Схождение и развал колес в домашних условиях
Схождение и развал колес в домашних условиях
На заре автомобилестроения роль колеса не была столь заметной, как сегодня: малые скорости, плохие дороги — едет автомобиль, катятся колеса, ну и хорошо! Со временем, когда автомобиль стал передвигаться все быстрее и быстрее, выяснилось, что весьма сильно влияет на характер движения и способ управления положение колес относительно кузова (рис. 1).
Если посмотреть на стоящий автомобиль спереди, можно заметить, что его передние колеса не перпендикулярны земле, а немного наклонены наружу (рис. 1, слева). Такое их положение специалисты называют развалом. Приглядевшись пристальней, увидим, что эти колеса еще и повернуты навстречу одно другому (рис. 1, справа) и их плоскости пересекаются впереди машины. Это называют схождением колес.
Для чего так делают? Наблюдательный читатель, незнакомый с теорией автомобиля, наверное, будет искать ответ, вспоминая телегу и старинный пушечный
лафет, большие колеса которого имели еще больший развал. На этом пути его ждет ловушка, достойная популярной телевизионной передачи «Что, где, когда?» На телеге колесо ставят с наклоном внутрь (отрицательный развал), чтобы оно не соскочило с оси, если выпадет из гнезда стопорящий его клин (нагель). Даже без него колесо будет прижиматься к телеге благодаря боковой составляющей силы веса. А в пушечном лафете «разваленные» колеса удобнее вращать руками сбоку (как делала обычно орудийная прислуга) без риска отдавить ногу.
Рис. 1. Схема положения передних колес. Слева — развал: а b — отрицательный; справа — схождение: с > d — положительное; с
У автомобиля же развал и схождение управляемых колес необходимы в первую очередь для того, чтобы он сохранял заданное направление при движении по прямой, и для того, чтобы сопротивление качению было минимальным, а следовательно, и минимальным износ шин. Хорошая устойчивость при прямолинейном движении и стабилизация управляемых колес (то есть самовозврат руля после его поворота) создают у водителя чувство уверенности при управлении автомобилем.
В литературе встречается также объяснение, что развал управляемых колес нужен для разгрузки наружного подшипника в ступице. Кроме того, считают, что развал и схождение нужны для компенсации конструктивных и эксплуатационных люфтов подвески и рулевого привода с целью обеспечить минимальное сопротивление качению эластичной шины.
Рассмотрим подробнее эти положения колес, которые можно измерять угловыми или линейными величинами (см. рис. 1).
Схождение колес в домашних условиях определяется как разность расстояний между внутренними краями обода спереди и сзади.
Оптимальное значение, найденное заводом-изготовителем, как и метод регулировки, указывают в руководстве по эксплуатации автомобиля. Для измерения обычно применяют телескопические или складывающиеся линейки — самодельные или выпускаемые промышленностью. На СТО, оборудованных специальными стендами, схождение определяют по углу поворота колес, причем с большей, чем линейкой, точностью. Заданное схождение устанавливают, изменяя длину рулевых тяг, на которых предусмотрены специальные резьбовые муфты.
В основном схождение служит для устранения разворачивающего момента на колесе и ликвидации поперечного его проскальзывания. При этом. Следует помнить, что схождение больше всех других факторов влияет на износ шин и управляемость автомобиля. Если вы заметили, что возросло усилие поворота рулевого колеса и появился пилообразный износ рисунка протектора у шины (рис. 2), необходимо срочно проверить величину схождения.
Развал колес измеряется как угол наклона плоскости качения колеса относительно плоскости, перпендикулярной к опорной.
В домашних условиях развал чаще всего измеряют при помощи отвеса или угольника и линейки как разность размеров от отвеса (или угольника) до верхней и нижней закраин обода колеса. Для обода 13—14 дюймов 1 мм разности составляет примерно 10 угловых минут. Если появился увод автомобиля и обнаружен односторонний износ рисунка протектора (см. рис. 2), необходимо проверить развал колес.
У заднеприводных автомобилей его обычно регулируют установкой шайб под верхний рычаг подвески колеса. В переднеприводных с подвеской типа «Мак-Ферсон» угол наклона колеса регулируют поворотом эксцентрикового болта (ВАЗ—2108, «2109») или специального винта (АЗЛК—2141), расположенных на телескопической стойке.
Следует помнить, что изменение развала колес вызывает изменение схождения, поэтому после регулировки первого угла надо проверять и, если требуется, отрегулировать второй.
Кроме схождения и развала, на характер движения автомобиля влияют углы, на которые наклонены оси поворота колес, или, как их называли ранее (да порой и сейчас называют ветераны-автомобилисты), углы наклона шкворня. Углов этих два — поперечный и продольный.
Поперечный обеспечивает так называемую весовую стабилизацию управляемых колес. Благодаря ему при повороте в любую сторону передняя часть автомобиля поднимается и сила веса стремится вернуть колеса в начальное положение. У легковых автомобилей поперечный угол наклона предопределен взаимным расположением элементов подвески и регулировке не подлежит.
Рис. 2. Виды ненормального износа протектора шин (правое переднее колесо, вид сзади): 1 — чрезмерное положительное схождение; 2 — большое отрицательное схождение; 3 — отрицательный развал; 4 — чрезмерный положительный развал.
Продольный угол (известный также в среде автомобилистов под названием кастер) обеспечивает автомобилю свойство «держать дорогу», то есть возврат управляемых колес в положение «прямо» при любом их повороте, как это происходит у мотоциклов и велосипедов благодаря наклону вилки переднего колеса. Основанием подозревать нарушение кастера может служить увод автомобиля в сторону при нормальных углах схождения и развала, виляние автомобиля после того, как вы резким поворотом руля объехали препятствие (камень, яму и т. п.). Регулировка этого угла, как правило, предусмотрена в конструкции, но измерение его в обычных домашних условиях весьма затруднено. Это беда небольшая, потому что обращаться к нему требуется очень редко.
Следует помнить, что углы установки управляемых колес, указанные в инструкции по эксплуатации, выбраны с учетом взаимного влияния, поэтому при замерах и регулировке не следует игнорировать весовое состояние автомобиля.
В технической характеристике, приводимой в руководствах по эксплуатации, указывают углы для заправленного, полностью снаряженного автомобиля и иногда также для ненагруженного.
Надо иметь в виду, что первый вариант дает лучшие результаты, поэтому рекомендуем его тем, кто ездит преимущественно по хорошим дорогам и с большими скоростями. Именно при таких условиях наиболее сильно дают знать о себе все нарушения углов установки колес.
Если же все, включая развал и схождение, в порядке, а машина не улучшила поведение, попробуйте заменить сначала одно, а потом другое переднее колесо — бывают случаи, когда шины имеют очень разную жесткость из-за незаметного внешне повреждения корда (главным образом радиальные низкопрофильные — Ех-85, ИН-251, МИ-16, МИ-180 и т. п.).
В конструкции автомобиля правильное соотношение углов установки колес обеспечено подбором геометрических параметров рулевого механизма и привода на основе выбора места расположения рулевого механизма, длины рулевых тяг и поворотных рычагов, взаимной увязки всех их в единое целое под названием «геометрия рулевого привода». Поэтому нарушение ее в процессе эксплуатации неизбежно вызывает изменение в поведении автомобиля.
Однако, прежде чем заняться углами установки колес, надо убедиться, что ухудшившееся поведение автомобиля на дороге не вызвано другими причинами. Прежде всего проверьте и доведите до нормы давление воздуха в шинах, памятуя о том, что разница в левом и правом, особенно передних, колесах сильно влияет на характер движения машины.
Затем, вывесив колеса и вращая их рукой, проверьте геометрическую их исправность, измерив радиальное и боковое биение шин. Для этого зафиксированным неподвижным стержнем отметьте точки наибольшего и наименьшего биения на средней дорожке протектора, а также на боковине шины и затем определите разницу между положениями этих точек. Нормальным считают радиальное биение до 1, а боковое до 1,5мм.
Разумеется, проверка, а тем более регулировка углов установки колес не имеет смысла, если их положение нестабильно из-за неисправностей подвески: чрезмерно больших люфтов в шаровых опорах, сайлент-блоках рычагов, а также подшипниках ступиц, шарнирах рулевых тяг и т. п.
Все сказанное относится к так называемым статическим углам установки колес, то есть на определенном неподвижном автомобиле в одном весовом состоянии. При движении, однако, происходит постоянное колебание этих углов в результате изменения пространственного положения деталей подвески и рулевого управления. Поэтому подбор оптимального изменения установочных углов подвески автомобиля является сложной задачей конструкторов и испытателей.
В заключение отметим, что, как показывает практика, в большинстве случаев нарушение положения колес вызывается не естественным износом деталей подвески, а ударами о разные препятствия на дороге. Надо помнить, что у переднеприводных автомобилей (ВАЗ—2108, «2109») подвеска передних колес менее прочная и жесткая, чем у привычных «жигулей» и «москвичей», поэтому ездить на них надо внимательнее и аккуратнее — наши дороги, к сожалению, полны неожиданностей.
Специалисты АЗЛК Ю. ЦВЕТКОВ и Е. БОРЫЧЕВ.
Где на ВАЗ 2108 стоят сход развальные болты?
Фото. Регулировочные болты развала колеса отмечены стрелками 2 и 3, эти два болта ослабляются, проворачивая второй болт меняется развал колеса на ВАЗ 2108, 2109, 2110. Коротко, на переднеприводных ВАЗах.
Как сделать развал-схождение колёс своими руками
Углы развала-схождения колес автомобиля можно отрегулировать своими руками, используя подручные средства и простые приспособления. В этом материале мы расскажем о том, как сделать развал-схождение самостоятельно в домашних условиях, и с какими трудностями чаще всего сталкиваются при регулировке углов установки колес.
Неправильная регулировка развала-схождения может являться причиной, например, быстрого износа покрышек, или того, что при движении по прямой машину будет уводить влево или вправо.
В конце этой статьи вы найдете видео, в котором подробно рассказано и показано все, что нужно знать о развале-схождении.
Для начала давайте разберемся с теорией: развал-схождение – что это? Какими бывают углы установки колёс и как от них зависит поведение машины на дороге?
Развал-схождение – что это такое?
Развал – это угол между вертикалью и плоскостью колеса. Он обеспечивает надежный контакт покрышки с дорогой (смотрите на рисунке выше).
Схождение – это угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. От него зависит устойчивость автомобиля в поворотах и износ шин.
У заднеприводных автомобилей колеса должны быть слегка повернуты друг к другу – это называется положительное схождение. В движении они разъезжаются и становятся параллельно.
У переднеприводных – наоборот, схождение должно быть отрицательным (смотрите на схеме ниже).
Кастер – это угол продольного наклона шкворня. Данный параметр очень редко нуждается в корректировке, лишь на заново собранной передней подвеске из новых деталей, поэтому его регулировку мы рассматривать не будем.
Ремонт подвески или рулевого управления (замена тех же амортизаторов или рулевого шарнира) ведет к значительному изменению установочных углов колёс. Ежедневная эксплуатация автомобиля также со временем вносит свои коррективы в эти параметры, поэтому периодически возникает необходимость в регулировке развала-схождения.
Регулировать развал-схождение лучше всего два раза в год, при сезонной смене покрышек. За это время не раз угодишь в яму или наедешь на бордюр, от чего ходовая расшатывается и углы изменяются. Своевременная регулировка развала-схождения обойдется намного дешевле, чем комплект новой резины.
В 1955 году американский инженер Ли Хантер разработал первый стенд для регулировки развала-схождения. Датчики, установленные на колесах, посылали сфокусированные световые лучи и точно измеряли углы. Поэтому стенд назывался оптическим. Но уже в 1969-ом его подключили к компьютеру, а в 1995 году для измерения и регулировки углов стали впервые применять 3D технологии.
Правда советские автолюбители справлялись безо всяких стендов и компьютеров – при помощи гаечных ключей, штангенциркуля, нити и отвеса они регулировали углы развала и схождения своими руками.
Инструкция по регулировке развала-схождения своими руками
Перед тем, как приступать к регулировке углов развала и схождения, в обязательном порядке необходимо проверить ходовую автомобиля. Если нужен ремонт, то развал-схождение делать бессмысленно. Рулевое управление и подвеска должны быть в полном порядке.
Обратите внимание на три момента, от которых очень сильно зависят углы установки колёс на автомобиле:
Исправность ходовой (подробнее о диагностике подвески автомобиля).
Давление в шинах.
Загрузка машины.
Обязательно перед регулировкой развала-схождения проверяйте давление в покрышках и убедитесь в том, что случано не забыли в багажнике пару мешков картошки или цемента 🙂
В качестве примера, мы опишем, как сделать развал-схождение своими руками на автомобиле ВАЗ 2109.
Чтобы избежать лишних регулировок развала и схождения после ремонта ходовой, перед разборкой подвески следует метить все разъединяемые соединения относительно друг друга. Лучше всего это делать зубилом, керном или краской. Необходимо также считать число оборотов при выворачивании наконечников из рулевых тяг.
Регулировка углов развала выполняется в следующем порядке (напоминаем, что в нашем случае действия описаны для автомобиля ВАЗ 2109):
Перед началом регулировки развала машина должна стоять на ровной площадке.
Ставим на ободе колеса мелом по диаметру две вертикальные метки – одну сверху, другую снизу.
Шнур с отвесом прикладываем к крылу, и вдоль меток линейкой или штангенциркулем измеряем расстояние от обода до шнура у верхней метки, а затем у нижней. Разница должна составлять ±3 мм.
Обод может быть не идеальным, поэтому желательно прокатить машину, повернув колесо на 90°, и сделав еще 2 вертикальные метки. Снова производим замер.
Проделайте тоже самое на втором колесе и запишите результат.
После этого разверните машину на 180° и снова произведите замеры, запишите их и сравните.
Затем снимите колесо и двумя ключами на 19 отпустите два болта крепления кронштейна стойки амортизатора к поворотному кулаку.
Сдвиньте поворотный кулак ключом на 19 за счет эксцентриситета головки болта внутрь или наружу на необходимое расстояние, таким образом добиваясь необходимого угла развала.
Подтяните болты, поставьте колесо на место, опустите автомобиль и качните несколько раз, нажав на крыло. Проведите замеры.
Отойдите от машины на некоторое расстояние и посмотрите на положение передних колес, сравнивая их с плоскостью задних.
На заднеприводных автомобилях угол развала должен быть в пределах +1/+3мм, а на переднеприводных машинах нормальным считается развал в диапазоне от -1 до +1мм.
Регулировка угла схождения колес
Для регулировки угла схождения замеры удобнее всего производить специальной телескопической линейкой со шкалой (смотрите на фото выше). Работать удобнее на яме. Руль должен находиться в положении прямолинейного движения.
Перед регулировкой схождения, с внутренней стороны колёс мелом нанесите по одной метке на левой и правой покрышке как можно ближе дискам.
Создав в линейке предварительный натяг, установите ее, уперев концами в намеченные точки так, чтобы ее корпус не касался деталей кузова и подвески.
Слегка встряхните линейку, на подвижной шкале совместите «ноль» с неподвижным указателем. Зафиксируйте шкалу.
Осторожно прокатите автомобиль вперед, чтобы линейка вместе с колесами переместилась назад, но не коснулась деталей подвески и кузова.
Проверьте показания.
Если на ВАЗ 2109 расстояние между колесами сзади меньше чем спереди, то рулевые тяги надо укорачивать, а если больше, то – удлинять.
Ключом на 27 ослабьте контргайки на рулевых тягах. Гайки с рисками на гранях имеют левую резьбу.
Ключом на 24 вращайте муфту для изменения длины тяги.
Не забывайте следить за горизонтальным положением спицы руля.
Поставьте подвижную шкалу на линейке для регулировки схождения на «ноль» и прокатите машину назад.
При показаниях от -1 до +1мм можно закончить регулировку угла схождения. Для дополнительно контроля прокатите автомобиль вперед.
Посмотрите по очереди со стороны каждого переднего колеса в створ каждого заднего. При горизонтально стоящей спице руля вы легко увидите есть или нет смещения обоих колес влево или вправо. Если смещение заметно явно, то, выкрутив одну тягу и закрутив другую на одинаковое количество оборотов, исправьте смещение.
После регулировки развала-схождения своими руками, стоит задуматься о том, какие выбрать колесные диски: штампованные или литые? Считается, что литые диски значительно снижают нагрузку на подвеску, а штампованные – более практичны.
Регулировка сход развала ваз 2109
Проверка и регулировка углов установки колес выполняется на специальных стендах согласно инструкции на стенд
Проверка углов установки колес обязательна, если проводится замена или ремонт деталей подвески, которые могут повлечь за собой изменение углов установки колес.
У нового обкатанного автомобиля в снаряженном состоянии и с полезной нагрузкой 3136 Н (320 кгс) [4 человека и 392 Н (40 кгс) груза в багажнике], углы установки колес должны иметь следующие значения:
- развал 0°±30´ (30´± 30°)*
- схождение (0 ± 1) мм [(1,5±1) мм]*
угол наклона оси поворота:
- продольный 1°30 ± 30’ (20´±30´)*
- поперечный 13°4´
Перед регулировкой углов установки колес проверьте:
—давление воздуха в шинах;
— радиальное и осевое биение дисков колес: оно не должно превышать для осевого — 1 мм, для радиального — 0,7 мм;
— свободный ход рулевого колеса;
— свободный ход (люфт) в подшипниках ступиц передних колес;
— техническое состояние деталей и узлов подвески (отсутствие деформаций, разрушения и износа резинометаллических шарниров, недопустимой осадки верхней опоры стойки подвески).
Замеченные неисправности устраните.
После установки автомобиля на стенд, непосредственно перед контролем углов, «прожмите» подвеску автомобиля, прикладывая 2—3 раза усилие в 392—490 Н (40—50 кгс), направленное сверху вниз, сначала на задний бампер, а потом — на передний.
При этом колеса автомобиля должны распологаться параллельно продольной оси автомобиля.
При проверке и регулировке углов установки колес сначала проверяйте и регулируйте угол продольного наклона оси поворота, затем угол развала колес и в последнюю очередь — схождение колес.
Угол продольного наклона оси поворота
Если величина угла не соответствует данным, приведенным выше, измените количество регулировочных шайб 23 (см. рис. 1), установленных на обоих концах растяжек 29 подвески.
для увеличения угла продольного наклона оси поворота уменьшите количество шайб на растяжке в передней или задней ее части.
И, наоборот, для уменьшения угла добавьте количество шайб, но только в задней части растяжки, так как спереди ЭТО ВЫПОЛНИТЬ не всегда ВОЗМОЖНО из-за короткой резьбовой части растяжки.
При изменении количества шайб На растяжке следите за тем, чтобы фаски На шайбах были обращены в сторону упорного торца растяжки.
Это же правило соблюдайте при установке внутренней упорной шайбы резинометаллического шарнира, когда полностью удалены регулировочные шайбы.
При несоблюдении ЭТИХ требований возможно ослабление затяжки гаек крепления растяжек.
Количество регулировочных шайб на растяжке не должно быть более двух штук спереди, четырех — сзади.
Для того, чтобы не изменилось положение растяжки 29 относительно рычага 22 подвески при регулировке продольного наклона оси поворота, пользуйтесь специальным приспособлением, которое фиксирует растяжку относительно рычага, то есть не допускает поворачивание растяжки от воздействия усилий при заворачивании гайки крепления растяжки к рычагу.
Это требование необходимо соблюдать, чтобы не допустить преждевременного износа резинометаллического шарнира и резиновой подушки, на которые опираются концы растяжки.
При установке или изъятии одной регулировочной шайбы угол продольного наклона оси поворота изменяется приблизительно на 19’.
Угол развала передних колес
Если угол развала отличается от нормы, то отрегулируйте его. Для этого ослабьте гайки верхнего и нижнего болтов и, поворачивая верхний регулировочный болт 11 (см. рис. 1), установите необходимый угол развала колес.
По окончании регулировки затяните гайки моментом 88,2 Нм (9 кгс м).
Сход развал своими руками
Можно с большой уверенностью утверждать, что среди водителей со стажем и только получившими «водительские права», есть такие, которые слышат об этом первый раз. Для большей части владельцев автомобилей, которые сами не проводят обслуживание и ремонт своих «железных коней», знать об этом не нужно. Для тех, кто любит мастерить и смотрит за своим автомобилем самостоятельно, эта статья может оказаться полезной.
Что понимают под схождением и развалом передних колёс.
Когда развал и схождение колёс на автомобиле установлен правильно, соблюдены все рекомендации завода изготовителя транспортного средства, это обеспечит хорошую устойчивость при движении по любым дорогам. Износ резины будет происходить равномерно по всей площади колеса, управление становиться лёгким и надежным.
Под развалом понимают положение колеса по отношению к дороге. Нормальное положение считается таким, когда наклон верха колеса направлен наружу. Эта величина определена заводом и имеет определённое значение для разных моделей автомобилей. Плохо для автомобиля и для колеса непосредственно, когда наклон его верхней части направлен внутрь. В таком случае о хорошей устойчивости и управляемости приходится забыть, а износ резины сильно ускоряется.
Под схождением понимают расстояние между передними и задними точками дисков передних колёс. Развал колёс измеряется в градусах, а схождение колёс кроме градусов, можно определить с помощью расстояния в миллиметрах.
Когда необходимо проводить проверку развала и схождения.
Различные источники рекомендуют проводить регулировку при пробеге примерно 12-15 тысяч километров, или один раз в год. Иногда бывают случаи, когда приходится выполнять такую операцию досрочно. Причиной этого в большинстве случаев бывает состояние наших дорог. Достаточно один раз «поймать» хорошую выбоину, чтобы потребовалось проводить проверку и регулировку развала и схождения передних колёс.
Если владелец планирует эксплуатировать без особых проблем свой автомобиль длительное время, то экономить на этой операции не стоит. После каждой замены шаровых опор, сайлентблоков, рулевых тяг, амортизаторов необходимо проводить проверку и регулировку развала и схождения колёс.
Выполнить эту операцию сегодня достаточно просто. Нужно просто заехать в сервис, который выполняет такую операцию, и специалисты быстро и качественно выполнят эту работу. Но бывают случаи, когда такую работу необходимо выполнить самостоятельно в условиях гаража.
Выполняем развал и схождение самостоятельно.
Не будем повторяться о важности этой операции. Процесс этот важный и отнестись к нему необходимо с полной серьёзностью. Для выполнения её необходим инструмент и приспособления:
- Наличие смотровой ямы.
- Отвес.
- Мел или фломастер.
- Набор ключей.
- Раздвижная линейка со шкалой.
Проведение операции проверки и регулировки развала и схождения для автомобилей с приводом на передние колёса и «классики» имеют некоторые различия. Для выполнения этой операции в домашних условиях необходимо обеспечить наличие ровной, горизонтальной площадки. Проверку и регулировку проводят в несколько этапов:
- Автомобиль устанавливается на площадке таким образом, чтобы передние колёса стояли прямо. На внешней стороне покрышке наносят две метки, одна вверху, а другая снизу.
- Прикладывают отвес к крылу таким образом, чтобы он был в плоскости с нанесёнными метками. Далее штангенциркулем или другим измерительным инструментом измеряют расстояние от шнура до диска колеса возле верхней и нижней метки. Если разница составляет около 3 миллиметров, это нормально.
- Далее необходимо провернуть колёса, прокатив автомобиль вперёд, чтобы нанесённые метки расположились горизонтально.
- Снова проводятся замеры от шнура до диска колеса в вертикальной плоскости.
- Для получения более точных данных замеров, такую операцию необходимо произвести несколько раз.
Разница размеров межу верхней и нижней меткой для автомобилей с передним приводом должна быть не более 1 мм, а для «классики» — 3 мм. Если полученные результаты измерений не вписываются в эти нормы, проводят регулировку. У автомобилей с передним приводом нужный результат получают сдвигом стойки вперёд или назад, а у «классики» добавляют или убирают регулировочные шайбы нижнего рычага передней подвеске. Если «классика» в передней подвеске имеет стойку «Мак Ферсон», для регулировки тоже двигают стойку.
Схождение колёс проверяют с помощью раздвижной линейки. Для этого на внутренней части колёс впереди по ходу автомобиля делают две метки и измеряют расстояние. Далее необходимо перекатить автомобиль таким образом, чтобы метки оказались сзади по ходу автомобиля. Замер, полученный между метками, должен быть больше предыдущего примерно на 1 мм. Этого можно достичь проворачиванием рулевых тяг.
Хочется напомнить, что подобные самостоятельные регулировки, являются временными, поэтому, надолго не откладывайте проверку на специальном оборудовании передней подвески автомобиля.Удачи на дорогах!
Автолюбители
все полезное находится здесь
Развал, схождение колес Ваз-2109
Регулировка углов установки передних колес
Рис. 1. Угол продольного наклона оси поворота колеса
Рис. 2. Угол развала колеса
Рис. 3. Схождение колес
Для обеспечения хорошей устойчивости и управляемости автомобиля передние колеса установлены под определенными углами относительно элементов кузова и подвески. Регулируют три параметра: схождение, угол развала колеса, угол продольного наклона оси поворота.
Угол продольного наклона оси поворота (рис. 1) — угол между вертикалью и линией, проходящей через центры поворота шаровой опоры и подшипника опоры телескопической стойки, в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля. Он способствует стабилизации управляемых колес в направлении прямолинейного движения. Этот угол зависит от количества регулировочных шайб на концах растяжки. Для уменьшения угла шайбы добавляют, а для увеличения снимают. При установке/удалении одной шайбы угол изменяется приблизительно на 19′. Симптомы отклонения величины угла от нормы: увод автомобиля в сторону при движении, разные усилия на рулевом колесе в левых и правых поворотах, односторонний износ протектора.
Угол развала колеса (рис. 2) — угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью. Он способствует правильному положению катящегося колеса при работе подвески. Угол регулируется поворотом верхнего болта крепления телескопической стойки к поворотному кулаку. При сильном отклонении этого угла от нормы возможен увод автомобиля от прямолинейного движения, односторонний износ протектора.
Схождение колес (рис. 3) — угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля. Схождение можно также определить как разность расстояний между закраинами ободьев, замеренных сзади и спереди колес на уровне их центров. Схождение колес способствует правильному положению управляемых колес при различных скоростях движения и углах поворота автомобиля.
Схождение изменяется вращением регулировочных муфт при ослабленных контргайках наконечников рулевых тяг. Перед регулировкой рейку рулевого механизма устанавливают в среднее положение (спицы рулевого колеса — горизонтально). Признаки отклонения схождения от нормы: сильный пилообразный износ шин в поперечном направлении (даже при небольших отклонениях), визг шин в поворотах, повышенный расход топлива из-за большого сопротивления качению передних колес (выбег автомобиля намного меньше положенного).
Контроль и регулировку углов установки передних колес рекомендуется проводить на станции технического обслуживания. Автомобиль устанавливают на горизонтальную площадку и нагружают в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя (см. ниже). Проверка и регулировка углов на ненагруженном автомобиле допустимы, но дают менее точные результаты. Перед этим следует убедиться, что давление в шинах соответствует норме, износ протектора на левых и правых колесах примерно одинаков, отсутствуют люфты в подшипниках и рулевом управлении, колесные диски не деформированы (радиальное биение — не более 0,7 мм, осевое — не более 1 мм).
Проверка углов установки колес обязательна, если меняли или ремонтировали детали подвески, влияющие на эти углы. В связи с тем, что углы установки передних колес взаимосвязаны, в первую очередь проверяют и регулируют угол продольного наклона оси поворота, затем развал и, в последнюю очередь — схождение.
У обкатанного автомобиля в снаряженном состоянии и с полезной нагрузкой 320 кг (4 человека) в салоне и 40 кг груза в багажнике углы установки колес должны находиться в следующих пределах:
угол развала
0°±30′
схождение
0°00’±10′
(0±1 мм)
угол продольного наклона оси поворота
1°30’±30′
Углы установки колес автомобиля в снаряженном состоянии:
угол развала
0°30’±30′
схождение
0°15’±10′
(1,5±1 мм)
угол продольного наклона оси поворота
0°20’±30′
Так же смотрите интересные статьи:
как сделать сход развал на ваз своими руками
Интерфейс | Русский/Английский |
Тип лицензия | Free |
Кол-во просмотров | 257 |
Кол-во загрузок | 132 раз |
Обновление: | 05-04-2019 |
как сделать сход развал на ваз своими руками — Схождение своими руками Выставляем руль ровно — YouTube wwwyoutubecom watch?vS367TskC31E Cached В этом видео я покажу вам, как можно отрегулировать схождение на автомобиле своими руками , а также, как Развал схождение Своими руками, АНТИКРИЗИС ВАЗ, лада калина wwwyoutubecom watch?v9FNeC7OPoDI Cached VAZ, Способ по настройке углов сход -развала на ВАЗике, своими руками без стенда ___ КРУТЫЕ автоЛАЙФХАКИ Как Сделать Сход Развал На Ваз Своими Руками — Image Results More Как Сделать Сход Развал На Ваз Своими Руками images Регулировка развала и схождения на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107 vaz-russiacomremontregulirovka-razvala-i Cached Что значит при нагрузке? Под весом пассажиров или что? Возможно, авто сильно поднятый? И вообще, по инструкции сход — развал делается с водителем и передним пассажиром в салоне Как отрегулировать развал схождение колес автомобиля своими motorltdrurazval-shozhdenie-svoimi-rukami Cached Неравномерный износ протектора или же нет чувства руля? Сперва необходимо проверить геометрию, и лучше всего сделать развал -схождение своими руками Развал-схождение на ВАЗ 2112 своими руками: видео сход-развала carfranceru Lada 2112 Подвеска Регулируем сход — развал на ВАЗ -2112 своими руками : развал -схождение в гаражных условиях В обзоре рассматривается, как проверять сход — развал на ВАЗ -2112 и как при необходимости вносить коррективы Развал схождение своими руками на ВАЗ vsepoedemcomstoryrazval-skhozhdenie-svoimi-rukami-na-vaz Cached Развал схождение своими руками на ваз операция вполне Как сделать сход развал самому Развал схождение своими руками на ваз 2107 semerkavazrurulevoe-upravlenierazval Cached Прежде чем узнать как сделать развал -схождение своими руками на ВАЗ 2107, следует стоит познакомиться с сутью терминов и почему так важна их правильная регулировка Сход развал ВАЗ 2110 своими руками — фото, описание на VAZ vaz-2110netstoikashod-razval-vaz-2110-svoimi-rukamihtml Cached Сход развал на ВАЗ 2110 своими руками Регулировка угла схождения колес Как отрегулировать развал схождение на ваз 2109 Развал схождения своими руками на ваз 2109 Avto-Gid avtgidrukak-sdelat-razval-sxozhdeniya-na-vaz-2109html Cached Как сделать развал схождения на ваз 2109 Декабрь 3rd, 2015 Admin После любого ремонта подвески или рулевого управления требуется отрегулировать угол развала и схождения передних колес Развал-схождение своими руками (инструкция видео и фото) unit-carcomdiagnostika-i-remont55-razval Cached В качестве примера, мы опишем, как сделать развал -схождение своими руками на автомобиле ВАЗ 2109 Promotional Results For You Free Download Mozilla Firefox Web Browser wwwmozillaorg Download Firefox — the faster, smarter, easier way to browse the web and all of 1 2 3 4 5 Next 9,730
- Техобслуживание и мелкий ремонт автомобиля своими руками. А лет 20-30 назад, на классике развал схож
- дение своими руками это была норма. Рука не поднялась заменить штатную quot;головуquot; на какой-нить android-quot;комбайнquot; c большим дисплеем)) И я на всех своих предыдущих авто всё полностью м
- ить android-quot;комбайнquot; c большим дисплеем)) И я на всех своих предыдущих авто всё полностью менял, но в вольво всё устраивает. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Сделайте на это поправку — и у вас будут все шансы хорошо разбираться в людях. Торговая площадка для покупки и продажи авторских handmade работ и дизайнерских вещей. Работы мастеров: шитье, бисероплетение, роспись, керамика. Углы установки автомобильных колёс , известные в обиходе как развал-схождение , влияют на устойчивость автомобиля, его управляемость и износ шин. Также отрицательный развал устанавливается на гоночных автомобилях , предназначенных для езды по овалам , на внутренних колёсах. Научно-популярный портал для творческой научно-технической молодёжи. Анонс номера, архив материалов, общение, публикация материалов.
его управляемость и износ шин. Также отрицательный развал устанавливается на гоночных автомобилях
- своими руками без стенда ___ КРУТЫЕ автоЛАЙФХАКИ Как Сделать Сход Развал На Ваз Своими Руками — Image Results More Как Сделать Сход Развал На Ваз Своими Руками images Регулировка развала и схождения на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107 vaz-russiacomremontregulirovka-razvala-i Cached Что значит при нагрузке? Под весом пассажиров или что? Возможно
- как Развал схождение Своими руками
- авто сильно поднятый? И вообще
Request limit reached by ad manXML
Техобслуживание и мелкий ремонт автомобиля своими руками. А лет 20-30 назад, на классике развал схождение своими руками это была норма. Рука не поднялась заменить штатную quot;головуquot; на какой-нить android-quot;комбайнquot; c большим дисплеем)) И я на всех своих предыдущих авто всё полностью менял, но в вольво всё устраивает. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова имеют для вас второстепенное значение. Сделайте на это поправку — и у вас будут все шансы хорошо разбираться в людях. Торговая площадка для покупки и продажи авторских handmade работ и дизайнерских вещей. Работы мастеров: шитье, бисероплетение, роспись, керамика. Углы установки автомобильных колёс , известные в обиходе как развал-схождение , влияют на устойчивость автомобиля, его управляемость и износ шин. Также отрицательный развал устанавливается на гоночных автомобилях , предназначенных для езды по овалам , на внутренних колёсах. Научно-популярный портал для творческой научно-технической молодёжи. Анонс номера, архив материалов, общение, публикация материалов.
Регулировка развала и схождения на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107
Добро пожаловать!
Развал – под этим термином понимается то, как колесо у автомобиля будет стоять относительно вертикали. Если верхний край у колеса будет выведен наружи, то это значит то что развал положительный, а если тот же самый верхний край колеса будет находится во внутренней части автомобиля, то этот развал будет уже считаться отрицательным и обозначаться значением «-».
Примечание!
При неправильно отрегулированном развале, а именно при отрегулированном развале лишь у одного переднего колеса, при езде автомобиль может уносить в сторону – это можно очень легко определить, при езде сняв руки с рулевого колеса!
Схождение – этот термин означает то, как колёса будут сходится между собой относительно дороги. Вот к примеру на задне-приводных автомобилях колёса стоят под положительным углом, а на переднем приводе под отрицательным как показано на фото. А сделано это всё для того, чтобы при трогании с места и при дальнейшей езде колёса выравнивались и становились полностью ровно.
При неправильно отрегулированном схождении, покрышки у автомобиля могут намного быстрее износится чем при отрегулированном схождении, поэтому всегда следите за ним и по возможности регулируйте!
Какие инструменты мне понадобятся для регулировки?
Для регулировки будет обязательно нужен штангенциркуль, а так же набор основных гаечных ключей, клещи вида «Кобра», обычная нитка небольшой длинны и необычная нить с привязанными на обоих её концах крючками.
Ещё вам понадобится брусок толщиной «22 мм», и ещё один брусок только уже толщиной «6 мм».
Когда нужно регулировать развал и схождение?
Они подлежат регулировки, при:
- Изменение траектории движения автомобиля, допустим вы едете прямо а автомобиль в это время уводит в сторону.
- А так же при видимых отклонений заданных углов установки колёс, в связи с этим будет наблюдаться неравномерный и преждевременный износ шин, а так же повысится расход топлива автомобилем и вследствие чего из-за этого могут преждевременно выйти из строя детали подвески.
- Ещё проверять развал и схождение нужно после аварии, при которой были повреждены и заменены необходимые детали подвески.
Как отрегулировать развал и схождение, они же углы установки колес на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?
Примечание!
Более точную проверку установки колёс необходимо проверять в специализированной мастерской на специально стенде. Но если у вас нет на это средств, то вы практически с таким же успехом можете отрегулировать углы положения колёс, не пользуясь для этого стендом!
А так же при регулировки, обратите особое внимание на элементы подвески, потому что при неисправностях подвески или при обнаружение люфта у большинства её деталей, установка углов колёс ни к чему не приведёт!
Подготовка к регулировки:
1) В начале для более точной регулировки углов колёс, рекомендуется нагрузить автомобиль дополнительным весом в «320 кг». К примеру можно посадить «4-ре» человека в автомобиль и груза около «50 кг».
2) Теперь проверьте сколько топлива находится в топливном баке, если мало то доведите до нормы, потому что бак обязательно должен быть полностью заправлен.
3) Далее проверьте давление в шинах, оно должно быть так же в норме.
Проверка и в то же время регулировка развала и схождения на автомобиле:
Примечание!
К сожаление установку угла развал очень трудно произвести самому, потому что вряд ли его удастся должным образом отрегулировать. Но проверить в порядке ли угол развала или же нет можно самостоятельно, чем мы и займёмся!
1) Для проверки развала, сперва сядьте в автомобиль и поверните руль таким образом, чтобы он был направлен строго прямо.
2) Далее выйдите из автомобиля и прожмите подвеску автомобиля, для этого аккуратно за багажник или же лучше всего за бампер на давите с усилием в «40-50 кг», раза «2-3». Эту же операцию проделайте с передним бампером машины.
3) Затем возьмите нить и штангенциркуль и после чего натяните её вертикально как показано на рисунке. А после того как нить будет натянута, штангенциркулем приложите сперва снизу, а затем сверху и вследствие чего вы узнаете развал колеса.
Примечание!
Если у вас получится разница между верхней и нижней точкой колеса допустим в «3 мм», то это будет означать то что угол развала равен приблизительно «30’». Угол развала должен быть в пределах «4°30’+20’» – это при нагруженном автомобили и при том условии что в автомобиле находятся «4-ре» человека. А при разгруженном автомобиле, угол развала должен составлять «0°5’+20’»!
4) Теперь для того чтобы проверить схождение, нужно проделать практически то же самое что и при проверки развала, а именно выровнять колёса, по возможности должным образом нагрузить автомобиль и только после этого нужно браться за проверку.
5) Для проверки возьмите в руку необычную нитку с привязанными на обоих её концах крючками. И после чего зацепите одной стороной нитку на начало переднего колеса, а другой стороной на конец заднего, но зацепляйте так чтобы всё было на одном уровне, то есть чтобы нитка шла ровно и не изгибалась.
Примечание!
Колея задних колёс чуть уже чем у передних, примерно на «44 мм», поэтому для более точно регулировки приложите брусок толщиной около«22 мм» к заднему колесу и тем самым проведите нить поверх данного бруска!
6) Далее сядьте за руль и поверните рулевое колесо таким образом, чтобы нить коснулась обоих сторон передней покрышки.
7) Затем закрепите нить с противоположной стороны, но только уже на этот раз под заднюю часть колеса подложите два бруска, один из которых будет толщиной «6 мм», а другой «22 мм». Тем самым если эти оба значения сложить, то сумме у нас получается «22+6=28 мм» толщина бруска.
Примечание!
После всей проделанной операции проверьте чтобы нить слегка касалась на «1-2 мм» для одного переднего колеса в обоих точках покрышки, если не коснётся то в таком случае отрегулируйте схождение передних колёс!
8) Для регулировки схождения при помощи двух гаечных ключей, ослабьте хомуты муфты наружной рулевой тяги.
9) А после этого при помощи клещей вида «Кобра», повращайте саму муфту и вследствие чего отрегулируйте длину рулевой тяги, до того пока зазор между нитью и покрышки переднего колеса не придёт в норму.
10) И в завершение затяните стяжные хомуты и эту же самую работу проделайте со вторым колесом и тем самым добейтесь их суммарное схождение было около «2 мм».
Примечание!
Эту же самую процедуру по регулировки произведите с колесом, который стоит на противоположной стороне автомобиля. А при повторной проверки схождения, запомните одну вещь, если вы собираетесь делать схождение одного колеса не «1 мм», а допустим «2 мм», то под нить нужно подкладывать брусок «22+12=34 мм», если «1,5 мм» то «22+9=31» соответственно!
Правильное схождение передних колёс у автомобилей «Классического» семейства, является «2-4 мм» на разгруженном автомобиле и «3-5 мм» на загруженном!
Как сделать развал схождения на ваз 2109
После любого ремонта подвески или рулевого управления нужно отрегулировать угол развала и схождения передних колес. Процедура эта крайне важна, ведь если не провести ее, в лучшем случае машина будет «подъедать» резину, а в худшем — ее постоянно будет уводить в сторону во время движения, что крайне опасно, поскольку может привести к ДТП. Обычно автолюбители предпочитают обращаться в автосервис, поскольку там есть все необходимое оборудование. Однако некоторые желают попробовать отрегулировать сход-развал своими руками или же не могут позволить себе лишние расходы. Как же провести эту операцию самостоятельно?
- Что такое развал-схождение?
- Регулировка развала
- Регулировка схождения
Сегодня мы подробно опишем последовательность действий, а заодно и расскажем, что значит слова «развал» и «схождение».
Что такое развал и схождение колес
Развал представляет собой угол между вертикальной плоскостью и плоскостью колеса. От него напрямую зависит насколько хорошо шины соприкасаются с дорожным покрытием.
Восхождение — является углом между направлением движения и плоскостью вращения колеса. Оно определяет, насколько устойчива в поворотах машина, и с какой скоростью изнашиваются шины.
В восхождение есть один нюанс – оно различается в зависимости от привода автомобиля. Транспортные средства с задней ведущей осью должны обладать положительным схождением (когда колеса немного повернуты друг к другу), а вот в переднееприводных автомобилей схождение должно быть отрицательным (колеса наоборот, слегка развернуты в стороны). Следует заметить, что во время движения колеса становятся ровно в обоих случаях, что обеспечивает комфортную и безопасную езду.
Есть еще одна малоизвестная регулирования под названием кастер — угол, с которым шкворня наклонена (в продольной плоскости). Кастер устанавливается на заводе-изготовителе раз и навсегда, и поэтому в регулировке не нуждается. Однако если вы вносите коренные изменения в подвеску автомобиля (например, готовя его к соревнованиям), его нужно будет регулировать заново. Здесь эта процедура рассмотрена не будет.
Специалисты рекомендуют регулировать сход-развал 2 раза в год, одновременно с переходом на летние/зимние шины. Но по факту, большая часть водителей проводят эту процедуру только после ремонта элементов подвески или замены рулевых тяг, а также перед техосмотром.
Как отрегулировать развал схождения на ВАЗ 2109
Прежде чем приступать к работе, сделайте 3 важные вещи. Во-первых, убедитесь, что в ближайшей перспективе вы не будете проводить ремонт подвески или рулевого управления. В противном случае вы зря потратите нервы, время и силы. Во-вторых, не поленитесь проверить давление в колесах. Если оно ненормальное, измерения будут неправильными. В-третьих, проверьте багажник и салон, чтобы там ничего не лежало, поскольку регулирование осуществляется на загруженном автомобиле.
Также обратите внимание, что инструкция ниже действительна для автомобиля ВАЗ-2109 и его семейства. На других отечественных автомобилях, а тем более на иномарках, процедура заметно отличается.
Регулировка развала на ВАЗ 2109
Вам понадобятся:
- Мел;
- Шнур с отвесом;
- Штангенциркуль или линейка;
- Баллонный ключ, домкрат;
- 2 гаечных ключа на 19.
1) Сначала убедитесь, что машина стоит ровно.
2) Возьмите мел и поставьте 2 вертикальные риски на ободе — вверху и внизу.
3) Воспользуйтесь шнуром с отвесом, приложив его к крылу машины. Затем измерьте расстояние от колеса до шнура в районе сначала верхней, а потом нижней метки. Показания должны отличаться не более чем на ±3 мм
4) Так как геометрия колеса не всегда бывает идеальной, прокатите авто немного вперед, чтобы метки сместились на 90°. Сделайте еще 2 риски, повторите замеры.
5) Повторите п. 2,3 и 4 для другого колеса.
6) Переставьте машину на 180° по отношению к предыдущему расположение. Сделайте замеры снова.
7) Возьмите баллонный ключ, домкрат, демонтируйте колесо. Далее с помощью 2-х ключей на 19 ослабьте 2 болта, что крепят кронштейн стойки амортизатора к поворотному кулаку.
8) С помощью ключа на 19 переместите поворотный кулак на необходимое расстояние внутрь или наружу с помощью эксцентриситета головки болта. Тем самым вы поставите нужный вам угол развала.
9) Затяните ослабленные болты, смонтируйте колесо назад, покачайте автомобиль нажатиями на переднее крыло. Еще раз сделайте замеры.
10) Если вы сделали что-то не так, повторите процедуру, пока измерения не покажут удовлетворительный результат.
Применительно к переднеприводным машинам нормативный развал — это -1/ 1 мм.
Регулировка схождения на ВАЗ 2109
Необходимые инструменты:
- Специализированная линейка со шкалой;
- Мел;
- Гаечные ключи на 27 и 24 (необязательно).
1) Загоните машину на яму, руль должен быть ровным.
2) Мелом поставьте 2 риски на колесах, как можно плотнее к дисков (с внутренней стороны).
3) Возьмите линейку, найдите ее преднатяг и установите так, чтобы концами он упирался в поставленные вами риски. Следите, чтобы она ни к чему не прикасалась, кроме колес.
4) Слегка потрясите линейку, после чего посмотрите на подвижную шкалу, совместив 0 с указателем, а потом зафиксируйте ее.
5) Немного прижмите машину вперед, чтобы она проехала несколько десятков сантиметров, а линейка сменила свое место расположения. Опять же, не допускайте контакта линейки с чем-нибудь, иначе все придется начинать сначала.
6) Залезьте в яму и посмотрите на показания на шкале.
Вы можете увидеть, что расстояние между колесами на задней оси и расстояние между передними колесами неодинаково, хотя оно должно быть ровным. В зависимости от ситуации, придется регулировать длину тяг в определенную сторону (делать их длиннее или короче).
- Возьмите ключ на 27, немного открутите контргайки рулевых тяг.
- С помощью ключа на 24 можно изменять длину рулевой тяги (крутить надо исключительно за муфту!).
- Далее установите шкалу линейки так, чтобы отрегулировать схождение на 0, а затем немного переместить машину назад.
- Когда показания станут равными -1/ 1 мм., регулировку можно считать законченной. Не забудьте прокатить автомобиль вперед, чтобы проконтролировать измерения.
Теперь внимательно посмотрите на руль. Если он вернулся в сторону, это означает, что вы не совсем правильно отрегулировали длину тяг, и одна из них теперь смещена. Чтобы это исправить, открутите одну тягу на N оборотов и закрутите другую на столько же. Если руль встал ровно, смещение исправлено.
Выводы и рекомендации:
Как видите, регулировка развала схождения колес ваз 2109 своими руками процедура очень непростая, но при некоторой сноровке вполне выполнима. А проведя ее несколько раз, вы будете делать все необходимые операции без труда. Впрочем, если вы не уверены в своих силах, автосервис всегда к вашим услугам.
Полезная информация? Сохраните у себя, чтобы не потерять
Развал схождение колес на Ваз 2109 своими руками
После любого ремонта подвески или рулевого управления на автомобилях ВАЗ 2109 требуется отрегулировать угол развала и схождения передних колес.
Процедура эта крайне важна, ведь если не провести ее, в лучшем случае машина будет «подъедать» резину, а в худшем – ее постоянно будет уводить в сторону во время движения, что крайне опасно, поскольку чревато ДТП.
Обычно автолюбители предпочитают обращаться в автосервис, поскольку там есть все необходимое оборудование. Однако некоторые желают попробовать отрегулировать развал схождения своими руками или же не могут позволить себе лишние траты. Как же провести эту операцию самостоятельно на Ваз 2109? На этот вопрос мы и ответим в нашей сегодняшней статье.
- Развал – схождение для чего нужна процедура?
- Когда рекомендуется проводить развал – схождение Ваз 2109
- Видео: Как сделать развал-схождения Ваз 2109 своими руками часть 1
- Регулировка развал-схождение ВАЗ 2109 своими руками
- Пошаговая инструкция регулировки рулевых тяг на ВАЗ-2109
- Видео: Как сделать развал-схождения Ваз 2109 своими руками часть 2
Развал – схождение для чего нужна процедура?
Перед тем как я дам вам пошаговую инструкцию давайте разберемся что же это за процедура развал – схождение, какими бывают углы установки колес Ваз 2109 и как от них зависит поведение автомобиля на дороге?
Для обеспечения хорошей устойчивости и управляемости автомобиля передние колеса установлены под определенными углами относительно элементов кузова и подвески. Регулируют три параметра: схождение, угол развала колеса, угол продольного наклона оси поворота.
Угол продольного наклона оси поворота — угол между вертикалью и линией, проходящей через центры поворота шаровой опоры и подшипника опоры телескопической стойки, в плоскости, параллельной продольной оси автомобиля. Он способствует стабилизации управляемых колес в направлении прямолинейного движения. Этот угол зависит от количества регулировочных шайб на концах растяжки. Для уменьшения угла шайбы добавляют, а для увеличения снимают. При установке/удалении одной шайбы угол изменяется приблизительно на 19′. Симптомы отклонения величины угла от нормы: увод автомобиля в сторону при движении, разные усилия на рулевом колесе в левых и правых поворотах, односторонний износ протектора.
Угол придельного поворота оси на повороте ВАЗ 2109
Угол развала колеса — угол между плоскостью вращения колеса и вертикалью. Он способствует правильному положению катящегося колеса при работе подвески. Угол регулируется поворотом верхнего болта крепления телескопической стойки к поворотному кулаку. При сильном отклонении этого угла от нормы возможен увод автомобиля от прямолинейного движения, односторонний износ протектора.
Угол развала колес ВАЗ 2109
Схождение колес — угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля. Схождение можно также определить как разность расстояний между закраинами ободьев, замеренных сзади и спереди колес на уровне их центров. Схождение колес способствует правильному положению управляемых колес при различных скоростях движения и углах поворота автомобиля.
Схождение колес Ваз 2109
Схождение изменяется вращением регулировочных муфт при ослабленных контргайках наконечников рулевых тяг. Перед регулировкой рейку рулевого механизма устанавливают в среднее положение (спицы рулевого колеса — горизонтально). Признаки отклонения схождения от нормы: сильный пилообразный износ шин в поперечном направлении (даже при небольших отклонениях), визг шин в поворотах, повышенный расход топлива из-за большого сопротивления качению передних колес (выбег автомобиля намного меньше положенного).
Когда рекомендуется проводить развал – схождение Ваз 2109
Различные источники рекомендуют проводить регулировку при пробеге примерно 12-15 тысяч километров, или один раз в год. Иногда бывают случаи, когда приходится выполнять такую операцию досрочно. Причиной этого в большинстве случаев бывает состояние наших дорог. Достаточно один раз «поймать» хорошую выбоину, чтобы потребовалось проводить проверку и регулировку развала и схождения передних колёс.
Проведение работ по регулировке передних колес Ваз 2109
Если владелец планирует эксплуатировать без особых проблем свой автомобиль длительное время, то экономить на этой операции не стоит. После каждой замены шаровых опор, сайлентблоков, рулевых тяг, амортизаторов необходимо проводить проверку и регулировку развала и схождения колёс.
Износ шин при неправильном развале схождение Ваз 2109
Выполнить эту операцию сегодня достаточно просто. Нужно просто заехать в сервис, который выполняет такую операцию, и специалисты быстро и качественно выполнят эту работу. Но бывают случаи, когда такую работу необходимо выполнить самостоятельно в условиях гаража.
Видео: Как сделать развал-схождения Ваз 2109 своими руками часть 1
Регулировка развал-схождение ВАЗ 2109 своими руками
Для того, чтобы правильно выполнить регулировку развал – схождения колес на Ваз 2109 необходимо выполнить следующий порядок действий:
- Устанавливаем автомобиль на горизонтальной площадке;
- Отмечаем мелом пару меток на колёсном ободе (первую сверху, вторую снизу);
- Далее нужно приложить шнур, к которому подвешен отвес, к крылу. После этого, по меткам, с помощью линейки, меряем расстояние от шнура до обода и до верхней метки, после этого меряем расстояние до нижней метки. Отличаться расстояния должны не более чем на 3 мм;
- Для большей точности вычислений, машину нужно прокатить, провернув колесо на 90 градусов. Наносим на колесо ещё две метки, и опять выполняем те же измерения;
- Аналогичные действия выполняются и на втором колесе, а все результаты измерения фиксируются;
- Далее нужно развернуть автомобиль на 180 градусов, и выполнить заново все, описанные выше, измерения;
- Демонтируем колесо, а затем, с помощью пары ключей «на 19», откручиваем 2 болта, которыми кронштейн стойки амортизаторов крепится к поворотному кулаку.
- Используя ключ «на 19», двигаем поворотный кулак, внутрь или наружу на нужное расстояние, достигая требуемого угла развала;
- Затягиваем болты, и монтируем колесо обратно, после чего убираем домкрат. Пару раз качаем автомобиль, упёршись в крыло. После чего повторяем все замеры, сделанные ранее, и записываем их результаты;
- Отойдя от автомобиля на несколько метров, изучаем расположение передних колес, в сравнении с задними колёсами.
- Угол развала на автомобилях, имеющих задний привод, должен быть от +1 до +3 мм.
- Угол развала на автомобилях, имеющих передний привод, должен быть от -1 до +1 мм
Для того чтобы правильно отрегулировать угол схождения колес ВАЗ 2109, все измерения нужно делать телескопической линейкой, расположившись в смотровой яме. При этом руль следует выставить так, как если бы автомобиль ехал прямо.
- Наносим с помощью мела метки на каждом из колёс (слева и справа), с внутренней стороны, максимально близко к дискам;
- Натягиваем и устанавливаем телескопическую линейку, упирая её концы в сделанные ранее метки. Делается это так, чтобы поверхность линейки не прикасалась ни к подвеске, ни к кузову;
- Аккуратно встряхнув линейку, совмещаем «ноль» подвижной шкалы с указателем, расположенным на неподвижной части линейки, и фиксируем это положение;
- Катим машину вперед, при этом закрепленная линейка будет двигаться назад, вместе с колёсами. Остановиться необходимо до того момента, пока она не коснётся кузова или подвески;
- Фиксируем полученные показания.
Расстояние между передними и задними колесами должно быть одинаково. Если равенство расстояний не соблюдено, то нужно регулировать рулевые тяги. Регулировка осуществляется в сторону удлинения рулевых тяг, если задние колёса расположены ближе друг к другу, чем передние. И наоборот, рулевые тяги укорачивают, при расположении задних колёс дальше друг от друга, нежели передние колёса.
Пошаговая инструкция регулировки рулевых тяг на ВАЗ-2109
Ну все осталось дело за малым отрегулировать рулевые тяги. Для этого:
- Слегка откручиваем гайки на рулевых тягах, используя ключ «на 27». При откручивании обратите внимание на то, что гайки с рисками на гранях – леворезьбовые;
- С помощью ключа «на 24», начинаем проворачивать муфту, изменяя длину тяги, при этом контролируем горизонтальное расположение рулевых спиц;
- Выставляем на «0» подвижную шкалу, расположенную на линейке, и передвигаем автомобиль назад;
- Как только показания будут в пределах от -1 до +1 миллиметра, процедура регулировки может быть завершена. Впрочем, если хотите убедиться, что всё сделали правильно, можно теперь прокатить машину и вперёд, при этом показатели измерений должны оставаться в тех же пределах.
После всех проделанных манипуляций по регулировке развала-схождения, остаётся поочерёдно посмотреть, со стороны передних колёс – в створ задних колёс. Если спица руля будет стоять горизонтально, то будет видно, какое (правое или левое) смещение имеют колёса. При сильно выраженном смещении, одна из тяг выкручивается на несколько оборотов, а другая затягивается (на то же число оборотов). Таким образом, смещение устраняется полностью.