Trm-parking.ru

ТРМ Паркинг
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конструкция системы охлаждения ЗМЗ-409

Конструкция системы охлаждения ЗМЗ-409

Система охлаждения жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости

Система охлаждения состоит из рубашки охлаждения двигателя, радиатора, водяного насоса, термостата, расширительного бачка, вязкостной муфты привода вентилятора, электровентилятора, соединительных шлангов и трубок.

К системе охлаждения также подсоединены радиаторы отопителей и электронасос дополнительного отопителя салона.

Давление в системе создается водяным насосом, который приводится в действие ремнем от коленчатого вала. Из насоса жидкость подается в рубашку охлаждения двигателя, а из рубашки поступает в термостат.

В зависимости от температуры жидкость проходит затем в водяной насос (при низкой температуре) или в радиатор (при высокой температуре), откуда, охладившись, поступает в водяной насос.

Радиатор системы охлаждения трубчато-ленточный, алюминиевый, по бокам с кронштейнами для крепления радиатора к облицовке радиатора кузова.

Расширительный бачок пластмассовый, соединен патрубками радиатора с термостатом и закрыт резьбовой пробкой с клапаном, поддерживающим избыточное давление в системе.

Кран слива охлаждающей жидкости расположен с левой стороны блока цилиндров двигателя.

Система охлаждения заполнена охлаждающей жидкостью Тосол-А40М. При температуре окружающего воздуха ниже –40°С необходимо применять низкозамерзающую жидкость Тосол-А65М.

Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав тосола входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.

В случае загорания сигнализатора перегрева двигателя необходимо немедленно остановить двигатель и устранить причину перегрева.

Периодически проверяйте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Уровень жидкости должен быть на 3-4 см выше метки «мин».

Так как охлаждающая жидкость имеет высокий коэффициент теплового расширения, и ее уровень в расширительном бачке значительно меняется в зависимости от температуры, то проверку уровня производите при температуре в системе плюс 15-20 °С.

В тех случаях, когда снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке произошло за короткий промежуток времени или после небольших пробегов (до 500 км), проверьте герметичность системы охлаждения и, устранив негерметичность, долейте в радиатор или в расширительный бачок охлаждающую жидкость.

Через каждые три года или каждые 60 000 км (в зависимости от того, что раньше наступит) промойте систему охлаждения и охлаждающую жидкость замените новой.

Промывайте систему охлаждения следующим образом:

— заполните систему чистой водой, пустите двигатель, дайте ему поработать до прогрева, заглушите двигатель и слейте воду;

— повторите указанную выше операцию.

Из-за наличия воздуха в отопителя салона и соединительных шлангах всю норму заправки жидкости залить без пуска двигателя невозможно. Заправку системы производите в следующем порядке:

— заверните сливную пробку радиатора и закройте сливной краник блока цилиндров;

— рукоятку и рычаг управления кранами отопителя салона и дополнительного отопителя установите в положение «открыто»;

— заполните охлаждающей жидкостью радиатор на 10-15 мм ниже горловины и расширительный бачок на 3-4 см выше метки «мин»;

— пустите двигатель, после уменьшения уровня жидкости в верхнем бачке радиатора долейте в него охлаждающую жидкость и закройте пробку радиатора;

— заглушите двигатель, дайте ему остыть, доведите уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке до нормы и закройте пробку расширительного бачка;

— выполните 2-3 цикла прогрева – охлаждения двигателя и снова доведите уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке до нормы.

Сборочные узлы, комплектующие и запчасти автомобилей УАЗ Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-31512, 31514, 31519, УАЗ-469, УАЗ-3303, 3909, УАЗ-452, 3962, УАЗ-2206, 3741

  • УАЗ Патриот
  • УАЗ-315195 Хантер
  • УАЗ-469
  • УАЗ-31512, УАЗ-31514
  • УАЗ-452
  • УАЗ-2206, УАЗ-3909
  • УАЗ-3303
  • УАЗ-3962, УАЗ-3741
  • УАЗ-3160
  • Передний мост Спайсер
  • Задний мост Спайсер
  • Двигатель ЗМЗ-409
  • Двигатель УМЗ-421, УМЗ-4218
  • Двигатель ЗМЗ-51432
  • Вопрос-Ответ
  • Карта сайта

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-51432

Система охлаждения ЗМЗ-51432 УАЗ-Патриот (рис. 38) – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Система включает в себя: полости и каналы (водяные рубашки) в блоке цилиндров и в головке цилиндров, водяной насос 13, термостат 5, жидкостно-масляный теплообменник 14, охладитель рециркулируемых газов 4, пробки слива охлаждающей жидкости из радиатора 11 и блока цилиндров 15,
соединительные шланги. Рабочая температура охлаждающей жидкости должна находиться в пределах от плюс 60 до 110 С.

Рис. 38. Схемы систем охлаждения двигателей ЗМЗ-51432 на автомобилях УАЗ-315148 Хантер (а) и УАЗ-3163 Патриот (б)

1 – радиатор отопителя; 2 – соединитель шлангов радиатора отопителя; 3 – двигатель; 4 – охладитель рециркулируемых газов; 5 – термостат; 6 – датчик температуры охлаждающей системы управления; 7 – расширительный бачек; 8 – пробка расширительного бачка; 9 – вентилятор; 10 – радиатор; 11 – сливная пробка радиатора; 12 – привод вентилятора; 13 – водяной насос; 14 – теплообменник жидкостно-масляный; 15 – сливная пробка; 16 – трубка отопителя; 17 – кожух вентилятора; 18 – электровентиляторы (автомобили с компрессором кондиционера); 19 – кран отопителя; 20 – электронасос отопителя; 21 – датчик перегрева ОЖ (при наличии).

Указанная температура поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически. Температурный режим двигателя, обеспечиваемый системой охлаждения, оказывает решающее влияние на износ рабочих поверхностей его деталей и топливную экономичность.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов автомобиля имеется указатель температуры, датчик 6 которого ввернут в корпус термостата. Кроме того, в комбинации приборов автомобиля имеется сигнализатор (контрольная лампа) перегрева охлаждающей жидкости.

Рис. 39. Детали, узлы и агрегаты системы охлаждения двигателя, устанавливаемые на автомобилях УАЗ-Патриот

1 – радиатор; 2 – кожух вентилятора; 3 – дополнительные электровентиляторы для автомобилей УАЗ Патриот с компрессором кондиционера; 4 – расширительный бачок; 5 – пробка расширительного бачка с паровоздушным клапаном; 6 – ОЖ из малого круга и радиатора отопителя; 7 – нагретая ОЖ из термостата двигателя; 8 – охлажденная в радиаторе ОЖ в водяной насос двигателя; 9 – паровоздушная фаза в расширительный бачок; 10 – охлаждающий воздух; 11 – нагретый после прохождения радиатора охлаждающий воздух; 12 – вентилятор с вязкостной муфтой (условно не показан).

Водяной насос ЗМЗ-51432 (рис. 40) – центробежного типа, установлен на крышке цепи, подача охлаждающей жидкости насосом осуществляется в блок цилиндров двумя потоками. Герметичность насоса обеспечивается самоподжимным торцевым уплотнением 3, которое запрессовывается в корпус водяного насоса и на валик подшипника.

При потере герметичности уплотнения просачивающаяся охлаждающая жидкость попадает в кольцевую проточку корпуса, откуда вытекает наружу через дренажное отверстие 6 в испаритель 7, паровая фаза отводится через отверстие 8. При полном засорении дренажного отверстия просочившаяся охлаждающая жидкость будет попадать в подшипник, уменьшая его ресурс.

Для предотвращения преждевременного выхода из строя подшипника и водяного насоса, дренажное и пароотводящее отверстия при проведении сезонного обслуживания (СО) необходимо очищать от загрязнения. Наличие постоянной течи из дренажного и пароотводящего отверстий говорит о неисправности уплотнения и необходимости замены или ремонта водяного насоса.

Подшипник 9 выполнен в едином исполнении с валиком, имеет защитные уплотнения и заполнен смазкой на предприятии-изготовителе, в процессе эксплуатации смазки не требует. Непосредственно на валик подшипника напрессованы крыльчатка 5 и ступица 1 шкива вентилятора, имеющая поверхности для установки и крепления шкива.

Рис. 40. Водяной насос ЗМЗ-51432 УАЗ-Патриот

1 – ступица шкива; 2 – фиксатор подшипника; 3 – уплотнение; 4 – корпус водяного насоса; 5 – крыльчатка; 6 – дренажное отверстие; 7 – испаритель; 8 – пароотводящий канал; 9 – подшипник; 10 – бобышки с резьбовыми отверстиями для крепления кронштейнов насоса ГУР.

Привод водяного насоса (рис. 40) осуществляется от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем 51432.1308020 «6РК1600» (эффективная длина ремня 1600±5 мм) (рис. 41) совместно с генератором и ТНВД. Передаточное отношение привода – 1,11. Натяжение ремня производится автоматически.

Рис. 41. Привод водяного насоса, генератора и ТНВД

1 – шкив коленчатого вала; 2 – шкив ТНВД; 3 – шкив генератора; 4 – ролик опорный (3413-1006135); 5 – шкив водяного насоса; 6 – ролик автоматического натяжителя ремня (40624.1029010).

Комплектуются двигатели ЗМЗ-51432 ремнями производства, изготовленными из материала EPDM – этилен пропиленового каучука (рис. 41). Ремни, изготовленные из материала EPDM, обладают большей долговечностью, износостойкостью тепло- и морозостойкостью.

Ролик опорный 3413-1006135 служит для увеличения угла обхвата ремнем шкивов водяного насоса, генератора и обеспечения заданного (безопасного) расположения ветвей ремня в приводе агрегатов и рабочего усилия натяжения ремня. Ролик на двигатель установлен с помощью шпильки ввернутой в крышку цепи.

Механизм автоматического натяжения ремня 40624.1012010 обеспечивает оптимальную величину натяжение ремня для длительной и надежной работы навесных агрегатов и деталей их привода. При установке механизма автоматического натяжения ремня на двигатель необходимо извелечь монтажный штифт 1.

В процессе эксплуатации рабочие поверхности ремня привода агрегатов изнашиваются (ремень «удлиняется») и усилие натяжения в ветвях ремня снижается, при этом возможно проскальзывание ремня в ручьях шкивов (появление во время работы двигателя характерного свиста). В этом случае ремень необходимо заменить на новый.

Кроме ремней 51432.1308020 разрешается использовать ремни 6РК1600 серии Micro-V XF, ремни 6РК1600 и 6РК1600.

Порядок проведения операций при монтаже ремня привода агрегатов ЗМЗ-51432 УАЗ-Патриот

— Перед установкой нового ремня дефектные детали заменить.

— Завести новый ремень в ручьи на шкивах коленчатого вала и водяного насоса и далее под натяжной и опорный ролики.

— Захватываем головку болта ролика автоматического натяжителя торцовым ключем, поворотом ключа по часовой стрелке отклоняем натяжитель.

— Заводим ремень в ручьи на шкивах ТНВД и генератора. Плавно отпуская ключ убедиться в совмещении ручьев ремня с ручьями шкивов.

— После снятия ключа натяжение ремня производиться автоматически под действием пружины установленной внутри натяжителя.

Порядок проведения операций при демонтаже ремня привода агрегатов ЗМЗ-51432 УАЗ-Патриот.

— Для доступа к ремню привода агрегатов предварительно необходимо демонтировать: кожух вентилятора, вентилятор с вязкостной муфтой и ремень привода вентилятора.

— Одеваем на головку болта крепления ролика автоматического натяжителя торцовый ключ под шестигранник размером 15 мм. Для удобства в работе используем ключ — трещетку.

— Преодолевая усилие пружины автоматического натяжителя, поворачиваем по часовой стрелке натяжитель, и снимаем ремень со шкива генератора.

— Устанавливаем натяжитель в монтажное положение.

— Демонтируем со шкивов и роликов заменяемый ремень.

— Проверить легкость вращения подшипников натяжного и опорного роликов, опоры вентилятоа, водяного насоса и генератора, отсутствие повышенных люфтов в подшипниках, а также состояние ручьев на шкивах приводимых агрегатов. Рабочие поверхности ручьев должны быть чистыми, без забоин, заусенцев и налипших частиц резины.

Привод вентилятора (рис. 47, 48) осуществляется поликлиновыми ремнями 6РК серии Micro-V XF или Micro-V HORIZON от шкива коленвала, совместно с насосом ГУР и компрессором кондиционера. Длины ремней выбираются в зависимости от наличия в приводе вентилятора
дополнительных автомобильных агрегатов и их конструктивных особенностей (насосов ГУР и компрессора кондиционера).

Передаточное отношение привода – 1,0. Натяжение ремня производится поворотом эксцентриков двух натяжных роликов относительно осей (крепежных болтов) специальным ключем. В качестве натяжного, используется ролик 2112-1006120 с эксцентриситетом 6 мм, что обеспечивает при повороте ролика перемещение его образующей на величину до 12 мм.

Для крепления натяжного ролика применяется самоконтрящийся болт повышенной прочности (болт маховика 406.1005127). Для удобства замены ремня верхний натяжной ролик необходимо снять.

Рис. 47. Схема привода вспомогательных агрегатов двигателя для автомобилей на платформе УАЗ-3163 Патриот с компрессором кондиционера

Рис. 48. Схема привода вспомогательных агрегатов двигателя для автомобилей на платформе УАЗ-3163 Патриот без компрессора кондиционера

Рис. 49. Схема привода вспомогательных агрегатов двигателя для автомобилей на платформе УАЗ-315148 Хантер

Опора вентилятора (рис. 49) – расположена на передней крышке головки цилиндров и служит для крепления вязкостной муфты с вентилятором и шкива. В чугунном корпусе 1 опоры вентилятора располагается два подшипника 7, на валике 3, которого напрессована ступица 2, имеющая посадочные поверхности для установки шкива и вязкостной муфты с вентилятором.

Резьба на ступице для установки вязкостной муфты вентилятора – левая. Подшипники от перемещений на вале удерживаются с помощью стопорных колец 6, в корпусе с помощью стопорного кольца 5. Подшипники выполнены в защищенном (не обслуживаемом) исполнении, заполняются смазкой на заводе — изготовителе, в процессе эксплуатации смазки не требуют.

Рис. 50. Опора вентилятора ЗМЗ-51432

1 – корпус опоры вентилятора; 2 – ступица вентилятора; 3 – вал; 4 – втулка; 5 и 6 – стопорные кольца; 7 – подшипник.

Термостат (рис. 50) – типа ТC108 – 01М, с твердым наполнителем, одноклапанный, температура начала открытия клапана термостата — 80±2 С. Термостат расположен на головке цилиндров, и соединен шлангом с радиатором.

Рис. 51. Термостат с корпусом ЗМЗ-51432 УАЗ-Патриот

1 – клапан; 2 – шток; 3 – стойка; 4 – прокладка; 5 – датчик термосиловой; 6 – пружина клапана; 7 – корпус; 8 – крышка корпуса термостата; 9 – резьбовое отверстие под датчик температуры ОЖ системы управления двигателем (М12×1,5-6Н); 10 – патрубок для подсоединения к водяному насосу (заглушен); 11 – дренажное отверстие D2 мм; 12 – маркировка завода-изготовителя; 13 – маркировка обозначения модели термостата; 14 –
маркировка температуры начала открытия клапана термостата; 15 – маркировка даты изготовления.

Термостат обеспечивает быстрый прогрев двигателя до рабочей температуры и автоматически поддерживает рабочую температуру охлаждающей жидкости в двигателе, отключая и включая циркуляцию жидкости через радиатор.

На холодном двигателе пружина 6 прижимает клапан 1 к седлу, и циркуляция жидкости осуществляется по малому кругу через жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ) и охладитель рециркулируемых газов (ОРГ).

На автомобилях семейства УАЗ Патриот ОЖ из ОРГ подается в радиатор отопителя салона и из него через трубку отопителя во всасывающую полость водяного насоса, а затем в двигатель, минуя радиатор (рис. 38б). На автомобилях УАЗ Хантер ОЖ из ОРГ подается через трубку отопителя во всасывающую полость водяного насоса, а затем в двигатель, минуя радиатор (рис. 38а).

Для подачи ОЖ в радиатор отопителя салона необходимо открыть кран отопителя и включить дополнительный электрический водяной насос. Клапан 1 термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 80 ± 2 С. При температуре 95 С клапан полностью открыт, величина открытия должна быть не мене 8,5 мм.

При этом большая часть охлаждающей жидкости проходит через патрубок крышки термостата в радиатор. Во фланце термостата выполнено дренажное отверстие 11 диаметром 2 мм, служащее для выхода воздуха при заправке системы охлаждения и для предотвращения разморозки радиатора при использовании в зимний период в качестве ОЖ — воды.

Конструктивно корпус термостата дизеля ЗМЗ-51432 унифицирован с корпусом термостата бензинового двигателя ЗМЗ-40904 за исключением того, что у дизельного корпуса, патрубок 10 соединяемый с патрубком водяного насоса выполнен без отверстия (на двигателе ЗМЗ-40904 в патрубке термостата выполняется отверстие D18 мм).

Схема циркуляции охлаждающей жидкости уаз патриот

  • — Блок цилиндров, шатунно-поршневая группа
  • — Двигатель в сборе
  • — Двигатель_
  • — Система выпуска отработанных газов
  • — Система охлаждения
  • — Система питания
  • — Кузов
    • — Боковина кузова
    • — Вентиляция и отопление
    • — Дверь задка
    • — Дверь передняя и задняя
    • — Капот, крылья, облицовка радиатора
    • — Крыша кузова
    • — Кузов_
    • — Окно ветровое и заднее
    • — Передок кузова
    • — Пол кузова
    • — Принадлежности_
    • — Сиденья
  • — Механизмы управления
    • — Рулевое управление
    • — Тормоза
  • — Принадлежности
    • — Воздушные и топливные фильтры
    • — Инструменты
    • — Смазки, масла, жидкости
  • — Сувернирная продукция
    • — Брелоки
    • — Календари
    • — Зарядные устройства
    • — Кружки
    • — Ручки
    • — Футболки
  • — Техническая документация и литература
    • — Руководства по ремонту и обслуживанию
  • — Трансмиссия
    • — Коробка передач
    • — Коробка раздаточная
    • — Мост задний
    • — Мост передний
    • — Передача карданная
    • — Сцепление
  • — Ходовая часть
    • — Колеса
    • — Комплекты проставок для лифта кузова и подвески
    • — Подвеска
    • — Рама, бамперы и брызговики двигателя
  • — Услуги
  • — Электрооборудование
    • — Лебёдки
    • — Приборы и датчики
    • — Электрооборудование_
  • О нас
  • Каталог-схема
  • Как и где купить?
  • Производители
  • Специальные цены и акции
  • Контакты
  • Наш автосервис
  • ТЕМПЕРАТУРА СРАБАТЫВАНИЯ КЛАПАНА ТЕРМОСТАТА + ЗАЗОР ОТКРЫТИЯ = ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ БЕЗ ДЕФОРМАЦИИ

    Широко известно одно эксплуатационное качество автомобилей УАЗ, которое огорчает владельцев практически всех моделей этих машин. Это неспособность системы охлаждения в зимнее время поддерживать оптимальную температуру работы двигателя. Пожалуй, одна из самых распространенных шуток про УАЗ — это их попоны из войлока, которыми накрывают двигатель зимой для сохранения тепла.
    Причина заключается в том, что почти на всех старых моделях УАЗ установлен штатный термостат ТС-108-03 (один из элементов системы охлаждения двигателя), который работает по одноконтурной схеме. Исключение составляет УАЗ Патриот, в котором наконец-то применили более новую систему охлаждения. Ее основой стал термостат ТС-107-02, работающий на двухконтурной схеме, привычной по автомобилям ВАЗ.
    Современная гибридная система охлаждения двигателя устроена таким образом, что в ней присутствует два круга циркуляции охлаждающей жидкости: малый, включающий все элементы, кроме радиатора, и большой, в который входит и радиатор. Это сделано для быстрого выведения двигателя на оптимальный температурный режим при пуске. Работают круги следующим образом. При запуске мотора вода циркулирует только по малому кругу — через водяную рубашку и насос. Так достигается быстрый прогрев двигателя до оптимальной температуры 85-90°C. Однако по мере прогрева мотора наступает момент, когда жидкость нужно охлаждать — здесь включается большой круг, и вода поступает в радиатор, где отдает излишнее тепло в атмосферу. За переключение между кругами отвечает простое и компактное устройство — термостат. Это устройство состоит из клапана (или клапанов) и термоэлемента, изменяющего свои свойства при изменении температуры. Термоэлемент управляет клапаном, открывая и закрывая его при повышении и понижении температуры.
    Термостат подключается к системе охлаждения между водяной рубашкой двигателя, насосом и радиатором, причем применяются три схемы подключения:
    1.Термостат включается между насосом, установленным на входе в водяную рубашку, и радиатором (его нижним бачком, то есть контактирует с охлажденным теплоносителем). При такой установке малый круг при открытии большого тоже остается открытым и по нему циркулирует жидкость. Используется одноклапанный термостат;
    2.Термостат включается между выходом водяной рубашки, радиатором (его верхним бачком) и насосом. При такой схеме подключения малый круг при открытии большого перекрывается и вся охлаждающая жидкость проходит через радиатор. Используется двухклапанный термостат;
    3.Термостат включается между выходом водяной рубашки, входом насоса и нижним бачком радиатора. При таком подключении малый круг полностью перекрывается при включении большого. Используется двухклапанный термостат.
    Большинство современных термостатов для УАЗов, независимо от типа (одноклапанный, двухклапанный), имеют одинаковое устройство. В основу термостата положен простой принцип увеличения объема тел при их нагреве, а в качестве рабочего тела используется вещество с высоким коэффициентом объемного расширения — обычно это воск в смеси с медным порошком (а иногда с алюминиевым и графитовым). При нагревании такая смесь плавится и увеличивается в объеме — это расширение и используется для открытия и закрытия клапана. Основу термостата составляет рамка, внутри которой зафиксирован термоэлемент и клапан (или клапаны). Термоэлемент представляет собой капсулу с воском, помещенную в корпусе клапана (это небольшой цилиндрик), в который через направляющее устройство (еще один цилиндр или конус с проделанным в оси каналом) помещен шток, жестко закрепленный в рамке. К корпусу клапана присоединена тарелка (или две с разных сторон в двухклапанном термостате), она удерживается в закрытом положении возвратной пружиной.
    Работает термостат очень просто. При нагревании термоэлемента воск плавится, увеличивается в объеме и толкает корпус клапана, который движется вдоль штока, преодолевает сопротивление возвратной пружины и открывает клапан. При охлаждении термоэлемента воск снова кристаллизуется и уменьшается в объеме, и возвратная пружина закрывает клапан.
    Современные производители выпускают термостаты для двигателей автомобилей УАЗ с температурой срабатывания клапана, открывающего «большой круг» системы охлаждения двигателя, в пределах 70-87°С.
    Так, на УМЗ-414 / 417 / 451 / 421 температура срабатывания клапана термостата — 70°С; на ЗМЗ-514.10 / 514.32 — 80-87°С; на ЗМЗ-409 — 82°С. Подбор необходимой температуры начального открытия термостата обуславливается климатическими условиями региона и условиями эксплуатации автомобиля.
    Сегодня мы рады предложить Вашему вниманию проверенные качественные термостаты, предотвращающие проблемы с головкой блока цилиндров:
    ТЕРМОСТАТ (ДВ. ЗМЗ-514) T=80°C, ЗОЛОТАЯ СЕРИЯ «ЗМЗ»
    http://uazobaza.ru/product/sistema_okhlazhdeniya/termostat_dv_zmz_514_t_80_c_zolotaya_seriya_zmz/
    ТЕРМОСТАТЫ ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ «ПРАМО»
    Термостат (дв. УМЗ-417, 4218) t=70°C «ПРАМО»
    http://uazobaza.ru/product/sistema_okhlazhdeniya/termostat_dv_umz_417_4218_t_70_c_pramo/
    Термостат (дв. ЗМЗ-409; УМЗ-4213, 4216) t=80°C «ПРАМО»
    http://uazobaza.ru/product/sistema_okhlazhdeniya/termostat_dv_zmz_409_umz_4213_4216_t_80_c_pramo/
    Термостат (дв. ЗМЗ-409; УМЗ-4213, 4216) t=82°C «ПРАМО»
    http://uazobaza.ru/product/sistema_okhlazhdeniya/termostat_dv_zmz_409_umz_4213_4216_t_82_c_pramo/
    ТЕРМОСТАТЫ ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ «LUZAR»
    Термостат (дв. ЗМЗ-409; УМЗ-4213, 4216) t=80°C «LUZAR»
    http://uazobaza.ru/product/sistema_okhlazhdeniya/termostat_dv_zmz_409_umz_4213_4216_t_80_c_luzar/
    Термостат (дв. ЗМЗ-409; УМЗ-4213, 4216) t=87°C «LUZAR»
    http://uazobaza.ru/product/sistema_okhlazhdeniya/termostat_dv_zmz_409_umz_4213_4216_t_87_c_luzar/
    Артикул производителя: 107-1306010-04, 107-1306100-04, LT 03021
    ЖДЕМ ВАС В НАШИХ МАГАЗИНАХ!

    Схема отопления салона УАЗ Патриот

    Наличие отопления в каждом автомобиле не является обязательным, но только лишь с приходом холодов начинаешь понимать, что обойтись без обогревателя в салоне невозможно. Поэтому с завода каждый современный автомобиль оснащается системой вентиляции и отопления. Внедорожник Ульяновского производства УАЗ Патриот не является исключением и также имеет встроенную печку. Уделим внимание обогреву салона на Патриота, и рассмотрим схему его функционирования.

    Особенности строения

    Вот так схематически выглядит процесс циркуляции охлаждающей жидкости в системе отопления внедорожника. Показаны теплообменники отопителей, из которых выведены по две трубки. Одна трубка является подводящей, через которую и поступает нагретый антифриз от двигателя. Этот антифриз проходит через радиатор отопителя и тем самым осуществляет его прогревание. Печка представляет собой не только теплообменник, но и центробежный вентилятор, работающий в нескольких различных режимах. С помощью вентилятора происходит нагнетание воздуха через радиатор, его нагрев, и далее поступление в салон посредством специальных воздуховодов. Охлажденная жидкость из радиатора отопителя поступает обратно в систему охлаждения двигателя посредством специального выводящего шланга.

    В конструкции отопителя устанавливается электронасос, который предназначен для скорейшего прогона ОЖ по системе охлаждения ДВС. В таком случае, уже буквально через 2-3 минуты после старта мотора, осуществляется подача теплого воздуха в салон. Такая система отопления является наилучшим приспособлением, но имеющее так же и свои недостатки. Точнее, недостаток только один — это невозможность обогревания при заглушенном двигателе, что вызывает необходимость периодически запускать мотор, для прогрева интерьера кузова.

    Автомобили Ульяновского производства УАЗ 3163 до 2012 года выпуска оснащены одним обогревателем, но в зависимости от комплектации могут иметь две печки. Ниже представлено схематичное изображение конструктивных особенностей такого агрегата.

    Вторая печка располагается чаще всего под одним из передних сидений или между ними. Дополнительный обогреватель позволяет доставить теплый воздух не только для переднего пассажира и водителя, но и для пассажиров, сидящих сзади. Наличие двух отопителей не напрасно, ведь УАЗ Патриот имеет внушительный объем салона, прогреть который с помощью одного отопителя проблематично. Поэтому большинство владельцев внедорожника осуществляют установку дополнительного отопителя своими руками.

    Итак, мы рассмотрели принцип работы обогревателя на УАЗ Патриот. Теперь рассмотрим, как осуществляется поступление теплого и холодного воздуха в салон авто. Для этого можно воспользоваться схемой, на которой изображены все основные конструктивные элементы рассматриваемого устройства.

    Под номером 1 изображен нагнетающий вентилятор, с помощью которого холодный воздух поступает в систему отопителя. Если кран подачи открыт и ОЖ циркулирует по системе, то радиатор 7 нагревается. Воздух, нагнетаемый вентилятором, проходя сквозь него, прогревается и поступает посредством воздуховодов в салон автомобиля.

    Система охлаждения ЗМЗ 409

    Двигатель ЗМЗ 409 выпускал Заволжский моторный завод для транспортных средств, производимых на Ульяновском автомобильном заводе. Так, автомобили УАЗ получили модернизированный ЗМЗ 405 с некоторыми изменениями, а именно — клапанная крышка другой формы, улучшенный газораспределительный механизм и новая прокладка металлического типа.

    Технические характеристики двигателя

    Двигатель ЗМЗ 409, кроме прочих изменений получил ряд доработок, а именно — клапанная крышка другой формы, улучшенный газораспределительный механизм и новая прокладка металлического типа. Также, увеличился объём, что повлекло за собой модернизацию системы охлаждения.

    Прежде, чем рассматривать описание и устройство мотора, стоит определиться с техническими характеристиками 409-го:

    НаименованиеХарактеристика
    ТипРядный
    ТопливоБензин
    Система впрыскаИнжектор
    Объем2,7 литра (2693 см. куб)
    Мощность128 лошадиных сил
    Количество цилиндров4
    Количество клапанов16
    Диаметр цилиндра95,5 мм
    Расход13,2 литра на 100 км
    Экологическая нормаЕвро-2, Евро-3, Евро-4
    Система охлажденияЖидкостное, принудительное
    Порядок работы цилиндров1-3-4-2

    Общее описание системы охлаждения

    Система охлаждения ЗМЗ 409 имеет типичную конструкцию для всех моторов, производимых Заволжским заводом. Так, силовой агрегат построен с закрытой системой охлаждения, в которой имеются следующие элементы:

    • Радиатор.
    • Водяная рубашка блока и ГБЦ.
    • Водяной насос.
    • Расширительный бачок.
    • Термостат.
    • Патрубки.
    • Радиатор и вентилятор отопителя.
    • Электровентилятор основного радиатора.
    • Датчик температуры ОЖ.

    Детали и схема устройства

    Схема устройства охлаждения двигателя ЗМЗ 409 достаточно простая и присущая всем инжекторным версиям. Охлаждающая жидкость циркулирует по кругам — большому и малому. Рассмотрим, детали узла «охлаждайки» более детальнее.

    Радиатор и электровентилятор

    Радиатор и электровентилятор обеспечивают постоянную температуру мотора в пределах 87-103 градуса Цельсия, чтобы двигатель не перегрелся. На первых моделях двигателя устанавливался трёхрядный охладитель медной конструкции. Но, после неудачных испытаний, конструкторами было принято решение сменить радиатор на трёхрядный алюминиевый.

    Электровентилятор включается при помощи блока управления, который регулирует температуру мотора при помощи датчика температуры охлаждающей жидкости. Данные о температурном режиме считываются с рубашки охлаждения и подаются на ЭБУ, который включает и выключает основной вентилятор.

    Неисправность вентилятора и радиатора охлаждения ведут к плохой циркуляции и недостаточном охлаждении системы. При этом мотор может перегреваться.

    Если в паре с этим ещё и неисправен термостат, то это приведёт к перегреву мотора, что потянет более серьёзные неполадки.

    Термостат

    Обеспечивает перевод потоков охлаждающей жидкости с малого на большой круг и наоборот. Так, открывается термостат при температурном диапазоне в 60-70 градусов. Это одна из самых важных деталей мотора, поскольку именно она регулирует эффективный и быстрый прогрев движка, а также нормальную работу системы ОЖ.

    При прогреве мотора термостат находится в закрытом положении и циркуляция ОЖ обеспечивается по малому кругу без участия радиатора. После открытия термостата жидкость начинает гоняться по большому кругу, что обеспечивает эффективное охлаждение благодаря радиатору.

    Неисправность термостата приводит к тому, что двигатель начинает греться, поскольку он находится в закрытом состоянии и зачастую, эта неисправность сопровождается частым включением электровентилятора.

    Смена термостата проводится легко, для этого просто необходимо слить ОЖ до уровня ниже детали и открутить корпус. Под корпусом находится изделие. При замене стоит менять и уплотнительную резинку.

    Водяной насос

    Водяной насос или помпа служит для обеспечения циркуляции ОЖ по всей системе. Неисправность данного элемента приводит к потере жидкости и перегреву силового агрегата. Обычно износ подшипников внутри изделия приводит к заклиниванию, из-за чего из-под водяного насоса начинается течь.

    Отопитель

    Одним из неотъемлемых элементов системы охлаждения является система отопителя. Она включает в себя входящий и выходящий патрубок, радиатор и электровентилятор. В зимнее время активно эксплуатируется, чем дополнительно охлаждает движок.

    Расширительный бачок и пробка

    В расширительный бачок вытесняются газы и пары, которые образуются вследствие эксплуатации системы. Там, этот элемент служить также уровнем ОЖ в системе. Через пробку вытесняется воздух, а также горячая «охлаждайка» при перегреве силового агрегата.

    Патрубки

    Патрубки — промежуточные элементы, через которые циркулирует охлаждающая жидкость, а также соединяются разные элементы системы. Неисправность данных деталей может привести к потере жидкости, что может значительно снизить уровень в движке. Обычно, в зависимости от пробега и местности эксплуатации данные детали рекомендуется менять один раз на 100 000 км пробега.

    Датчик температуры

    Датчик температуры охлаждения считывает данные о температурном режиме и передаёт их в электронный блок управления, который проводит регулировке температуры. Устанавливается он на термостате.

    Неисправность элемента может привести к тому, что мотор будет перегреваться, поскольку электровентилятор не будет включаться. Особенно это опасно в летний период. Также, проблемы с датчиком могут послужить ряду других проблем связанных с мотором.

    Водяная рубашка

    Водяная рубашка охлаждения находится внутри блока цилиндров и головки блока. Она обеспечивает вывод тепла с этих элементов, которые нагреваются в процессе эксплуатации. Так, при помощи водяного насоса и патрубков жидкость двигается в радиатор, где собственно и происходит охлаждение, а затем возвращается для поглощения нового тепла.

    Если эксплуатация мотора производится на воде, то зачастую каналы рубашки охлаждения берутся коррозией, что приводит к разрушению стенок. Долгая эксплуатация в таком режиме может привести к попаданию охлаждающей жидкости в цилиндры мотора, что может привести к гидроудару и капитальному ремонту силового агрегата.

    Такая ситуация сильно ударит по карману владельца, поэтому рекомендуется проводить эксплуатацию движка на тосоле или антифризе, которые менее пагубно влияют на элементы силового агрегата.

    Вывод

    Система охлаждения двигателя ЗМЗ 409 — типичная для всех силовых агрегатов Заволжского моторного завода. Мотор стал преемником 405-го и 406-го моторов, а поэтому система ОЖ у них одинаковая. Неисправности элементов системы могут привести к перегреву, что в свою очередь станет причиной деформации и прогиба головки блока цилиндров. Это может послужить капитальному ремонту всего силового агрегата.

    Модернизация системы охлаждения УАЗ Патриот любых модельных рядов

    Для любого двигателя внутреннего сгорания обязательно нужна надежная и стабильная система охлаждения, поэтому ей уделяется особое внимание. Система охлаждения УАЗ Патриот построена на базовых принципах по отведению избыточного тепла в окружающую среду, причем сама структура имеет максимальную схожесть с другими системами охлаждения двигателей. Знание базовых принципов строения охлаждающих систем дает возможность проведения ремонтов и модернизаций любой сложности.

    Общие принципы строения системы охлаждения УАЗ Патриот

    Схема системы охлаждения двигателя УАЗ Патриот имеет несколько важных контуров и узлов:

    Малое кольцо охлаждения представляет собой «рубашку» двигателя, т.е. охлаждающая жидкость циркулирует по специальным каналам в силовом агрегате, за счет чего происходит равномерное распределение тепла по всей массе силовой установки.

    Большое или внешнее кольцо представляет собой набор узлов и оборудования для отведения избыточного тепла от двигателя. В нее входит:

    • Несколько радиаторов охлаждения различного назначения. Обычно в автомобиле могут быть установлены 3 блока радиаторов: общий охлаждающий, «подкапотной» печки и печки салона.
    • Патрубки, доставляющие охлаждающую жидкость в различные узлы и соединяющие их в единую систему.

    • Термостат, который отвечает за распределение тепла по малому и большому кругу системы охлаждения УАЗ Патриот. Это температурный переключатель потока охлаждающей жидкости в двух направлениях.
    • Расширительный бачок, позволяющий удерживать полностью заполненную систему независимо от температуры ОЖ, т.к. она от перепада температур сильно меняет объем.

    • Циркуляционный насос или помпа, которая ответственна за всю циркуляцию ОЖ. Именно она позволяет прокачать систему охлаждения УАЗ Патриот с выгоном воздуха из каналов и трубопроводов системы. Ее техническому состоянию уделяется особое снимание.
    • Вентиляторы, устанавливаемые и работающие в паре с радиаторами. Их задача в усилении теплоотведения радиаторами за счет обдува воздухом.

    Популярные доработки системы охлаждения УАЗ Патриот

    Модернизация системы охлаждения УАЗ Патриот обычно сводится к нескольким направлениям:

    • Замена патрубков на силиконовые, т.к. только они позволяют повысить надежность системы независимо от перепадов температур. Силиконовые патрубки на УАЗ Патриот позволяют получить надежную и герметичную систему охлаждения. Стоит отметить, что для их закрепления рекомендуется использовать только специальные силовые хомуты.
    • Замена вентиляторов и радиаторов в комплексе для повышения теплоотведения. В большинстве случаев мероприятие актуально только после длительного срока эксплуатации или при подготовке транспортного средства к жестким условиям эксплуатации на малых скоростях.
    • Промывка системы охлаждения УАЗ Патриот с заменой расширительного бачка на новую модификацию, которая улучшает выведения воздуха из патрубков и каналов. Необходимо помнить, что в качестве охлаждающей жидкости не рекомендуется использовать воду, а применяются только специализированные растворы, которые не только имеют значительно низкую температуру замерзания, а не позволяют образование накипи в каналах и вспенивания ОЖ.

    Профессионалы акцентируют внимание на том, что надежность системы отопления в первую очередь зависит от ее герметичности, т.е. первоочередная модернизация должна быть проведена по замене штатных патрубков на силиконовые.

    Система охлаждения УАЗ Патриот

    Важность системы охлаждения на всех автомобилях безгранична. Основным предназначением этой системы является отвод высокой температуры от двигателя в целях предотвращения поднятия ее выше критической отметки. Ведь повышение температуры выше нормы приведет к непоправимым последствиям, которые повлекут за собой необходимости проведения капитального ремонта. Но не будем о грустном и разберем, что же собой представляет система охлаждения на УАЗ Патриот, каковы ее особенности и из чего же она состоит.

    Особенности устройства

    Система охлаждения на каждом автомобиле представляет собой отдельный агрегат, который состоит из основных узлов. К этим основным узлам на автомобиле УАЗ Патриот относятся следующие элементы:

    • радиатор;
    • водяной насос;
    • термостат;
    • расширительный бачок;
    • охлаждающая жидкость;
    • вентилятор;
    • шланги и трубки.

    На автомобиле УАЗах экологического стандарта Евро-3 и Евро-4 установлены охлаждающие системы закрытого типа, функционирование которых обеспечивается за счет циркуляции антифриза или тосола. Эта жидкость является основным реагентом, обеспечивающая отвод тепла от двигателя.

    Система охлаждения также включает в себя радиаторы отопителей и электронасос, обеспечивающего подачу жидкости к этим изделиям. На УАЗ Патриот Евро-3 установлен один радиатор отопителя, а на его потомке Евро-4 уже комплектуется два устройства. Ниже на фото приведена схема конструкции системы охлаждения, на которой отображен полный перечень рабочих элементов.

    Схема отображает не только перечень основных элементов агрегата, но и пути прохождения жидкости. Благодаря такой схеме можно ориентировочно представлять себе устройство системы и принцип ее функционирования. Если затронуть тему принципа функционирования агрегата, то он заключается в следующем:

    1. Так как система является закрытой, то в ней создается давление. Непосредственное участие в создание давления принимает насос 16.
    2. Функционирование насоса обеспечивается благодаря крутящему моменту от вала двигателя внедорожника.
    3. Насос направляет жидкость в специальную рубашку, где и осуществляется передача тепла от двигателя к ОЖ.
    4. Из рубашки жидкость попадает в такой элемент, как термостат 6, участвующий в распределении холодных и горячих потоков жидкости. Если жидкость имеет высокую температуру, то термостат направляет ее к радиатору для охлаждения, а если холодная, то к водяному насосу.

    Таким образом, осуществляется функционирование системы охлаждения двигателя Патриота и собственно большинства современных транспортных средств. Поэтому данная схема уместна и для других автомобилей.

    В случае необходимости повышения температуры в салоне, водитель приводит в действие специальный переключатель отопителя, тем самым открывая доступ ОЖ к радиаторам отопителя 1 и 2. Насос 3 начинает нагнетать давление в конструкции обогрева салона, тем самым ускоряя циркуляцию жидкости по радиаторам. Схема отображает все процессы, поэтому разобраться в ней не составит труда.

    На УАЗ Патриот Евро-3 с завода предусмотрена заправка системы охлаждения тосолом марки А40М или А60М. Патриоты нового стандарта заправляются, как тосолом, так и антифризом. Различие между этими жидкостями заключается в составе и не играет большой роли в процессе отвода тепла.

    Вентилятор

    Радиатор представляет собой емкость, в которой осуществляется охлаждение жидкости. Но охладить жидкость без такого элемента, как вентилятор невозможно, поэтому его наличие является обязательным. Вентилятор служит в системе охлаждения для повышения интенсивности снижения температуры ОЖ в радиаторе. В Патриотах вентилятор приводится в действие с помощью ременной передачи от вязкостной муфты. Такой тип привода устройства является гидравлическим, так как он управляется посредством жидкости в гидромуфте. Но такой вентилятор имеет множество недостатков, поэтому часто автовладельцы внедорожника прибегают к переоборудованию двигателя путем замены вискомуфты на электрический вентилятор. В частности, к недостаткам гидравлического привода устройства можно отнести следующие факторы:

    1. Увеличивается нагрузка на двигатель, так как вязкостная муфта приводится в действие от коленчатого вала.
    2. Нестабильность функционирования вентилятора, так как скорость вращения лопастей напрямую зависит от числа оборотов коленчатого вала.
    3. Отсутствие возможности включить вентилятор при необходимости.

    Поэтому в частых случаях, водители осуществляют установку электрических вентиляторов, пользующихся большой популярностью в системе.

    К сожалению, даже современные внедорожники Ульяновского завода оснащаются вентиляторами охлаждения радиатора, которые приводятся в действие посредством вязкомуфты. К минусам вязкомуфты можно еще отнести дороговизну изделия, так как агрегат представляет собой целый узел.

    В завершение следует отметить, что система отвода высоких температур авто очень важна для него, будь это дизельный двигатель или бензиновый. Ведь в любом случае они нуждаются в отводе высокой температуры, дабы избежать вероятности заклинивания двигателя. Поэтому каждому владельцу любого автомобиля очень важно следить за исправной работой данного узла, чтобы не допустить сбоев в работе. В противном случае, несвоевременная остановка двигателя при возрастании температуры выше 100 градусов может стать фатальной как для двигателя, так и для водителя.

    Схема циркуляции охлаждающей жидкости уаз патриот

    Двигатели, автоматические трансмиссии и АКПП для легковых и малых грузовых автомобилей. Устройство, запасные части и составляющие компоненты.

    Система охлаждения двигателя ЗМЗ-409 и комплектующие детали

    Система охлаждения двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

    Система охлаждения двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 состоит из водяной рубашки блока цилиндров и водяной рубашки головки цилиндров двигателя, водяного насоса 6, термостата 3, сливного краника 7, датчика указателя температуры охлаждающей жидкости 4, датчик сигнализатора аварийной температуры охлаждающей жидкости, установленного в верхний бачок радиатора.

    Система охлаждения двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303

    1 – двигатель; 2 – патрубок дросселя; 3 – термостат; 4 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 5 – датчик температурного состояния двигателя; 6 – водяной насос; 7 – сливной краник блока цилиндров

    Наиболее выгодный температурный режим охлаждающей жидкости лежит в пределах 80. 90° С. Указанная температура поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически и жалюзи, управляемых водителем.

    Поддержание термостатом правильного температурного режима в системе охлаждения оказывает решающее влияние на износ деталей двигателя ЗМЗ-409 и экономичность его работы.

    Для контроля температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 имеется указатель температуры, датчик которого ввернут в корпус термостата.

    Кроме того, на щитке приборов автомобиля имеется сигнализатор аварийной температуры, загорающийся красным светом при повышении температуры жидкости свыше 104 °С.

    Датчик сигнализатора аварийной температуры ввернут в верхний бачок радиатора. При загорании сигнализатора следует немедленно остановить двигатель и устранить причину перегрева охлаждающей жидкости.

    Водяной насос двс ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 центробежного типа. Подшипник 7 отделен от охлаждающей жидкости самоподжимным сальником 4 неразборной конструкции, внутри которого расположены манжета и уплотняющая шайба.

    Жидкость, просачивающаяся через сальник, не попадает в подшипник, а вытекает наружу через контрольное отверстие 6, которое периодически надо прочищать.

    Подшипник от перемещения удерживается фиксатором 2, который завернут до упора и закернен. Подшипник заполняется смазкой при сборке и в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется. Ступица 1 и крыльчатка 5 напрессованы на валик подшипника.

    Водяной насос двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303

    1 – ступица; 2 — фиксатор; 3 корпус; 4 — сальник; 5 -крыльчатка; 6 -контрольное отверстие для выхода охлаждающей жидкости; 7 — подшипник

    Привод водяной помпы двс ЗМЗ-409 (и генератора) осуществляется поликлиновым ремнем 6РК 1220.

    Разборка и сборка помпы ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303

    Разборка водяной помпы ЗМЗ-409 производится в следующем порядке:

    — съемником снять крыльчатку;

    — съемником снять ступицу;

    — вывернуть фиксатор подшипника;

    — выпрессовать из корпуса подшипник в сборе с валиком;

    — выпрессовать из корпуса сальник.

    Сборка водяного насоса ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 производится в следующем порядке:

    — с помощью оправки установить сальник, не допуская перекоса, в корпус насоса;

    — запрессовать подшипник с валиком в сборе в корпус так, чтобы гнездо под фиксатор совпало с отверстием в корпусе насоса;

    — завернуть фиксатор подшипника и закернить, чтобы не происходило самоотворачивание фиксатора;

    — напрессовать на валик подшипника ступицу шкива насоса, выдержав размер 106,0 ± 0,2 мм;

    — напрессовать крыльчатку на валик подшипника, обеспечив зазор между крыльчаткой и корпусом 0,9. 1,3 мм.

    При напрессовке ступицы и крыльчатки необходимо разгружать корпус, фиксатор и подшипник насоса от усилий запрессовки, т.е. упор при напрессовке должен осуществляться на торец валика.

    Перед сборкой очистить и промыть детали водяного насоса автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303, удалить отложения с крыльчатки, корпуса и крышки.

    Проверить величину осевого перемещения наружной обоймы подшипника относительно валика, которая не должна превышать 0,13 мм при нагрузке 5 кгс.

    Подшипник насоса заполнен смазкой на заводе-изготовителе и при ремонте насоса смазки не требует.

    Система питания топливом двигателя ЗМЗ-409

    Система питания топливом ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 осуществляется посредством впрыска топлива во впускную трубу электромагнитными форсунками, управляемыми микропроцессором.

    Топливная система двс ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303 состоит из топливного бака 5, топливопроводов 4, 6 и 9, электробензонасоса 8, топливных фильтров 7 и 10, топливопровода двигателя 1, отлитого из алюминиевого сплава, с регулятором давления топлива 3 и электромагнитными форсунками 2.

    Схема топливной системы двигателя ЗМЗ-409 автомобилей УАЗ-Патриот, УАЗ Хантер, УАЗ-3303

    1 — топливопровод двигателя; 2 — электромагнитные форсунки; 3 — регулятор давления топлива; 4 — топливопровод отвода топлива в бак; 5 — топливный бак; 6 — топливопровод низкого давления; 7 — топливный фильтр грубой очистки; 8 — электробензонасос; 9 — топливопровод высокого давления; 10 — фильтр тонкой очистки топлива; 11 — топливопровод высокого давления

    Как устроена система охлаждения на УАЗ Патриот

    Жидкостная система охлаждения на УАЗ Патриот предназначена для поддержания заданного температурного режима двигателя вне зависимости от внешних условий. Циркулирующий по магистралям антифриз используется для отопления салона. Для непрерывной подачи жидкости применяется насос с принудительным приводом от коленчатого вала.

    Конструкция системы охлаждения

    На внедорожниках УАЗ Патриот с бензиновым мотором ЗМЗ-409 используется замкнутый контур охлаждения с радиатором, расположенным в передней части кузова. Для подачи воздуха через соты теплообменника установлен вентилятор с вязкостной муфтой, позволяющей регулировать производительность в зависимости от степени нагрева антифриза. Для заправки применяется жидкость типа Тосол-А40М или аналоги, имеющие температуру кристаллизации не выше -40°С. Для арктических условий предназначены антифризы с температурой застывания от -65°С (например, Тосол-А65М).

    Для соединения рубашки двигателя с радиатором и теплообменником отопителя салона используются армированные эластичные шланги, закрепленные хомутами.

    На машинах Патриот ранних серий устанавливались теплообменники из меди, но после цикла испытаний конструкция стала алюминиевой. В радиаторе и расширительном бачке УАЗ Патриот

    предусмотрены пробки с паровыми клапанами, которые срабатывают при перегреве силового агрегата. Пары антифриза выбрасываются в атмосферу, предотвращая разрыв шлангов или теплообменников под воздействием избыточного давления.

    Схема и принцип работы

    После запуска холодного двигателя начинает работать помпа, установленная на блоке цилиндров. Для передачи крутящего момента используется ременной привод, вентилятор радиатора (расположен в моторном отсеке) не работает.

    Поскольку клапан термостата находится в закрытом состоянии, то антифриз из насоса направляется в рубашку мотора по “малому кругу”. Часть охлаждающей жидкости отводится в контуры отопителя салона электрическим насосом, ускоряющим теплообмен и повышающим эффективность работы климатической установки.

    По мере повышения температуры антифриза начинает открываться клапан термостата, расположенного на головке блока. Часть нагретой жидкости уходит в радиатор, что позволяет начать циркуляцию по “большому кругу”.

    С ростом температуры клапан открывается полностью, при достижении критического значения происходит включение вязкостной муфты и вентилятора. Созданный поток воздуха проходит через соты теплообменника, снижая температуру жидкости.

    На фронтальной части радиатора есть дополнительный вентилятор с электрическим приводом, который включается по сигналу от датчика температуры. Информация от сенсора считывается контроллером управления двигателем, который подает команды на включение и отключение электрического вентилятора и корректирует состав топливной смеси в зависимости от температуры жидкости.

    Поскольку антифриз при нагреве расширяется, то в конструкции контура охлаждения предусмотрен компенсационный бачок. На боковине резервуара имеются насечки минимального и максимального уровней, позволяющие контролировать количество жидкости в системе охлаждения УАЗ Патриот. Не допускается эксплуатация автомобиля с повышенным или сниженным уровнем антифриза в системе охлаждения. Рекомендуемый уровень должен находиться на 30-40 мм выше отсечки минимума (проверяется при холодном силовом агрегате).

    Объем системы охлаждения и прочие характеристики

    Объем системы зависит от конструкции основного теплообменника. При использовании устройства трубчато-ленточного типа необходимо 12 л антифриза, в случае применения радиатора горизонтального типа емкость увеличивается на 2 л. Слив жидкости при обслуживании осуществляется через краны на основном радиаторе и блоке цилиндров, но при замене часть антифриза остается в рубашке, в подставленные резервуары выливается до 8 л раствора.

    Основные параметры системы:

    • температура начала открытия клапана термостата – 70°С;
    • температура полного открытия канала “большого круга” – +80…+84°С;
    • срок службы антифриза – 60 тыс. км пробега или 3 года;
    • допустимая температура двигателя – +87…+103°С.

    Возможность доработки

    В конструкции ЗМЗ-409 предусмотрен масляный радиатор, обеспечивающий снижение температуры смазки в поддоне мотора. Недостатком конструкции является падение давления масла и чрезмерное охлаждение масла в зимнее время. Для обеспечения равномерности температур вместо радиатора ставится жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ) от легковых автомобилей импортного производства. Для доработки необходимо докупить штуцер масляного фильтра УАЗ Патриот от дизельного агрегата ЗМЗ-514.

    Штуцер дорабатывается в соответствии с размерами отверстия в ЖМТ, для прижатия теплообменника к блоку цилиндров необходимо накатать резьбу на поверхности штуцера. Радиатор монтируется на место штатного масляного температурного клапана, а затем крепится корпус сменного фильтра тонкой очистки. Антифриз к ЖМТ подается от теплообменников системы отопления (или от газового редуктора, если на машине смонтировано газобаллонное оборудование).

    Поскольку модернизация предусматривает отключение штатного забора жидкости для обогрева салона от блока цилиндров, то отверстие глушится металлической крышкой с 2 болтами.

    Под заглушку устанавливается прокладка, предотвращающая течь антифриза. В термостате запирается нижний канал (с помощью болта с резьбой М20 или заглушки размером G 1/2), для отвода жидкости к “печкам” и ЖМТ сверлится дополнительный канал, в котором предусматривается резьба.

    Из термостата извлекается клапан сброса воздуха и растачивается отверстие, через которое происходит циркуляция антифриза через основной радиатор. Тарелка клапана уменьшается в размерах, что позволяет подавать больший объем жидкости. В корпус термостата вворачивается датчик температуры, резьбовые соединения герметизируются синтетическим уплотнителем, выдерживающим нагрев до +110…+115°С.

    Из контура охлаждения удаляется дополнительная трубка, связывающая термостат и расширительный бачок (используется для отвода паров и части антифриза). Оставшиеся отверстия в металлическом корпусе и пластиковом резервуаре глушатся, доработка позволяет устранить места постоянной течи антифриза на УАЗ Патриот с пробегом.

    Если машина эксплуатируется при низких температурах на малой частоте вращения коленчатого вала, то необходимо увеличить интенсивность подачи антифриза к теплообменникам отопителя. Штатный шкив помпы требуется заменить деталью с уменьшенным диаметром (например, от компании “ЗлатУралЗапчасть”). При падении оборотов до холостого режима при движении в пробках температура воздуха, подаваемого в салон, не снижается.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector