновременно с удалением нейтрализатора, который был проблемным, будет не лишним разобрать головку блока цилиндров, чтобы оценить состояние мотора и при необходимости удалить «песок» из камер сгорания и выпускного тракта. Ну и, разумеется, промыть мотор и поменять моторное масло точно не будет лишним. Кроме того, после удаления нейтрализатора вы можете столкнуться с таким проблемами, как повышение шума во время работы выхлопной системы, появление токсичного запаха выхлопных газов, который, случается, проникает в салон автомобиля. Наконец, практика показывает, что далеко не всегда удается подобрать корректную нештатную прошивку, а стало быть вы не застрахованы от загорания Check engine на «приборке» и перебоев в работе мотора.

Срок службы катализатора

На сегодняшний день любая система современного транспортного средства, который функционирует на бензине, не обходится без каталитического нейтрализатора. Основной функцией, которую выполняет катализатор, является осуществление процесса разложения вредных газов, которые производит двигатель ТС. В первую очередь, это такие вредные элементы, как окись углерода, окись азота, углеводород и иные. Образуются они в цилиндрах авто при сгорании топливной смеси.

В результате, данные газы становятся менее токсичными для окружающей среды и менее опасными для здоровья человека. Автомобильный катализатор служит своеобразным фильтром, посредством которого можно позаботиться о и так плачевном состоянии экологии нашей планеты, о чистоте воздуха вокруг. Срок службы катализатора, как и любой иной системы или автомобильной запчасти, не бесконечен. Сколько служит катализатор в машине будет зависеть от ряда факторов.

Нейтрализатор представляет собой устройство, которое имеет металлический корпус и патрубки на входе и выходе. Встроенный керамический блок имеет пористую структуру с многочисленными ячейками. Католический слой, который наносится на поверхность внутренних компонентов, может содержать палладий, родий или платину. При создании более дорогостоящих моделей катализатора может использоваться золото.

Устройство катализатора так же оснащено металлическим кожухом, который выполняет защитную функцию (защищает от различного рода механических повреждений). Сколько служит катализатор в машине, так же зависит от того, какой вид изделия в ней установлен:

  • металлический;
  • керамический;
  • химический;
  • магнитно-стрикционный.

Большим спросом пользуются первые два вида устройств, где для каждого присущи, как преимущества, так и определенные недостатки. То, из чего сделан авто катализатор, и какое его наполнение очень важно и отражается на сроке службы катализатора.

Для создания металлического КН применяется достаточно сложное технологическое оборудование, что позволяет в результате получить достаточно надёжное изделие. Такой катализатор стоек при высоких и низких температурных режимах, не поддаётся негативному механическому влиянию со стороны.

Передняя металлическая часть блока служит нагревательным элементом, а благодаря тонким стенкам несущего материала обеспечиваются невысокое аэродинамическое сопротивление. Такой каталитический нейтрализатор подходит для самых различных видов техники (в т.ч. повышенной мощности). К основным преимуществам металлического катализатора относится минимальный расход топлива и длительный период эксплуатации. Основным недостатком является высокая стоимость изделия.

Сотовая конструкция керамического катализатора на сегодняшний день очень популярна и чаще всего устанавливается на современных моделях ТС. Поверхность устройства так же покрывается благородными металлами, которые начинают своё действие от высоких температур.

Существенным преимуществом керамического катализатора является приемлемая цена, но срок его службы не превышает 120 тысяч километров. И это при условии, что заправляемый бензин будет хорошего качества, в ином случае, срок службы катализатора данного типа не будет превышать 80 000 км. Непосредственно на сроке службы отражается и хрупкость керамики, целостность которой нарушается от езды по некачественным дорогам.

Когда нужно менять катализатор машины?

Каталитический нейтрализатор является неотъемлемой частью выхлопной системы автомобиля, а точнее её глушителя. В основном конструкция катализатора представляет собой утолщённую часть глушителя, внутри которой находится сама сетка фильтра, от целостности которой и зависит срок службы катализаторов.

Сотовая структура фильтра дополняется редкоземельным напылением, что отражается на конечной стоимости готового изделия. Учитывая то, что стоимость запчастей, используемых при создании КН, достаточна высока, за его ремонт тоже попросят приличную сумму денег, не говоря уже о цене, установленной на новое оригинальное изделие (в случае необходимости замены вышедшего из строя фильтра). Данные цифры гарантированно удивят даже обеспеченного автолюбителя.

Многие владельцы современных моделей автомобилей даже и не знают, что на их авто установлен катализатор. Время знакомства непременно наступит, ведь ресурс катализатора ограничен, а иногда время, когда менять катализатор уже пора, может наступить значительно раньше отведённого ему граничного срока эксплуатации.

Конечно, раздумывать над вопросом: «Стоит ли менять катализатор?» владелец нового автомобиля скорее всего не будет, если продаст его в течении трёх-пяти лет с незначительным пробегом. Совершенно иная ситуация будет у владельца, который приобрёл подержанный автомобиль, пробег которого более 100 тысяч километров, ведь именно таков на сегодняшний день средний срок службы данных устройств. В данном случае ресурса катализатора хватит ещё не намного.

Ближе к концу отведённого срока эксплуатации соты авто катализатора подгорают, в результате чего каталитический нейтрализатор просто не способен справиться со своей основной функцией касательно очистки выхлопных газов. Признаки забитого катализатора сможет выявить даже неопытный водитель. Такой авто катализатор остаётся только демонтировать, а на его место установить новое оригинальное изделие или один из предлагаемых на рынке аналогов.

На каком пробеге лучше вырезать катализатор

«Как понять, когда нужно менять автомобильный катализатор?» —вопрос, на который на самом деле очень трудно ответить, ведь в каждом отдельном случае это может быть совершенно разный период времени и километраж пробега.

Очень важно своевременно выявить имеющиеся проблемы с КН, для того, чтобы вовремя произвести необходимые ремонтные работы с ним. К примеру, попавшая в мотор через выпускной коллектор керамическая пыль, может стать причиной выхода из строя выхлопной системы и двигателя машины, ремонт которого очень дорогостоящий.

К причинам преждевременного выхода из строя авто катализатора также можно отнести использование некачественного бензина, в составе которого находится ряд примесей. Замена фильтрующего элемента выхлопных газов может понадобиться уже на 130-140 тысячи километров пробега. Та же ситуация наблюдается и с устройствами, которые установлены на бюджетных марках ТС (их пробег может не достигнуть даже 50 000 километров).

Не стоит игнорировать сервисные сообщения, которые появляются на приборной панели современных авто. Ведь это специальный датчик выявил неисправность или износ КН, поломку мотора, а такие ситуации требуют немедленного обращения в специальную сервисную службу для проведения диагностики.

Только по результатам специальной проверки можно будет сказать, в каком состоянии находится катализатор, подлежит ли он ремонту или требует замены. Своевременное обращение за помощь позволит не только избежать появление серьёзных неисправностей с мотором, но и минимизировать затраты на ремонт.

Основные признаки и причины поломок катализаторов

Сколько служит катализатор зависит от типа и вида устройства и определяется производителем. Когда нужно менять катализатор на машине поможет определить граничная дата использования КН или показатель спидометра. Появление каких-либо иных признаков поломки в основном связаны с нарушением правильного функционирования двигателя.

Признаками того, что эксплуатационные характеристики и рабочие параметры оборудования снизились, свидетельствует:

  • невозможность запуска двигателя с первого раза;
  • ощутимое появление снижения мощности и динамики в работе двигателя;
  • значительное увеличение расхода топлива;
  • нестабильность функционирования мотора;
  • появление едкого и неприятного запаха;
  • появление дрожи и вибраций при работающем моторе;

Причинами преждевременного выхода из строя КН, кроме выше указанных могут быть:

  • попадание моторного масла в катализатор;
  • неисправность системы зажигания;
  • некорректная работа топливной системы.

Стоит ли менять катализатор

Когда старый авто катализатор выходит из строя, автовладельцу предстоит принять решение:

  • будет ли он устанавливать новый фильтр выхлопных газов;
  • купит один из предлагаемых вариантов аналогов;
  • будет полностью удалять КН.

Процесс удаления катализатора непременно стоит доверять только профессионалам своего дела, имеющим опыт в данной области, ведь это достаточно сложная процедура. Из-за высокой стоимости оригинального изделия купить его может позволить себе не каждый, поэтому больше автовладельцев склоняются к варианту по удалению фильтрующего компонента выхлопной системы.

В нашей стране пока не столь жёсткое законодательство касательно токсичности выхлопных газов, как, например, на Западе, где существуют достаточно строгие экологические правила. В связи с этим, там каталитическим нейтрализатором в обязательном порядке должны быть оснащены все транспортные средства, тогда как у нас, даже удалив КН, без проблем можно по количественным показателям содержания тяжёлых металлов вписаться в допустимые нормы.

Кроме физического удаления фильтра специалисты, осуществляющие работы, должны позаботиться о корректном функционировании блока управления двигателя и расходомера воздуха, для чего устанавливаются специальные датчики обманки.

Удаление катализатора из системы на самом деле финансово выгодное дело, ведь нет необходимости в последующей замене катализатора, а его некорректная работа больше не будет отражаться на состоянии иных систем и запчастях автомобиля.

Удаление катализатора и мощность двигателя связаны, ведь отсутствие КН способствует увеличению мощности двигателя, при этом расход топлива заметно уменьшается. На самом деле причина, по которой вырезают катализаторы, может быть самой разнообразной, в основном всё зависит от предпочтений автомобилиста и его финансовых возможностей. Единственная проблема, с которой может столкнуться владелец авто без катализатора, так это штраф, который можно получить за езду на таком авто в странах Западной Европы. Удаление катализатора и экология — два процесса так же непосредственно взаимосвязанных между собой. Взвесив все плюсы и минусы удаления катализатора, каждый автолюбительдолжен решить для себя, будет ли он это делать или нет.

Что влияет на срок службы катализатора?

В борьбе за экологию больше всего страдают автомобилисты. Для того, чтобы предотвратить выброс вредных веществ в окружающую среду правительства стран жёстко регламентируют уровень CO и CH в выхлопных газах транспортных средств. Бороться с ними призваны каталитические нейтрализаторы, установленные сегодня практически на всех моделях автомобилей.

Принцип действия катализатора построен таким образом, что устройство просто уничтожает не сгоревшие частицы топлива. Достигается это за счёт высокой температуры, до которой нейтрализатор нагревается во время работы. В раскалённом устройстве происходят микровзрывы, которые и уничтожают остатки горючего, дающие повышенный уровень вредных веществ.

Катализатор в разрезе отдалённо напоминает пчелиные соты. Изготовлены они в нашем случае из специальной керамики, которая способна выдержать сверхвысокую температуру — порядка 850º. Однако, из-за постоянно происходящих внутри катализатора взрывов, эти ячейки со временем разрушаются, что приводит к порче устройства и вызывает необходимость его замены.

Поскольку катализатор является предметом монолитным, ремонту он, как правило, не подлежит. Вышедшее из строя устройство меняется целиком. Однако, процедура эта дорогостоящая, в первую очередь, из-за дороговизны самого катализатора. Поэтому лучше научиться правильно эксплуатировать автомобиль, чем потом искать круглую сумму на его ремонт.

На срок службы катализатора влияют несколько факторов. Наиболее сильный вред ему наносит топливо низкого качества. Стоит отметить, что на автомобилях, оснащённых катализатором, недопустимо использовать этилированный бензин. Впрочем, справедливости ради отметим, что встретить такой вид топлива в продаже сегодня довольно сложно.

Также выходу из строя устройства способствует езда с недостаточным количеством топлива. Хуже всего катализатору приходится в случаях, когда горючее расходуется без остатка, вследствие чего двигатель глохнет. Поэтому не следует испытывать судьбу и продолжать ездить после того, как на панели приборов загорелась лампочка, сигнализирующая о том, что бензин подходит к концу, кстати, это способствует и засорению топливного фильтра.

Замена катализатора производится следующим образом: старое устройство вырезается из выхлопной трубы, а на его место водружается новое. Как правило, нейтрализатор держится на своём месте за счёт сварных швов, однако некоторые их виды можно закрепить болтами. В некоторых случаях катализатор меняется на пламегаситель. Делается это обычно из-за дороговизны оригинальной детали.

На вышедший из строя катализатор укажут косвенные признаки. Например, он может издавать дребезжащий звук, напоминающий лёгкое бряцание, усиливающееся за счёт резонанса. Кроме того, автомобиль потеряет динамику в разгоне, провалы будут наиболее явственно ощущаться на низких оборотах. В наиболее запущенных случаях могут возникнуть проблемы с запуском двигателя. Однако уверенность в выходе из строя катализатора можно получить лишь по прохождении теста на количество вредных выбросов в выхлопных газах. Этот способ контроля является лучшей диагностикой состояние устройства.

Катализатор: устройство и принцип работы

Требования к экологической чистоте транспорта становятся все жестче, поэтому инженеры автопроизводителей работают над улучшением устройств, отвечающих за очистку выхлопных газов. Одним из них стал катализатор, устройство и принцип работы которого будет рассматриваться далее. Это ответ на все рассуждения по поводу того, что можно оптимизировать качество моторного масла, топлива, рассчитывать оптимальную смесь, при которой происходит лучшее сгорание, но для этих улучшений в какой-то момент приходит предел.

Ужесточение требований к составу выхлопных газов, образующихся при полноценной работе двигателя внутреннего сгорания, приводит к необходимости использовать более прогрессивные решения для очистки. В состав современной выхлопной системы обязательно входят элементы системы дополнительной очистки: сажевый фильтр, нейтрализатор, система дожига топлива. Их задача состоит в минимизации вредных соединений, которые выбрасываются ТС в атмосферу во время движения.

Устройство катализатора

Катализатор представляет собой компонент, необходимый для нейтрализации вредных соединений, являющихся составными частями выхлопов. При сгорании топлива формируются углеводороды, окрашивающие выходящие газы в темный цвет, оксидов азота и углерода. Эти соединения и вызывают у экологов негативные реакции.

Работа нейтрализатора, изначально присутствующего в выхлопной системе, направлена на окислительно-восстановительные химические реакции, приводящие к образованию безвредных веществ: воды, углекислого газа и азота. Это треступенчатые нейтрализаторы, которые и используются в большинстве автомобилей последних моделей. Принцип работы автомобильного катализатора обеспечивает превращение опасных для экологии газов в безопасные соединения, выходящие в атмосферу.

Работа нейтрализатора не требует каких-то вспомогательных источников энергии, так как активное покрытие обеспечивает протекание любых реакций. Рабочая температура элемента достаточно высокая, поэтому он находится за выпускным коллектором, но не слишком близко к мотору, чтобы не перегреваться. Такое расположение обеспечивает выход на рабочий режим за счет разогрева раскаленными выхлопными газами.

Принцип работы катализатора обеспечивает его полноценное функционирование после полного прогревания. Контролировать его работу должны лямбда-зонды – датчики кислорода, установленные перед входом в катализатор и после выхода из него. Для электронного блока управления важной является информация по количеству остаточного кислорода в выхлопе, по которому делаются выводы о функционировании мотора. Если требуется коррекция, то ЭБУ передает сигнал на увеличение или уменьшение воздушной и топливной подачи в систему камер сгорания.

Особенности конструкции

Если принцип работы катализатора выхлопных газов понятен, то можно сказать несколько слов об его устройстве. Нейтрализатор состоит из нескольких ключевых компонентов:

  • Сразу за выпускным коллектором размещен цельный стальной корпус, внутри которого есть термоизолирующий слой, защищающий основной компонент.
  • Нейтрализатор имеет наполнитель в виде сотовой структуры, покрытой внутри активным слоем. В зависимости от производителя устройства в качестве каталитического вещества может использоваться родий, платина, палладий, платиново-иридиевый сплав. Сотовая структура обеспечивает повышение площади контакта газов с активным вещество, поэтому химические реакции проходят более интенсивно.
  • Наполнитель изготовлен из металла или керамики. Выбор материала зависит от конструкции и конечной стоимости оборудования.

Принцип работы

Принцип работы катализатора в автомобиле достаточно прост и базируется на определенной последовательности химических реакций:

  • Внутренняя поверхность сот покрыта драгоценными металлами, которые отвечают за активацию процессов окисления.
  • Оксид азота в результате реакции разлагается на атомы азота и кислорода. Азот объединяется в молекулы, образуя устойчивый азот. Кислород соединяется с угарным газом до образования углекислого газа.
  • Катализатор захватывает из выхлопных газов остаточный кислород, расщепляет углеводороды, давая на выходе такие соединения, как углекислый газ и вода.
  • Остаточный кислород на выходе из катализатора фиксируется лямбда-зондом, чтобы передать сведения о работе устройства штатному бортовому компьютеру.

Исправное устройство в оптимальных условиях не накапливает ничего внутри себя: все вещества, которые поступают в нейтрализатор, покидают его сотовую структуру. Но добиться этого практически невозможно, поэтому со временем происходит деградация каталитического нейтрализатора, что не дает ему полноценно справляться с задачей.

Классификация

Катализаторы можно разделить на категории по функциональности: на двух- и трехкомпонентные. Первый тип работает только с обезвреживанием угарного газа с углеводородами. Такие модели считаются устаревшими, поэтому не устанавливаются на автомобилях новых версий. Трехкомпонентные обеспечивают нейтрализацию оксида азота. Этот вид теперь устанавливается на всех современных автомобилях.

Если говорить о материале изготовления, то принято выделять керамические, металлические и спортивные:

  • Керамические считаются самыми дешевыми, но это и наиболее хрупкие катализаторы. При ударе по корпусу происходит разрушение сердцевины. Устройства страдают от перепадов температур, сбоев в системе зажигания авто. Катализатор может постепенно разрушаться, что приводит к образованию большого количества мелкой пыли, которая проникает сквозь выпускной коллектор в мотор, что приводит к поломкам. В результате всех этих неполадок может потребоваться капитальный ремонт.
  • Металлические – это дорогие, но надежные устройства, изготовленные из металлической структуры в виде сот. Она отличается упругостью и устойчивостью к механическим и температурным воздействиям. Металл не способен образовывать мелкие частицы, поэтому для двигателя он не представляет опасности.
  • Спортивные отличаются повышенной пропускной способностью, поэтому мотор становится мощнее на несколько процентов. Спортивные монтируются в прямоточные системы выхлопных газов. Их считают наиболее надежными, хоть они и самые дорогостоящие.
Срок службы катализатора

Для катализатора средний ресурс составляет 100 тысяч километров пробега, но в условиях правильной эксплуатации он способен исправно отработать до 200 тысяч. Ранний износ может произойти из-за низкого качества топлива (топливно-воздушной смеси) и проблем с мотором.

Если топливная смесь обедненная, то случается перегрев нейтрализатора, если слишком богатая, то это приводит к засорению пористого блока остатками несгоревшего топлива, из-за чего не протекают необходимые химические реакции. Это вызывает проблемы в работе катализатора с его ускоренным выходом из строя.

Механические повреждения тоже часто приводят к возникновению неисправностей. Удары и различные механические воздействия приводят к возникновению трещин. Это становится причиной стремительного разрушения блоков.

Если возникает любая неисправность, каталитический нейтрализатор начинает хуже работать, что можно понять по показаниям, поступающим в ЭБУ от лямбда-зонда, установленного на выходе из нейтрализатора. Сообщение о неисправности может высвечиваться на приборной панели в виде ошибки «Check Engine». Помимо этого, о выходе из строя свидетельствует ухудшение динамики, увеличение топливного расхода и дребезжание при движении.

В такой ситуации требуется его замена на новый. При этом можно установить новый оригинальный компонент либо воспользоваться универсальным. Восстановление или чистка не возможны, а так как новый компонент обычно стоит довольно дорого, многие автовладельцы предпочитают удалить его.

Удалить катализатор: можно или нет

Так как повлиять на принцип работы датчика катализатора невозможно, и он будет выдавать ошибку, если компонент вышел из строя, то многие автовладельцы предпочитают использовать альтернативные довольно радикальные подходы. Чаще всего просто удаляют катализатор, а на его место устанавливают пламегаситель, который выравнивает поток выхлопных газов. Его рекомендуется использовать для устранения неприятных шумов, сопровождающих движение транспорта, у которого отсутствует катализатор.

Если было решено удалить катализатор, то рекомендуется его полностью снять, а не прибегать к рекомендации автомобилистов просто пробить отверстие в нем. Такая процедура способна слегка улучшить ситуацию на некоторое время.

В машине, которая соответствует экологическому стандарту Евро-3, требуется не только удалить катализатор, но и выполнить перепрошивку ЭБУ. Обновление выполняется до версии, в которой каталитический нейтрализатор отсутствует.

Дополнительно можно установить эмулятор сигнала от кислородного датчика, чтобы не потребовалось перепрошивать ЭБУ полностью.

Самое лучшее решение при поломке каталитического нейтрализатора – это его замена на оригинальный компонент в рамках специализированного сервиса, где работают профессиональные мастера с достаточным опытом. Это обеспечивает исключение вмешательства в конструкцию автомобиля, поэтому сохранится соответствие его экологического класса стандарту, прописанному производителем.

Самостоятельная диагностика работы катализатора

Если машина стала ездить хуже, а на приборной панели загорелся «чек», то можно отправиться в сервисный центр, где после тщательной диагностики станет понятно, что произошло. Однако можно самостоятельно выполнить элементарную диагностику функционирования катализатора:

  • Оценить оттенок выхлопа: если он черный, то это явный признак того, что нейтрализатор не работает, поэтому через него и проходят все вредные вещества и газу наружу.
  • Оценить давление газов, выходящих наружу: если приложить ладонь к отверстию выхлопной трубы, то напор должен быть высоким. Если он низкий, то это свидетельствует о необходимости замены катализатора.
  • После длительной поездки заглянуть под машину: если корпус катализатора раскален, то можно говорить о снижении его пропускной способности.
  • В сервисе можно проверить давление выхлопа и сравнить его с показателями эталонных данных. Для определения давления манометр размещается там, где обычно установлен лямбда-зонд.
  • Визуально можно оценить демонтированный нейтрализатор выхлопа на предмет оплавления, засорения или выгорания.

Заменить катализатор требуется после того, как точно установлено, что проблемы в работе автомобиля возникли из-за оплавленных или забитых сот. Но рекомендуется отыскать причину, по которой случилось засорение нейтрализатора, так как после установке нового элемента он тоже может пострадать от тех же неполадок. Поэтому в современных авто все системы связаны очень сильно, для чего используется большое количество датчиков.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector