Trm-parking.ru

ТРМ Паркинг
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Численность сотрудников АВТОВАЗа может снизиться на 2 тысячи человек

Численность сотрудников АВТОВАЗа может снизиться на 2 тысячи человек

До конца 2017 года численность персонала АВТОВАЗа сократится минимум на 2 тыс. человек, сообщил глава автоконцерна Николя Мор в интервью телеканалу РБК на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Часть работников будут освобождены «по собственному желанию», часть – переведены в индустриальный парк.

«Я не буду давать никакой цифры, мы всё еще обсуждаем это, но, возможно, это будет более 2 тыс. человек до конца года», – сообщил Мор, уточнив, что точная цифра сейчас обсуждается. По его словам, сейчас идет обсуждение с Министерством труда и с правительством Самарской области, чтобы найти правильную схему.

Как пишет «РБК», в 2016 году число сотрудников АВТОВАЗа сократилось на 9,7%, до 43,3 тыс. человек. В феврале стало известно, что АВТОВАЗ планирует сократить 740 сотрудников, или менее 2% общей численности персонала предприятия. Тогда в компании заверили, что всем увольняемым будут предложены вакансии в разных подразделениях АВТОВАЗа. По итогам первого квартала 2017 года средняя численность работников составила 39725 человек, следует из отчета компании.

«Нам необходимо выровнять свой уровень численности персонала в соответствии с потоком производства, и нам необходимо быть конкурентными на рынке», – сказал Мор. По его словам, в первую очередь АВТОВАЗ хочет позволить людям уйти по собственной воле, если такие есть сейчас. В перспективе компания предполагает, что часть сотрудников перейдут в так называемый индустриальный парк в Тольятти, куда концерн приглашает поставщиков локализовать свои производства и производить комплектующие для него, а также в другие компании. В качестве примера Мор привел сотрудничество со Сбербанком, который открыл кол-центр на площадке парка. «Мы не хотим оставлять наших людей без рабочих мест», – заключил глава автоконцерна.

В индустриальный парк АВТОВАЗа переданы бывшие здания Волжского машиностроительного завода (ВМЗ), бывший офис дирекции по закупкам и другие площадки, следует из сообщения компании. В течение 2017 года в структуру нового подразделения продолжится поэтапная передача свободных производственных площадей и других активов. Общая площадь парка составит около 300 тыс. кв. м. Среди реализуемых проектов – центр корпоративных решений Сбербанка (кол-центр) на 1 тыс. рабочих мест. Заключено партнерское соглашение с заводом «Металлист-Самара» (производит комплектующие для авиационных и ракетных двигателей). Как уточнил представитель АВТОВАЗа, еще с 15 компаниями ведутся переговоры.

Как сообщил председатель первичной профсоюзной организации АВТОВАЗа Сергей Зайцев, в самóм индустриальном парке как в структурном образовании автоконцерна уже работают 634 сотрудника (общее количество рабочих мест сейчас 1 тыс.), еще 100 человек работают в резиденте парка «Металлист-Самара». По словам Зайцева, процесс перевода продолжается. Сколько человек может быть переведено в индустриальный парк к концу года, профсоюзный деятель ответить затруднился.

Председатель независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев напомнил, что главная цель АВТОВАЗа – получение прибыли. Одним из путей, по его словам, является повышение производительности труда за счет сокращения численности сотрудников. Как отмечает Золотарев, переход высвобожденных рабочих в другие отрасли (в частности, на работу в Сбербанк) ведет к потери квалифицированных кадров в автопромышленности. «В случае если возникнет потребность в значительном увеличении производства, может встать вопрос о поиске работников», – заключает он.

По данным центра занятости Тольятти, на середину мая 2017 года уровень безработицы в городе составил 1,77%. 19 мая в центре были зарегистрированы 7379 человек, нуждающихся в работе, примерно половина (50,9%) из них женщины, 12,8% – люди предпенсионного возраста, 13,5% – молодые специалисты (до 30 лет). По словам Зайцева, в Тольятти напряженная ситуация на рынке труда. Представитель городской администрации сообщил, что ситуация с численностью рабочих мест на АВТОВАЗе контролируется. По его словам, по закону АВТОВАЗ перед сокращениями информирует центр занятости города, в феврале об этом была подана заявка, с тех пор других не подавалось. Ситуация с безработицей в городе остается под контролем властей, повторился он.

Аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко отмечает, что для выживания производителю придется идти на крайне непопулярные меры, а именно на оптимизацию штата. Однако, по его словам, сейчас АВТОВАЗу для выживания необходимо сокращать расходы не только на фонд оплаты труда и выходных пособий, но и на производство и закупки.

В марте в кулуарах Недели российского бизнеса министр труда и социальной защиты Максим Топилин сообщил RNS, что в правительстве обсуждают вопрос о выделении АВТОВАЗу 800 млн руб. на поддержку занятости в 2017 году. В пресс-службе Министерства труда и социальной защиты сообщили РБК, что проект распоряжения правительства РФ о выделении средств Самарской области на поддержку занятости высвобождаемых работников АВТОВАЗа согласован с Минпромторгом и Минэкономразвития. «Средства в том числе будут направлены на частичное возмещение оплаты труда, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации высвобождаемых работников, решение может быть принято на днях», – следует из ответа пресс-службы министерства.

По итогам 2016 года продажи LADA в России снизились на 1% по сравнению с показателем 2015 года, до 266 296 автомобилей. 17 февраля Мор сообщил, что в 2017 году АВТОВАЗ планирует увеличить объемы производства автомобилей на 13,9%, до 465 тыс. штук. В мае было продано 24,4 тыс. машин (плюс 22,6%), по итогам пяти месяцев продажи выросли на 10,5% и достигли 112,8 тыс., сообщил представитель компании.

Kunst! Листаем неоднозначную биографию седана ВАЗ-2106

У этого автомобиля было много имён: официальное — ВАЗ-2106, ласковое «шестёрочка», уважительное «шаха», а также Lada 1600 для заграничного пользования.

Автомобиль напоминает человека. Появление на свет и первые годы жизни связаны с радостными переживаниями и яркими эмоциями. Закат дней порой омрачён раздражением, усталостью и разочарованием. Такова судьба знаменитой «шестёрки». Выпуск знакомого каждому седана ВАЗ-2106 начался в конце февраля 1976-го. Во второй половине 70-х он вполне заслуженно считался наиболее совершенной и престижной моделью ВАЗа. Под занавес 30-летней конвейерной жизни «шестёрка» стала анахронизмом. Зыбкой тенью заслуженной и талантливой машины.

Говорим 2106 – подразумеваем «трёшку». История этих двух автомобилей неотделима, хотя судьба сложилась по разным сценариям. Не все знают, что решение о производстве третьей модели было принято ещё в конце 60-х. Советские разработчики между собой называли ВАЗ-2101 «Автомобилем №1», а будущая «трёшка» проходила у них как «Автомобиль №2».

«Копейка» и по задумке, и по исполнению — базовая модель, основа для расширения модельного ряда. «Трёшка» — люксовое исполнение, с улучшенной отделкой, дополненным оснащением и более мощным мотором. Готовившее машину конструкторское бюро концерна FIAT изначально предлагало в качестве прототипа модель 125. Внешностью и пропорциями она походила на Fiat 124, но была чуть крупнее, а главное — заметно отличалась технически. В частности, рессорной задней подвеской.

Нашим такой вариант категорически не понравился: не только рессорами (хотя и ими тоже), но и низкой степенью унификации. Даже освоение одной принципиально новой машины ВАЗ-2101 было связано с большими трудностями. А тут потребовалось бы готовить для конвейера два разных автомобиля. Скузи синьоры, так дело не пойдёт.

В качестве плана Б итальянцы предложили чуть более навороченный и мощный седан 124 Special. Этот устроил обе стороны. Динамичный «спечиаль» выглядел моднее и воспринимался богаче. Причём это была именно модификация базового седана без каких-либо отклонений в размерах или принципиальных конструктивных отличий.

Но если дизайн оригинального 124-го при создании «копейки» практически не трогали, то «Автомобиль №2» вышел даже привлекательнее итальянского прототипа. Эффектными сдвоенными фарами и броской хромированной решёткой прежде щеголял Fiat 124S — теперь к ним добавились ещё и стильные боковые молдинги как у «сто двадцать пятого».

Получилось отлично! Не только на словах, но и на деле ВАЗ-2103 воспринимался «люксовым» вариантом базовых «Жигулей». И это мы ещё не дошли до полуторалитрового мотора, по всем статьям превосходившего базовую версию 1.2. Наконец, была создана оригинальная приборная панель. Выпуск «трёшки» стартовал всего через год после «копейки», в 1972-м, и ВАЗ-2103 сразу превратился в наиболее совершенный автомобиль с клеймом «Сделано в СССР». Просто поставьте рядом «Москвич-412» и почувствуйте разницу.

Тем не менее завод не собирался почивать на лаврах. Разработка преемника «ноль третьей» началась практически одновременно с запуском её серийного производства. Эта обычная практика для европейских, американских и японских брендов казалась чем-то совершенно неслыханным для советского автопрома. Впрочем, «шестёрка» с самого начала задумывалась не как новая модель, а скорее как версия 3.1, исправленная и дополненная.

Главным дополнением стал двигатель. Верхневальная «четвёрка» 1.5 была расточена до 1,6 л, благодаря чему заметно вырос крутящий момент на низах. Хотя мощность увеличилась незначительно: с 72 л.с. до 75. Исправлять же нужно было немногое. Технологи потребовали уменьшить площадь хромированной решётки радиатора, оказавшейся дорогой в производстве. Кроме того, пришлось модифицировать фонари под новые международные стандарты, а также упростить конструкцию боковых молдингов.

Здесь едва ли не впервые в истории ВАЗа блеснули отечественные дизайнеры или, как их в ту пору называли, художники-конструкторы. Главный маркер «шестёрки», узнаваемые квадратные «очки», придумал Владимир Антипин. Причём к варианту с вогнутой оправой пришли не сразу: экспериментировали и с плоской облицовкой, и со скошенной.

Тот же Антипин упростил форму молдинга переднего крыла. Залихватский повторитель поворота в форме флажка, обрамлённый хромированной плашкой со вздёрнутым краем, уступил месту лаконичному прямоугольнику. Зато задняя оптика, напротив, стала более изощренной, как в художественном плане, так и функционально. В блок-фонари, созданные Владимиром Степановым, были интегрированы и фары заднего хода, и лампы подсветки номерного знака.

Другим заметным отличием «шестёрки» стали модифицированные бамперы с новыми клыками и пластиковыми наконечниками. Самые внимательные могли заметить слегка видоизменённую эмблему с ладьёй на решётке радиатора, дополнительный катафот на заднем крыле и колпаки с чёрной пластиковой заглушкой по центру. А поскольку ассортимент отечественного автопрома был небогат, внимательно изучали ВАЗ-2106 буквально все.

Точечно изменился и салон. На стильной и функциональной приборной панели с шестью круглыми циферблатами (считая часы) появились контрольная лампа низкого уровня тормозной жидкости и реостат подсветки. Ступицу руля украсило тиснение с вазовским логотипом, вплетённым в узор. Такой атавизм, как ножное включение омывателя, заменён подрулевым рычажком. Дебютировала на «Жигулях» кнопка включения аварийки. Наконец — о, невиданная роскошь для массовых советских автомобилей 70-х! — салон отделан велюром, а передние кресла снабжены регулируемыми подголовниками.

Вообще-то, первые «шестёрки» сошли с конвейера ещё в конце 1975-го. Однако началом серийного производства считается 21 февраля 1976-го. Причём согласно отраслевому стандарту новая модель «Жигулей» должна была называться ВАЗ-21031 — то есть первая модификация «третьей» малолитражной легковой модели Волжского автозавода. Но тольяттинцы обязались ежегодно осваивать новую модель, а не версию. И решили изменить индекс, чтобы торжественно отрапортовать об успехах в канун очередного XXV съезда КПСС.

Кто-то скажет, что к тому моменту «шестёрка» уже устарела на фоне передовых европейских одноклассников. Те могли похвастать практичным кузовом хэтчбек, передним приводом и пластиковыми бамперами. А у нас — металлические на классическом заднеприводном седане, созданном из Фиата десятилетней давности.

Однако в 1976-м реально продвинутые модели в низшем сегменте класса M2 по европейской классификации пересчитывались по пальцам одной руки. Был, конечно, невероятно прогрессивный Volkswagen Golf первого поколения, но была и вполне себе серая масса. В ряду таких машин, как Opel Kadett C, Peugeot 304, Ford Escort и Renault 14, «шестёрка» смотрелась достойно.

Я не хочу идеализировать ВАЗ-2106, но должен признать: для своего времени это вполне актуальный автомобиль с элегантной внешностью и приличным оснащением. «Шестёрка» отличалась высоким уровнем антикоррозийной защиты на фоне европейских моделей. Была достаточно динамичной, а главное — очень доступной.

То есть в СССР при цене в 9100 рублей ВАЗ-2106 сразу стал самым дорогим вазовским автомобилем. Даже технологически более сложная «Нива» стоила на 100 рублей меньше. Но на экспортных рынках Lada 1600 оказалась существенно дешевле непосредственных конкурентов со скромными моторчиками 1.1 или 1.2 и спартанскими базовыми салонами.

Одним из главных минусов Лады 1600 был имидж машины, созданной в «империи зла». Такая покупка требовала от западного покупателя достаточно широких взглядов. Другим недостатком являлась неразвитая дилерская сеть. Но высокопрофессиональные импортёры довольно быстро закрепились в Германии, Великобритании, Канаде и других странах.

История АВТОВАЗа: от «копейки» до Х-дизайна

20 июля 1966 года было подписано правительственное постановление «О строительстве в городе Тольятти автомобильного завода». С тех пор эта дата считается днем рождения АВТОВАЗа.

Предприятие стало одним из крупнейших производителей легковых автомобилей в Европе. За всю историю автозавода в Тольятти было собрано более 29 млн машин 50 различных серийных моделей. Каждая новая модель становилась событием не только в масштабах предприятия, но и всей страны. История АВТОВАЗа – это история отечественного автопрома.

Предлагаем вспомнить, с чего все начиналось 53 года назад, как появлялись знаковые вазовские модели, которые оказали значительное влияние на развитие автозавода и страны.

Рождение автогиганта

Советские граждане могли приобретать автомобили еще в начале 1950-х годов, но тогда выбор был невелик: самым доступным по цене легковым автомобилем являлся «Москвич», самым дорогим – «Победа». Количество выпускаемых «Москвичей» было недостаточным, чтобы покрыть спрос.

Страна нуждалась в по-настоящему «народном автомобиле». В какое-то время на эту роль претендовал даже «Запорожец». Однако многие слои населения автомобиль, относившийся к микролитражному классу, не устраивал. В итоге правительство предложило построить новый автомобильный завод, который мог бы выпускать свыше полумиллиона легковых автомобилей в год и таким образом удовлетворять автомобильный бум в стране.

Для ускорения создания такого предприятия было решено привлечь иностранных специалистов. Выбор пал на итальянский концерн FIAT, легковые автомобили которого были популярны в Европе. В частности, в 1966 году концерн представил свою новую модель FIAT 124, признанную «автомобилем года». Производство именно этой машины и предстояло освоить в СССР.

Решение о строительстве нового автомобильного завода в городе Тольятти было официально принято 20 июля 1966 года. Стройка стала грандиозной – оборудование для нового предприятия изготавливали на 844 машиностроительных заводах СССР, на 900 заводах других стран, в том числе ФРГ, Италии, Великобритании, Франции.

На такую масштабную стройку было выделено шесть лет, однако предприятие было возведено в рекордные сроки – за три с половиной года. Уже в 1970 году с конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули».

Первая «копейка» в копилке моделей

Первая модель была создана на платформе FIAT 124, однако можно сказать, что это был уже другой автомобиль. Собранный полностью из местных комплектующих, он имел по сравнению с прототипом более 800 доработок, которые были призваны приспособить автомобиль к местным дорогам и климату. В частности, был усилен кузов, увеличен дорожный просвет. Кроме того, ВАЗ-2101 обзавелся новым, более мощным, карбюраторным двигателем объемом 1,2 л.

ВАЗ-2101, или «копейка», как прозвали этот автомобиль в народе, не только сократил автомобильный дефицит в стране, но перевернул представление советских автолюбителей о легковых машинах. Высокий уровень комфорта, хорошая динамика, легкость управления, экономичность позволили в кратчайшие сроки первому автомобилю Волжского автомобильного завода стать по-настоящему «народным» автомобилем.

ВАЗ-2101 и его модификации выпускались до 1988 года, за это время было выпущено около 4,8 млн «копеек». Но и сегодня, спустя три десятилетия после того как с конвейера сошла последняя «копейка», многие из них в отличном состоянии бегают по дорогам страны и за рубежом. Кстати, с 1971 года автомобили ВАЗ-2101 поставлялись за рубеж. Именно тогда автомобиль получил экспортное имя LADA, в то время как на внутреннем рынке машина известна была как «Жигули» (по названию гор).

Популярная «шестерка»: четыре миллиона авто

Второй самой популярной за всю историю АВТОВАЗа моделью является «шестерка» (ВАЗ-2106). Ее серийное производство началось в 1976 году и продолжалось вплоть до 2006 года. Всего было выпущено более 4 млн «шестерок».

Базой для ВАЗ-2106 стал автомобиль FIAT 124 Speciale 1972 года. «Шестерка» имела сравнительно мощный двигатель объемом 1,6 л и мощностью 75 л. с. и развивала скорость до 152 км/час.

Это был четырехдверная пятиместная модель с четырех- или пятиступенчатой коробкой передач и кузовом типа «седан». В отделке нового автомобиля появились современные детали: пластмассовая окантовка передних фар, радиаторная решетка, подсветка номерного знака. В салонах улучшилась шумоизоляция, передние сиденья снабдили подголовниками, а кресла – рельефностью.

«Нива»: всегда готова к трудностям

В 1977 году на Волжском автозаводе вышел с конвейера первый ВАЗ-2121 «Нива». Эта модель открыла новую эру в истории полноприводных машин. На внедорожниках тех времен основной ведущей осью была задняя, а передняя подключалась при съезде на бездорожье. «Нива» в любой момент готова к преодолению трудных участков, так как на ней полный привод задействован всегда. Впервые на внедорожнике такого класса были применены «легковые» атрибуты, такие как несущий кузов, независимая передняя подвеска, передние дисковые тормоза. Также, в отличие от внедорожников того времени, «Нива» получила высокооборотный двигатель.

Ну и, пожалуй, самый примечательный факт: ВАЗ-2121 «Нива» стал первым полностью оригинальным автомобилем, разработанным на Волжском автозаводе.

«Нива» ВАЗ-2121 является наиболее экспортируемым советским и российским автомобилем. Были времена, когда до 70% «Нив» поставлялось за рубеж. Праворульная модификация «Нивы» даже продавалась в Японии, Великобритании и других странах с левосторонним движением.

Всего с 1977 года было выпущено около 2,5 млн внедорожников ВАЗ-2121. За свой путь «Нива» прошла несколько циклов модернизации, в 2005 году сменила название на LADA 4х4. Самая современная модификация – Urban. Машина получила кондиционер, электропакет, пластиковые бамперы в цвет кузова, металлизированную окраску, литые диски колес, более комфортабельный салон. При этом сохранен постоянный полный привод и раздаточная коробка с понижающей передачей. Обновления продолжаются и в настоящее время. Например, в 2016 году на LADA 4х4 появились газонаполненные амортизаторы и необслуживаемые подшипники передних ступиц.

Новая эпоха: последние модели с советскими корнями

После распада Союза Волжский автозавод оказался в тяжелом состоянии, как и многие предприятия в стране. Но уже к середине 1990-х предприятию удалось наладить собственное производство автомобилей.

Первой моделью АВТОВАЗа в постсоветское время стала «десятка» – ВАЗ-2110. Из-за трудностей переходного периода она вышла с задержкой на три года, лишь в 1995-м. На российском рынке этот автомобиль вполне мог конкурировать с популярными иномарками того времени, такими как Daewoo Nexia, Audi 80 или даже Opel Astra. Почти сразу была выпущена так называемая «одиннадцатая» модель, а еще через несколько лет АВТОВАЗ выпустил ВАЗ-2112. В 2007 году с конвейера выходит Priora ‒ последняя модель АВТОВАЗа с советскими корнями (за исключением LADA 4×4).

В 2008 году, в период экономического кризиса, АВТОВАЗ наладил сотрудничество с компанией Renault. Это послужило стимулом для получения финансовой поддержки от российского правительства и открыло новую страницу в истории развития предприятия. В партнерстве с французским концерном были созданы новые модели LADA: Largus, Granta и Kalina второго поколения.

Новейшая история: время «икс»

Новые времена потребовали новых автомобилей. Объединившемуся с Renault и Nissan АВТОВАЗу нужна была новая платформа, способная конкурировать с европейскими и корейскими популярными моделями. Так появилась Vesta, ставшая основой новейшей истории АВТОВАЗа.

Днем рождения Vesta можно считать 10 июня 2010 года, когда была представлена идея новой платформы АВТОВАЗа, которая должна к 2020 году обеспечить смену модельного ряда. Особенность этой машины не только в конструкции. Появление LADA Vesta значительно повысило имидж марки: по статистике, сегодня каждый третий покупатель LADA Vesta пересаживается на нее с автомобиля другой марки.

Новые модели LADA Vesta и LADA XRAY, которые вышли в 2015 году, стали настоящим прорывом для марки. Используемая Х-графика – это отличительная черта современного АВТОВАЗа. Стиль разработан командой дизайнеров завода во главе с директором по дизайну Стивом Маттином. Главные акценты нового стиля LADA – это четко выраженная Х-графика, объединяющая фары, решетку радиатора и нижние воздухозаборники, подкрепленная двумя индивидуальными хромированными элементами буквы X.

После начала выпуска обеих моделей АВТОВАЗ распространяет новый стиль LADA и на другие существующие и перспективные модели. Формируется более понятный и современный модельный ряд. У каждого потребительского сегмента свои модели: семейство LADA Granta – это бюджетные автомобили, Vesta и XRAY – автомобили подороже, и две узкоспециализированные модели – LADA 4×4 и Largus.

Самой популярной LADA по итогам продаж за первую половину 2019 года стала LADA Granta – своих покупателей нашли почти 64 тыс. автомобилей этого семейства, что на 40% превышает показатели прошлого года. LADA Vesta заняла вторую строчку рейтинга: за полгода продано более 55 тыс. автомобилей.

История не раз доказывала, что выпуск даже самых удачных автомобилей приходит к концу. Когда-то конвейер остановится и для Vesta, как в свое время для популярной «копейки». Но АВТОВАЗ останавливаться не намерен – до 2026 года завод пообещал запустить в серию восемь новых моделей.

События, связанные с этим

«Вечные двигатели» и их создатели. Владимир Климов

ВАЗ и его филиал сокращают 1900 человек

Рабочие ВАЗа регулярно выходят протестовать против увольнений и низких зарплат

Волжский автозавод (ВАЗ) и его дочернее предприятие объявили о сокращении 1900 сотрудников. Бывшие вазовцы не знают, где в Тольятти искать новую работу при отсутствии вакансий.

Председатель профсоюза ОАО «АвтоВАЗ» Сергей Зайцев пояснил Русской службе Би-би-си, что новые сокращения – это «продолжение начатой в прошлом году программы оптимизации производства».

«По этой программе в 2014 с АвтоВАЗа уволили более 7,5 тысяч сотрудников. Сейчас принято принципиальное решение – не сокращать рабочих, – сказал председатель официального профсоюза. – Поэтому под сокращение в январе попали 1100 топ-менеджеров. Уведомления о сокращении им начали вручать с 14 января, когда коллектив завода ещё был на новогодних каникулах».

Новое сокращение штатов, по словам Зайцева, — вынужденная мера, вызванная спадом продаж автомобилей Lada на российском рынке.

Продажи тольяттинских автомобилей в прошлом году упали на 15% по сравнению с 2013 годом. Из-за этого предприятие испытывает нехватку средств.

Новое сокращение кадров позволит заводу сэкономить в 2015 году около 400 млн рублей (около 6 млн долларов), которые пойдут на зарплату рабочим.

На встрече с журналистами в конце января президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон заявил, что «в случае существенного снижения спроса компания может перейти на четырехдневную рабочую неделю».

По словам представителя профсоюза завода, сокращение кадров не связано со спадом продаж автомобилей Lada на российском рынке

Сейчас на АвтоВАЗе работает 52 тысячи человек, 10 тысяч из них – менеджеры. Один из попавших под сокращение, Алексей Комаров, рассказал, что уже сейчас вынужден подыскивать себе новую работу.

«В Тольятти вообще сложно найти работу, и еще более сложно трудоустроиться, если ты менеджер-управленец. Придется переезжать в Москву и там заново начинать карьеру», – говорит Комаров.

Сокращения на дочернем производстве

Сокращения идут и на дочернем предприятии автозавода. 27 января получили первые уведомления о сокращениях рабочие «дочки» АвтоВАЗа — Волжского машиностроительного завода (ВМЗ). Председатель профсоюза ОАО»АвтоВАЗ» Сергей Зайцев рассказал, что на предприятии, где работает 3 тысячи человек, сократят 800 рабочих.

ВМЗ занимается оснащением производств АвтоВАЗа технологическим оборудованием. Сейчас завод принимает участие в подготовке производства автомобиля LADA Vesta: производит пресс-формы для деталей.

В отличие от топ-менеджеров, рабочие Волжского машиностроительного завода не знают, где искать новую работу в случае сокращения. Один из попавших под сокращение рабочих, Виктор (просивший не называть его фамилию), рассказал, что был в службе трудоустройства Тольятти. Там ему посоветовали прийти в конце февраля, когда, возможно, для него появятся подходящие вакансии.

Политолог аналитического центра «Свободное общество» Павел Данилевич считает, что на ВАЗе неизбежны новые сокращения: «У всех автоконцернов мира периодически возникают проблемы со сбытом. Это происходит из-за роста цен на продукцию и в сезоны, когда спрос на автомобили падает. Нынешний кризис на ВАЗе не из-за снижения продаж автомобилей».

«Современный автозавод — это производство, где работают станки-автоматы и 10-15 тысяч рабочих. На ВАЗе сейчас 52 тысячи сотрудников, это очень много. ВАЗ – предприятие, десятилетия дотируемое федеральным центром. До 2020 года федеральный центр инвестирует в АвтоВАЗ 180 млрд рублей. В 2014 году из бюджета Самарской области заводу перечислено 600 млн рублей», — отметил он.

По информации службы занятости Тольятти, в городе сейчас 4800 безработных, большинство из которых — бывшие сотрудники Волжского автозавода

«Эти деньги правильнее было бы потратить не на зарплату рабочим, а на оснащение производства новым оборудованием и переобучение сокращаемых рабочих. ВАЗ – градообразующее предприятие Тольятти. Поэтому именно мэрия должна помогать в трудоустройстве сокращаемых с автозавода», — сказал Данилевич Русской службе Би-би-си.

По информации службы занятости Тольятти, в городе сейчас 4800 безработных, большинство из которых — бывшие сотрудники Волжского автозавода. Из 7500 уволенных с АвтоВАЗа в прошлом году сотрудников на учет в центр занятости встали 1500 человек.

Независимый профсоюз против сокращений

Председатель независимого профсоюза ОАО» АвтоВАЗ» «Единство» Петр Золотарев рассказал Би-би-си, что его организация помогает в восстановлении на работе сокращенным с завода сотрудникам.

Начиная с октября прошлого года десять вазовцев подали в суд иски к руководству завода о незаконном увольнении. Они в суде оспорили свое увольнение, используя право, предоставленное 179 статьей Трудового кодекса РФ, предусматривающей преимущественное право оставления на работе для специалистов с более высокой квалификацией. Все рабочие по решению суда были восстановлены в должности.

«Мы постоянно устраиваем митинги, протестуя против низкой зарплаты и сокращений. Последний митинг был 14 декабря. Эффект нулевой. Руководство оставило митинг без внимания. Помитинговали и разошлись. Сокращенные люди нищают, живут впроголодь, питаясь тем, что вырастили в прошлом году на своих дачах и огородах. До начала дачного сезона еще далеко, не дай бог, бывшие рабочие пойдут воровать», — отмечает Золотарев.

Тем временем, как сообщает сайт «Деловой Петербург», по данным исследования Финансового университета при правительстве России, Тольятти признан самым бедным городом России. Количество бедного населения в Тольятти достигает 57% из 700 тысяч жителей; 14% горожан находится в положении критической бедности.

«АвтоВАЗ» седьмой год подряд сокращает штат

Численность «АвтоВАЗа» на 31 декабря 2019 г. составила 35 028 человек, говорится в презентации президента автоконцерна Ива Каракатзаниса. Ее топ-менеджер показывал на встрече руководителей завода, сюжет об этом сделал принадлежащий компании телеканал «Lada ТВ». Таким образом, за год численность персонала снизилась на 8% – в конце 2018 г. на заводе работало 38 070 человек.

Сократилось в 2019 г. и производство автомобилей. На заводе в Тольятти оно упало на 8,7% до 413 000 машин. В презентации это объясняется прежде всего снижением заказов от партнеров, ведь помимо Lada здесь производятся автомобили Renault и Datsun. Выпуск на заводе в Ижевске, где производятся автомобили семейства Lada Vesta, снизился на 2,2% до 128 000 шт., указано в презентации.

Снижение численности персонала «АвтоВАЗа» в 2019 г. произошло за счет естественной убыли – выхода сотрудников на пенсию, увольнения по собственному желанию и проч., говорит представитель «АвтоВАЗа».

«АвтоВАЗ» вводит режим простоя 7 и 8 февраля

Снижение численности сотрудников «АвтоВАЗа» продолжается уже семь лет подряд. Ранее компании неоднократно приходилось сокращать сотрудников. Наиболее массовые сокращения происходили в 2008–2009 и 2014–2015 гг. В 2008–2009 гг. численность персонала сократилась примерно на 30 000 человек, в 2014–2015 гг. – более чем на 20 000 человек.

Но иногда компания сама мотивировала желающих уйти. Таким людям компания предлагала выплатить до пяти средних зарплат, напоминает председатель профсоюза автозавода Сергей Зайцев. Планов по изменению численности и производства на 2020 г. он не знает. Представитель «АвтоВАЗа» сказал, что сокращений персонала не планируется. Зато продолжится набор в службу инжиниринга предприятия, штат которой за последние три года пополнило 1100 новых специалистов. Что касается производства, то «АвтоВАЗ» «будет гибко реагировать на объемы рынка», добавил он.

В 2017–2018 гг. российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей рос двузначными темпами, восстанавливаясь после двукратного падения в 2013–2016 гг., а в 2019 г. вновь снизился на 2,3%. В этом году тенденция продолжится, ожидает Ассоциация европейского бизнеса. При этом продажи Lada в 2019 г. на российском рынке незначительно выросли – на 0,6% до 362 356 машин.

Российский завод Nissan может приостановить выпуск автомобилей в марте

Численность сотрудников завода Nissan в Санкт-Петербурге в 2019 г. осталась на уровне 1900 человек, а производство автомобилей снизилось на 7,4% до 52 339 шт., рассказал представитель компании. Снизил в 2019 г. производство и петербургский завод «Хендэ мотор мануфактуринг рус» (производит автомобили Hyundai и Kia) – на 0,6% до 245 000 автомобилей. Численность сотрудников при этом выросла на 1,3% до 2320 человек. План на 2020 г. – выпустить 230 000 шт. и довести штат до 2340 сотрудников, рассказал представитель предприятия. Представитель Renault сказал только, что численность сотрудников завода в Москве составляет 5125 человек, производство он не раскрыл. Его коллега из Volkswagen пояснил, что российский завод автоконцерна в Калуге при сохранении численности увеличил в 2019 г. производство на 7% до 214 000 машин. Калининградский «Автотор» в 2019 г. увеличил производство на 5% до 212 000 автомобилей, сообщал ТАСС. Представители УАЗа, Toyota, «ПСМА рус» на вопросы «Ведомостей» не ответили.

«АвтоВАЗ» планомерно оптимизирует численность не только из-за сокращения рынка и производства, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Автогигант создавался еще в советские времена как предприятие, выпускающее не только автомобили, но и широкую номенклатуру комплектующих. Вдобавок у него было много социальных объектов. И по мере модернизации производства, избавления от непрофильных производств и повышения автоматизации производства «АвтоВАЗу» приходилось сокращать избыточный персонал, указывает Беспалов. Поначалу с помощью массовых сокращений, а затем с использованием более мягких методов. У автозаводов же, построенных иностранными автоконцернами в России, меньше технологических операций. Так что у них нет необходимости в существенном изменении штата, заключает эксперт.

Царская кровь и ОМОН. Что помогло советским заводам дожить до 2021 года

«АвтоВАЗ»

Как начинали

История завода «АвтоВАЗ» (до 1971 года «Волжский автомобильный завод», ВАЗ) началась в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века — с приходом в СССР итальянской автокомпании Fiat. Тогда советские власти построили в городе Тольятти Волжский автозавод с полным производственным циклом. Итальянцы взяли на себя технологическое оснащение предприятия и обучение специалистов.

Именно с конвейеров «АвтоВАЗа» сошёл народный автомобиль «Копейка», созданный по образцу итальянского Fiat 124, — самая массовая легковушка советского периода. Первую партию «копеек» — всего шесть автомобилей — собрали в 1970 году. Уже спустя четыре года завод выпустил свой миллионный автомобиль и вышел на проектную мощность — 660 000 машин в год.

Прославился завод не только «Копейкой», но и внедорожником «Нива», о котором мечтал практически каждый советский мужчина. Эксперты называют «Ниву» лучшим автомобилем в истории Волжского автозавода и самой успешной экспортной моделью «АвтоВАЗа» за всю его историю.

Как пережили 90-е

Приватизация 90-х вышла для «АвтоВАЗа» боком: завод попал в самую гущу криминальных войн между 15 преступными группировками, которые промышляли в Тольятти. Дело доходило даже до перестрелок у заводских КПП.

Завод был действительно лакомым куском: здесь можно было не только собирать «дань» с посредников, которые продавали авто, но и контролировать магазин при заводе — единственного официального дилера в начале девяностых.

председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ»

Нашлись хваткие ребята, которые стали обкладывать наших работяг данью: без их посредничества машину не продашь, не довезёшь до дома. Потом наши рэкетиры перекинулись на иногородних покупателей, забиравших автомобили с завода, а когда появились торговые фирмы, делающие у нас оптовые закупки, взяли под свою «крышу» и их. А другие группировки аналогичным образом контролируют поставки комплектующих на завод. Мы все это видели с самого начала, знали по именам лидеров всех группировок, и правоохранительным органам они известны (цитата по tltgorod.ru).

Масштабы хищений приняли огромный размах: к середине 90-х практически вся продажа автомобилей и запчастей шла через руки бандитов. В те годы доходы преступных групп могли достигать 700 млн рублей. А дилеры компенсировали размеры «дани» за счёт покупателей, увеличивая розничную цену на авто.

Сначала завод пытался справиться с ситуацией собственными силами, создав из вазовских охранников спецподразделение для борьбы с «внутризаводским рэкетом». Но затем понял, что не справляется — и взялся содержать за свой счёт целое милицейское подразделение. А ещё — поставил на проходную присланных из Самары омоновцев, а к заводской экспедиции приставил сотрудников областного УБОПа.

Несмотря на все эти меры, влетевшие заводу в копеечку, машины продолжали «пропадать» с территории предприятия. «Братки» подкупали заводскую охрану, зачастую даже внедряя в её ряды своих людей, и отгружали машины партиями — прямо с конвейера.

Несговорчивых руководителей завода запугивали, а если это не действовало, то жестоко избивали или убивали. Ситуация не менялась до 1997 года, когда руководство «АвтоВАЗа» напрямую обратилось в Правительство РФ с просьбой защитить завод от криминального беспредела.

Вскоре после этого на предприятии провели милицейскую операцию «Циклон», которую среди населения прозвали «Куликовской битвой» (по фамилии тогдашнего министра внутренних дел Анатолия Куликова, который лично курировал освобождение завода из рук бандитов). Спецоперация была действительно мощной: в ней участвовала смешанная следственная группа МВД, ГТК и налоговой полиции в сопровождении около 300 бойцов московского СОБРа и нескольких единиц бронетехники.

Собровцы взяли предприятие под свой контроль, после чего на заводе сменили всю заводскую охрану и обновили систему пропусков. Только после этого бандиты потеряли возможность с легкостью проникать на производство, а администрация восстановила контроль над предприятием.

Несмотря на все сложности 90-х, завод работал практически без остановок и выпускал не менее 500 000 авто в год.

«Основным преимуществом продукции предприятия в 90-е являлась цена (нижний ценовой сегмент), но при этом качество продукции на внутреннем рынке оставляло желать лучшего. Неудовлетворенный внутренний спрос на средства передвижения, низкая цена и государственная поддержка способствовали выживанию завода», — рассказала «Секрету» Татьяна Щербакова, кандидат экономических наук, доцент экономического факультета РУДН.

Однако из-за непростой криминальной обстановки в городе завод, акции которого принадлежали работникам, в итоге решили передать федеральному игроку — «Рособоронэкспорту».

Фото: Николай Никитин /ИТАР-ТАСС

Каких «успехов» добились в 2000-е

Следующие 10 лет были не менее богаты на события: «АвтоВАЗ» запустил производство Lada Priora, добился рекордного с 90-х выпуска (более 800 000 авто в год) и распределил 75% своих акций между французской Renault, «Ростехнологиями» и «Тройкой диалог».

Кризис 2008–2009 годов дался заводу нелегко. Игорь Комаров, в то время гендиректор предприятия, объявил об убытках 35 млрд рублей, а по компании прокатилась волна сокращений. Де-факто Минпромторг признал предприятие банкротом. Однако благодаря помощи правительства уже в 2010 году компании удалось выйти на операционную прибыль.

История с миллиардными убытками повторилась по итогам 2015–2017 годов, несмотря на стремительный рост продаж новой Lada Vesta. Выйти из убытков удалось лишь в 2018 году, по итогам которого компания показала почти 6 млрд рублей прибыли.

кандидат экономических наук, профессор, зав. кафедрой маркетинга РУДН

С начала 90-х вплоть до 2005 года многострадальный «АвтоВАЗ» неоднократно менял собственников, которые выжимали из него советские заделы. Доля «АвтоВАЗа» постепенно снижалась. И лишь после того, как контроль над ним перешел к «Ростехнологиям», ситуация изменилась к лучшему. Госкорпорация навела порядок и нашла стратегического инвестора — глобальный альянс Renault- Nissan. Сейчас «АвтоВАЗ» перешел в устойчивое развитие, радикально обновлен модельный ряд, доля продаж на российском рынке растёт.

Что происходило с прибылью «АвтоВАЗа»

Что произошло с приходом пандемии

Несмотря на то что «АвтоВАЗ» закончил 2019 год в небольшом плюсе, в концерне ожидали падения рынка и в 2020-м. И не ошиблись: високосный год подкосил продажи компании примерно на 5%, но динамика была лучше рынка, упавшего в среднем на 10%. На руку «АвтоВАЗу» сыграла локализация на фоне пандемии и господдержка.

Очаковский пивзавод

Как начинали

Московский пиво-безалкогольный комбинат «Очаково» появился накануне летних Олимпийских игр 1980 года. На международных соревнованиях надо было утолять жажду гостей со всего мира, а пива, кваса, газировки и минеральной воды не хватало в Советском Союзе и без всяких соревнований.

Завод открыли в декабре 1978 года. Здесь впервые в СССР начали разливать Pepsi и Fanta. Как говорят представители пивзавода, это единственный в мире прецедент, когда одна компания одновременно выпускала продукцию PepsiCo и The Coca-Cola Company.

За первые 10 лет на предприятии сменилось 13 руководителей. А в 1988 году предприятие возглавил Алексей Кочетов, на тот момент руководитель отдела нового оборудования Министерства пищевой промышленности СССР. Он руководит пивзаводом и по сей день.

«Ситуацию я застал непростую, — вспоминал Кочетов. — Вся территория (завода) была завалена мусором, из-за плохо работающей канализации на полу почти всегда стояло 5–10 сантиметров воды. Оборудование за 10 лет устарело и не давало нужной выработки, что, естественно, сказывалось на зарплатах сотрудников. Нужно было как можно скорее проводить модернизацию».

Но провести её удалось только в 1994 году (об этом — ниже). А в конце 80-х перед Кочетовым стояла ещё одна — технологическая проблема. «Это был период борьбы с пьянством, время сухих законов, а значит, больших проблем в технологии пивоваренного производства: пиво после семи дней выпадало в осадок», — рассказывал он.

Все о новых руководителях и работниках АвтоВАЗа

Дмитрий Михаленко коренной тольяттинец – 38 лет. В должности вице-президента по персоналу и социальной политике ОАО “АвтоВАЗ” всего год, но в совокупности на заводе отработал 16 лет. Именно ему было поручено устроить судьбу тысяч горожан, для которых на ВАЗе работы не нашлось. Последние полгода он занимается трудоустройством и подыскивает новые проекты для бывших сотрудников АвтоВАЗа.

О том, на что могут рассчитывать тольяттинцы, почему они не едут и не поедут собирать иномарки на другие автозаводы, зачем на конвейер набрали студентов и для чего ВАЗу понадобились снегоходы, мы и поговорили в легендарной вазовской “высотке”.

– Дмитрий Геннадьевич, на ВАЗе – очередные перестановки в руководящем составе. Ушли вице-президент по маркетингу и продажам Максим Нагайцев и вице-президент по техническому развитию Сергей Гайсин. Должность последнего занял бывший главный конструктор Евгений Шмелев.

– Да, есть приказ по Нагайцеву от 10 июня и Гайсину от 11 июня. А 15 июня на должность вице-президента по техническому развитию назначен Шмелев.

– Как считаете, Шмелев хороший будет руководитель?

– Конечно – и был хорошим, и останется. Евгений Николаевич Шмелев давно работает на заводе. Настоящий профессионал, последние несколько лет работал главным конструктором, это важно.

– Будем надеяться, что обмен креслами завершен и с этим назначением на заводе наконец приступят к производству. А что касается маркетинга, как вы думаете, реально кого-то сейчас на заводе найти на эту должность?

– Сейчас обязанности вице-президента по маркетингу исполняет Федосов Артем Анатольевич. Все решения о назначениях подобного уровня принимает президент АвтоВАЗа Игорь Комаров – я не прогнозирую.

– После того как ВАЗ, Renault и Nissan стали равноправными партнерами, можно ли говорить о возможности карьерного роста для сотрудников АвтоВАЗа внутри этих трех компаний вплоть до постов в Renault и Nissan?

– Я думаю, это возможно. Вазовцы проходят стажировку и обучение на Renault и на Nissan по разным направлениям, в том числе по качеству.

– Какие программы переобучения действуют на данный момент?

– Есть программа переобучения ста работников дочерних предприятий “АвтоВАЗ-Перспектива” и “Реформинг-Центр”, они обучаются на Renault. Сорок два человека уже прошли стажировку. С “Автофрамосом” у нас программа стажировки уже для пятисот работников. Существует целый ряд программ по разным направлениям деятельности, мы ведем совместную работу по постановке на производство новых моделей автомобилей.

– Чему именно учатся люди? И какие специальности требуют переподготовки в первую очередь?

– Там целый ряд направлений: и начальники, которые перенимают опыт, и инженеры, есть рабочие, которые после стажировки и будут трудоустроены в производстве новых моделей автомобилей АвтоВАЗа. Люди учатся на предприятиях Renault во Франции, в Румынии, на “Автофрамосе” в Москве. Кроме того, у нас действует программа Lada Quality Program (LQP) – по ней будет переобучаться персонал уже на территории нашего завода, будет создана специальная школа для большого количества людей. Это руководители среднего звена – начальники цехов – и рабочие. По этой программе у нас в плане на 2011 год обучить 1100 рабочих, на 2012-й – дополнительно еще 1900 рабочих.

– Когда начнет работать эта школа?

– Осенью – сейчас мы вместе с французами разрабатываем регламент.

– За последние полгода с АвтоВАЗа уволили огромное количество людей. Где сейчас все эти люди и на что они живут?

– АвтоВАЗ никого не оставил без средств к существованию. Это принципиальная позиция – и наша, и профсоюза компании, и государства. У нас есть ежедневная справка по численности персонала о том, как и где работают люди. Вот смотрите (показывает отчетность). Сегодня на АвтоВАЗе работает 72 218 человек. По сути, меньше чем за год наш персонал, действительно, уменьшился на 30 тыс. человек (29 940). Из них более 15 тыс. – пенсионеры и работники предпенсионного возраста, которые ушли на пенсию, получив, кстати, от завода дополнительную корпоративную пенсионную выплату.

– То есть они могут искать какую-то подработку в городе, если захотят.

– Безусловно. Человек на пенсии делает то, что считает нужным. Кроме того, такие работники – все члены профсоюза АвтоВАЗа – кроме государственной пенсии получили также выплаты от завода: те, кто увольнялся до 1 ноября 2009 года, получили 20% среднемесячной заработной платы за каждый отработанный год; кто уволился в течение следующего месяца – 10%, кто ушел в течение декабря – 5%. То есть мы поэтапно уменьшали корпоративные выплаты. В среднем каждому уходящему на отдых АвтоВАЗ заплатил более 100 тыс. рублей.

– Людей уговаривали покинуть завод?

– Нет, каждый принимал решение добровольно, это личный выбор: уйти на пенсию или остаться на заводе – можно было перейти в созданные в конце 2009 года дочерние общества. Сегодня на АвтоВАЗе работает порядка 3 тыс. пенсионеров и около 1,5 тыс. работников предпенсионного возраста.

– Хорошо, то есть 15 тыс. человек ушли на пенсию, а остальные 15 тыс.?

– 2,5 тыс. сотрудников АвтоВАЗа перешли вместе с теми объектами социальной инфраструктуры, которые мы передали городу и в Федеральное медико-биологическое агентство. Таким образом были сохранены социальные функции переданных объектов и обеспечена занятость людей. При этом у работников тоже был выбор: перейти с этими объектами на муниципальную или федеральную службу или начать работать в дочерних обществах. Также “естественная текучесть” персонала за год составила 5,5 тыс. человек – на каждом предприятии есть те, кто увольняется по разным причинам, по собственному желанию, например в связи с переездом куда-то, молодые ребята уходят в армию. В дочерние общества перешло 6,5 тыс. человек. А за счет того, что приема новых работников сейчас на АвтоВАЗе нет, численность уменьшилась. И, таким образом, сегодняшний АвтоВАЗ – это 72 тыс. человек.

– До конца года еще будут увольнения?

– Никаких массовых сокращений не было, нет и не будет. Целевая численность на 2010 год – 71 260 человек, то есть превышение – 950 работников.

– То есть их попросят.

– Повторяю – мы никого не “просим”: около 400 человек в месяц – “естественная убыль” персонала. Но это нормально – и, между прочим, на 50%, то есть в два раза меньше, чем год назад: кто-то новую работу нашел, изменились семейные обстоятельства, переехали, решили заняться чем-то другим.

– А сотрудники ваших дочерних предприятий, “АвтоВАЗ-Перспектива” и “Реформинг-Центр”, – чем они занимаются?

– Сейчас перед АвтоВАЗом стоит амбициозная задача – постановка на производство новых моделей без остановки производства, кстати. Корпус № 15/3 (27 тыс. кв. м), например, сейчас переделываем полностью под производство нового силового агрегата. Рядом корпус № 70 (56 тыс. кв. м) – там будет сварка новых моделей автомобилей, корпус № 61, куда переносится оборудование из 70-го корпуса – тоже порядка 30 тыс. кв. м, первая линия главного конвейера, которую тоже надо подготовить к производству новых машин, – огромный объем работы. Плюс ЗАК (завод автокомпонентов) – там идет создание мощностей для технопарка. Люди полностью заняты – в основном на этих пяти объектах плюс выполняют работу на инфраструктуре завода.

– То есть они приходят на завод и переносят разные предметы с одного места на другое.

– Не переносят! Они демонтируют старое оборудование, готовят новые мощности. Вот результаты работы дочерних обществ по май месяц включительно (показывает отчетность): демонтировано 1067 единиц оборудования, восстановлена 831 единица оборудования, освобождено 57 тыс. кв. метров производственных площадей. Окрашены тысячи метров межферменного пространства, 899 фундаментов подготовлено. Это – работа сотрудников дочерних обществ, которые осуществляют свою деятельность за счет средств федерального бюджета.

– Уровень жизни людей после того, как они перешли в дочерние общества, снизился?

– Нет, остался таким же: при переходе в дочернее общество у работника оставался тот же разряд, тот же оклад, тот же размер премии. В некоторых случаях изменение зарплаты было связано с изменением условий труда: например, человек работал в металлургическом производстве около печки и получал выплаты за вредность, а стал работать на демонтаже оборудования – этих выплат не стало. Но мы делали анализ заработной платы: у кого-то она уменьшилась, а у кого-то увеличилась, потому что он стал работать более напряженно. Сегодня организованы рабочие субботы в дочерних обществах – по желанию человек может заработать в субботу двойную зарплату.

– А какой смысл был переводить этих людей в дочерние общества, если у них остались те же зарплаты и т. д.?

– Мы не могли обеспечить этих людей работой, а эти дочерние общества сегодня существуют за счет средств федерального бюджета и занимаются модернизацией производства. Я хочу подчеркнуть – здесь нельзя говорить о “сокращениях” и считаю, что проделана серьезная работа, которая позволила никого не оставить на улице. Мы благодарны правительству РФ, Минздравсоцразвития, администрации Самарской области – все они поддержали АвтоВАЗ, одни мы бы не справились.

– Но вот вы вывели людей в дочерние общества, а сейчас вам не хватает рабочей силы и вы набрали студентов, это так?

–- Да, мы приняли на работу студентов наших профильных учебных заведений – будущих кадровых работников АвтоВАЗа. Тем самым мы решаем две задачи: студенты получают необходимые практические навыки реального производства, а предприятие готовит высококвалифицированные кадры и берет на особую заметку показавших себя студентов.

– Сколько взяли студентов, чем они занимаются и как это может повлиять на качество продукции?

– Люди сначала учатся, а потом начинают работать. 2800 человек работают по срочным трудовым договорам – это бывшие работники АвтоВАЗа, которые пришли из армии, студенты наших базовых учебных заведений, где есть профильные техникумы, училища, институты.

– Был ли смысл тогда выводить людей с завода?

– Мы увеличили производственную программу на лето – сегодня не принято решение о том, что будем переводить этих людей на постоянную работу.

– В производстве игрушек и снегоходов ваши дочерние общества будут участвовать?

– Основное дело АвтоВАЗа – производство автомобилей Lada – искренне надеюсь, что всем в нашей стране это известно. Может быть, дочерние общества и будут делать когда-нибудь игрушки – договоров и подписанных соглашений нет. По снегоходам: Тольяттинский государственный университет (ТГУ) разработал конструкцию снегоходов, сделал опытные образцы, есть предприятие, которое разместило заказ на производство снегоходов на разных предприятиях, в том числе 30 сотрудников “АвтоВАЗ-Перспективы” будут заняты в этом проекте.

– То есть вы выступаете лишь как рабочая сила, вы не просчитываете рынок снегоходов и так далее?

– Есть заказчик, он оплачивает работу. А мы просчитываем возможности создания рабочих мест для тех вазовцев, которые перешли в дочерние общества. Мэрия Тольятти тоже работает в этом направлении, администрация Самарской области. 753 рабочих места, например, должны быть созданы в ЖКХ, там тоже будет обеспечен достойный уровень зарплаты.

– ЖКХ – то есть дворники и сантехники?

– Речь идет об управляющей компании ЖКХ – да, будут и дворники, и сантехники, а что в этом странного? Городу нужны очень многие профессии. Будет и директор УК, и бухгалтер. Но еще раз хочу пояснить: люди переходят на другие работы исключительно по собственному желанию. Сейчас начнется активное строительство в ОЭЗ – постановление в ближайшее время будет подписываться правительством РФ; выделены средства на капремонт жилых домов – и там нужны люди. Плюс коммерческая деятельность – снегоходы, кстати, которые мы с вами обсуждали. АвтоВАЗ давно и плотно сотрудничает с Центром занятости Тольятти – смотрим варианты трудоустройства наших сотрудников, которые перешли в дочерние общества, передаем им информацию. Вакансий сегодня в нашем городе не одна тысяча – есть руководители, инженеры, специалисты.

– У вас есть статистика по трудоустройству бывших вазовцев, например, на других автозаводах? Вы следите за судьбой этих людей?

– А у нас нет автозаводов-то других.

– Питер, Калуга, например.

– Эти предприятия нельзя сравнить с АвтоВАЗом. Мы проверяли, куда едут люди, где начинают работать. Должен сказать, что большинство, конечно, уезжать не планирует. Специально увольняться и переезжать в другой город – таких примеров немного. Есть высококлассные специалисты, они переезжают на предприятия Sollers, например, на ГАЗе работали наши люди.

– А вы можете отметить слабые места выходцев с ВАЗа? Возможно, им на что-то нужно обратить внимание, чтобы быть востребованными специалистами в современном автопроме?

– Вы имеете в виду автопром в Калуге, Питере или еще где-то?

– Готовы ли эти автозаводы предоставить людям жилье, зарплату, какие-то отличные условия, чтобы они переехали туда? Думаю, что нет – особенно в условиях сегодняшней экономики.

– Говорят, из НТЦ инженеры поразбежались. Есть кому машины-то строить?

– Численность сотрудников НТЦ составляет 3600 человек, в том числе 2,5 тысячи человек – это инженерный состав. А проводимая серьезная работа по обновлению модельного ряда, постановке на производство новых и модернизированных моделей автомобилей и служит ответом на ваш вопрос.

– Вы планируете восполнить инженерный состав, когда речь пойдет о производстве новых моделей?

– Возможно, будем принимать отдельных специалистов по некоторым направлениям.

– Какая сегодня средняя зарплата на ВАЗе?

– За май зарплата промышленно-производственного персонала составила 17 591 рубль, в том числе средняя зарплата рабочего – 16 900 рублей; инженера НТЦ – 17 953 рубля. Надо сказать, в последние месяцы уровень зарплаты возвращается к докризисному.

– А зарплата топ-менеджеров?

– АвтоВАЗ – коммерческая компания, не вижу смысла раскрывать эту информацию.

– Каков средний возраст на ВАЗе?

– 38 лет, а еще недавно было 42 года.

– А сколько сейчас вице-президентов на ВАЗе?

– Десять вице-президентов и два исполнительных вице-президента – а еще год назад было 30.

После беседы для меня организовали экскурсию по заводу и продемонстрировали, как переоборудуются корпуса под производство новых моделей. В будний день около 21:00 работа кипела – факт.

10 фактов о Lada Priora, которая ушла в историю

Публикация от Priora Family (@priorafamily) 4 Авг 2018 в 7:42 PDT

1. Последняя Lada Priora сошла с конвейера завода в Тольятти 18 июля, через два дня после официального объявления о прекращении ее производства. Доказательством служит снимок «прощального» автомобиля в Instagram-аккаунте Priorafamily. На фото фигурирует белый седан, украшенный цветными воздушными шарами, на капоте размещен плакат с надписью «Последний!».

2. Lada Priora — это глубокая модернизация семейства ВАЗ-2110, которое встало на конвейер в 1996 году. При масштабном обновлении в конструкцию было внесено более 950 принципиальных изменений и использовано более 2000 новых деталей. Экстерьер был разработан дизайнерами Волжского завода. Интерьер создавали дизайнеры из итальянской студии Carcerano.

Прототип Lada Priora под названием Lada 2170 был представлен в августе 2003 года. Однако в серию модель появилась лишь в марте 2007 года. Длительная отсрочка была связана с подготовкой к выпуску хэтчбека Kalinа.

3. Производство началось с модификации седан, в феврале 2008 года модельная линейка пополнилась исполнением пятидверный хэтчбек, в мае 2009 года началось производство универсала. Кроме того, АвтоВАЗ выпускал малыми сериями модификацию «купе» (фирменное обозначение трехдверного хэтчбека) и вело разработку кабриолета на его базе. В течение 11 лет компанией было выпущено более миллиона единиц Priora. В 2009 и 2012 годах Priora становилась самым продаваемым автомобилем в России.

4. На наших дорогах можно встретить также удлиненное исполнение Lada Priora Premier. Речь о модификации модели, мелкосерийный выпуск которой начался на мощностях тольяттинской компании ЗАО «Супер-Авто» в ноябре 2008 года. Главное отличите такого автомобиля — увеличенное на 175 мм межосевое расстояние.

За счет удлиненной базы был расширен проем задней двери, что облегчило посадку и добавило места задним пассажирам. Отличительная особенность экстерьера — вертикальная вставка в стекле задней двери. Модификация комплектовалась 1,8-литровым двигателем ВАЗ-21128 мощностью 100 л.с. и усиленной 5-ступенчатой «механикой» со сцеплением немецкого производителя Luc.

5. В августе 2009 года на Международной автомобильной выставке «Интеравто» была представлена «заряженная» версия седана Priora Sport, которая в сентябре того же года поступила в продажу. Такой автомобиль отличался аэродинамическим обвесом, легкосплавными 16-дюймовыми колесными дисками с низкопрофильной резиной и уменьшенным дорожным просветом. В салоне были установлены передние спортивные сиденья.

Бензиновый 1,6-литровый мотор был форсирован до 125 л.с. и работал в связке с 5-ступенчатой «механикой». На каждом из колес были установлены дисковые тормозные механизмы. Производство «спортивной» Priora велось мелкими партиями до 2015 года.

6. Lada Priora принимала участие в мировом чемпионате по кольцевым автогонкам WTCC. Речь идет, конечно же, не о серийном седане, а болиде, построенном на платформе Priora специалистами заводской команды Lada Sport. Такой автомобиль дебютировал в седьмом этапе чемпионата мира в Португалии в 2009 году и был оснащен 2-литровым бензиновым двигателем Opel C20XE с отдачей 275 л.с. и 6-ступенчатой кулачковой секвентальной трансмиссией Hewland.

Тормозную систему предоставила AP Racing. Рулевое управление — это сочетание «рейки» фирмы ZF и насоса гидроусилителя с электроприводом BMW. Автомобиль получил также аэродинамический обвес и спортивную подвеску. Двукратный чемпион британского туринга Джеймс Томпсон выступил на такой Priora на пяти этапах WTCC, а также две гонки в Италии закончил на шестом месте.

7. С 2012-2015 годы Lada Priora выпускалась на предприятии Чеченавто. На Северном Кавказе модель занимает особенно высокую долю в парке (8,1%), а в отдельных регионах эта доля еще выше. Например, в Чеченской Республике доля Lada Priora в парке достигла 18,1%, т.е. почти каждый пятый автомобиль на дорогах, в Дагестане (11,8%) и Ингушетии (11%) — практически каждый десятый. Самый большой парк модели насчитывается в Приволжском (243,7 тысячи штук) и в Северо-Кавказском (166,4 тысячи штук) федеральных округах.

В ноябре 2014 года стартовали продажи модификации Priora 1,8L во всех трех вариантах кузовного исполнения. Автомобилю выделили 1,8-литровый бензиновый мотор с отдачей 123 л.с. и 165 Нм. Мелкосерийный выпуск такой модификации наладила тольяттинская компания «Супер-Авто».

Больший рабочий объем двигателя был получен за счет увеличения хода поршней, которые поставлялись североамериканской компанией Federal-Mogul. В качестве трансмиссии такой автомобиль получил усиленную 5-ступенчатую «механику» с тросовым приводом, сцеплением LUK и передаточным отношением главной пары 3,7.

8. Согласно опросу, проведенному в минувшем июле специалистами аналитического агентства «Автостат» среди владельцев Lada Priora 2009 — 2018 годов выпуска, были определены основные преимущества и недостатки этой модели. В списке главных плюсов значились доступность эксплуатации (43,6%), внешний вид (28,5%); производительность двигателя (24,3%), доступная цена (11,9%); возможность легкого тюнинга (8%).

В числе главных минусов были названы качество лакокрасочного покрытия (26,5%); качество сборки (14,6%); «сверчки» в салоне (14,3%); шумоизоляция (12,5%); подвеска и АМТ (5%).

9. За время производства Priora пережила серию радикальных технических усовершенствований. На старте производства у модели был единственный 1,6-литровый 16-клапанный 98-сильный бензиновый двигатель.

Через полтора года производства линейка расширилась за счет 1,6-литровой 82-сильной восьмиклапанной версии мотора. Ближе к концу производства модель предлагалась с гаммой из двух «16-клапанников» (98 и 106 л.с.). Плюс к тому, модификации с 1,8-литровыми моторами выпускало дружественное АвтоВАЗу предприятие «Супер-Авто».

10. В 2007 году на автомобиль начали устанавливать ABS, в 2008 году — датчики парковки. В том же году в продажу поступили первые Priora с кондиционером, в 2010 году модель стали оснащать штатной аудиосистемой. В апреле 2014 года тяговый привод механической трансмиссии был заменен на тросовый аналог японской фирмы Atsumitec.

Одновременно был изменен механизм выбора передач, ставший таким же, как на классических «Жигулях». В сентябре того же года АвтоВАЗ начал производство версии Priora с «роботом» AMT собственной разработки. Эта трансмиссия была создана на основе стандартной пятиступенчатой «механики» с использованием электроактуаторов и электронного блока управления фирмы ZF. Относительно недавно на Priora появились электронная педаль газа и навигатор ГЛОНАСС/GPS, для люксовых вариантов стала доступна мультимедийная система.

Сколько человек работает в заводе ваз

9 апреля в ОАО »АВТОВАЗ» проходила конференция поставщиков в группе »Поставщики неметаллических изделий». Семь предприятий получили звание лучших поставщиков ОАО »АВТОВАЗ» по итогам работы в 2002 году. Диплом за наилучшие показатели был вручен АО »Фритекс» (г.Ярославль). Благодарственные письма получили представители ЗАО »Химформ» (г.Балаково), ООО »ДСК» (г.Тольятти), АО »Норма» (г.Таллинн), НПО »Новая техника» (г.Уфа) и ЗАО »КА-2» (г.Тольятти).

ОАО »Фритекс» работает с 1932 года и является одним из старейших заводов в области производства фрикционных и термостойких материалов и изделий. Численность персонала составляет около 15 тысяч человек. Предприятие поставляет в ОАО »АВТОВАЗ» весь ассортимент прокладок под головку блока цилиндров двигателя. ОАО »Фритекс» также сотрудничает с другими автомобильными заводами России. Кроме того, предприятие производит фрикционные изделия для железнодорожного транспорта. По словам директора по качеству ОАО »Фритекс» Александра Кузовлева, на сегодняшний день »Фритекс» — одно из немногих российских предприятий, которое прошло сертификацию качества одновременно в четырех органах сертификации, в том числе и зарубежных. Сейчас ведется работа по подготовке к сертификации на новые нормы ИСО/ТУ 16949. Последние два года завод числится среди лучших поставщиков АВТОВАЗа. В ОАО »Фритекс» ведется интенсивная работа по техническому переовооружению и модернизации производства. К 2005 году будут введены в эксплуатацию новые корпуса по изготовлению фрикционных изделий. В ближайшем будущем ОАО »Фритекс» планирует осваивать зарубежные рынки.

10 апреля, в заключительный день конференции вопросы качества поставок и перспективы развития обсуждали представители предприятий-смежников в группе »Поставщики пластмассовых изделий». Дипломы были вручены АО »Кинельагропласт» (г.Кинель), ЗАО »Пластик» (г.Челябинск), ЗАО »СЗПИ» (г.Тольятти). Благодарственные письма получили ООО »Технопол», ООО »Компания »СИС» (г.Тольятти), АО »Мегапласт» (г.Тольятти).

АО »Кинельагропласт» сотрудничает с АВТОВАЗом с 1993 года, завоевывает звание »Лучший поставщик» уже третий раз. Номенклатура поставляемой на АВТОВАЗ продукции составляет порядка 210 наименований пластмассовых изделий, на стадии подготовки производства находятся еще 150 изделий. Коллектив предприятия насчитывает порядка 400 человек, предприятие работает круглосуточно. Три года назад заводом была освоена сборка отопителей для ВАЗ-2110. Помимо литьевых изделий, специалисты »Кинельагропласт» освоили изготовление выдувных изделий — это бачок омывателя, расширительный бачок. Как сказал генеральный директор предприятия Юрий Иванов, в феврале 2003 года АО »Кинельагропласт» было сертифицировано на нормы ИСО-9000 версии 2000 года. Активно идет расширение производства, закупается современное оборудование — термопластавтоматы немецкой фирмы »Mannesmann Demag». Разрабатывается и осваивается номенклатура изделий для ВАЗ-1118.

В »a href=»http://www.21century.vaz.ru/Partners/plastic.htm»»ЗАО »Пластик»»/a»(г.Челябинск) — поставщик пластмассовых изделий, изготавливает широкую номенклатуру для модельного ряда АВТОВАЗа: кожухи вала руля, кронштейны, решетки радиатора, рычаги, пистоны креплений. Общее количество деталей и сборочных изделий, поставляемых в настоящее время на АВТОВАЗ, превышает 350 позиций. Численность персонала составляет порядка 900 человек, завод работает круглосуточно, без выходных. По результатам работы в 1998,1999, 2000 годах ЗАО »Пластик» признано лучшим поставщиком АО »АВТОВАЗ» В таком статусе челябинский завод держится и по сей день. Для перспективных моделей уже ведется подготовка производства ряда новых изделий. Это руль для ВАЗ-1118, конструкция которого предусматривает установку подушки безопасности. Разработка конструкции руля осуществлялась совместно со специалистами АВТОВАЗа.

Группа «АВТОВАЗ» является частью бизнес-подразделения Dacia-LADA в структуре Groupe Renault. Компания производит автомобили по полному производственному циклу и комплектующие для 2-х брендов: LADA и Renault. Производственные мощности АВТОВАЗа расположены в Тольятти – АО «АВТОВАЗ”, ОАО “LADA Запад Тольятти”, а также в Ижевске – ООО «LADA Ижевск».

Продукция марки LADA представлена в сегментах В, B+, SUV и LCV и состоит из 5 семейств моделей: Vesta, XRAY, Largus, Granta и Niva. Бренд лидирует на российском автомобильном рынке с долей более 20% и представлен в более чем 20 странах. LADA имеет самую большую официальную дилерскую сеть в России – 300 дилерских центров.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector