Trm-parking.ru

ТРМ Паркинг
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установка сетки на решетку радиатора — как спастись от насекомых

Установка сетки на решетку радиатора — как спастись от насекомых?

  • Установка сетки на решетку радиатора — как спастись от насекомых?
  • 1. Зачем нужна защитная сетка на решетку радиатора
  • 2. Сетка с внутренней стороны решетки
  • 3. Как установить сетку на решетку радиатора
  • 4. Как установить самодельную тюнинговую решетку

Устройство радиатора является одним из основных элементов системы водного охлаждения, которая рассеивает в воздухе тепло, которое, в свою очередь, отводится непосредственно от двигателя внутреннего сгорания посредством охлаждающей жидкости.

  • 1. Зачем нужна защитная сетка на решетку радиатора
  • 2. Сетка с внутренней стороны решетки
  • 3. Как установить сетку на решетку радиатора
  • 4. Как установить самодельную тюнинговую решетку

Основная функция устройства радиатора заключается в отведении тепла от двигателя внутреннего сгорания прямиком в атмосферу и охлаждении жидкости, которая проходит через него. Для того, чтобы обеспечить максимальный отвод тепла радиатор зачастую монтируется в то место, где он будет лучше всего обдуваться набегающим потоком воздуха при передвижении транспортного средства – в передней части автомобиля за радиаторной решеткой.

Поскольку данный узел является одним из основных в безопасности и успешности эксплуатации автомобиля, то следует о нем как следует заранее позаботиться. Для обеспечения максимальной безопасности работы данного устройства необходима защитная сетка, которая устанавливается на решетку радиатора.

1. Зачем нужна защитная сетка на решетку радиатора

В большинстве случаев устройство радиаторных решеток, так же, как и заводских, имеют достаточно крупные ячейки. Такого рода решетки предназначаются для защиты радиатора от попадания в него крупных частиц и элементов, таких как веток и щебни. К сожалению, такое устройство не всегда способна защитить радиатор от попадания мелких частиц.

Все маленькие камушки, насекомые легко будут проходить через эти крупные ячейки, вследствие чего будут попадать напрямую в радиатор. Конечно же, такие элементы не смогут пробить радиатора, чего нельзя сказать о том, что они смогут застрять с легкостью между сотами. Все это будет напрямую влиять непосредственно на работу радиатора. Чересчур забитый радиатор не будет нужным нормальным образом охлаждать жидкость, которая будет проходить через него.

Конечно же, лучшим вариантом было бы, если автомобиль еще с завода имел бы мелкоячеистую радиаторную решетку, которая способна предотвращать попадание разнообразных мелких сор. К сожалению, такого рода радиаторные решетки на транспортных средствах встречаются достаточно редко. В таком случае лучшим решением проблемы является защитная сетка на решетку радиатора. Такого рода сетка способна предотвращать попадание мелких частиц, при этом, не давая им возможности добраться непосредственно до радиатора. Естественным явлением будет то, что такая решетка может забиться. Тем не менее, очистка данной сетки будет происходить на порядок легче, чем очистка сот радиатора.

2. Сетка с внутренней стороны решетки

Самым простым способом, посредством которого можно предотвратить попадание в радиатор мелких частиц и при этом улучшить в коем роде свое транспортное средство, является установка сетки для решетки радиатора с внешней стороны. Такого рода метод встречается достаточно редко среди автомобилистов.

Все материалы и инструменты являются такими же, что и при установке самой простой решетке. С автомобиля необходимо будет демонтировать заводскую радиаторную решетку. Если же на ней прикрепляется маркировочный шильдик, то следует снять и его. Важно также заметить, что множество современных автомобилей используют и объемные воздухозаборники, которые предназначаются для улучшения подачи воздуха на радиатор. Данные устройства прикрепляются и устанавливаются непосредственно на бампер. Кроме того, мелкоячеистая защитная сетка, которая предназначается для заделки такого рода воздухозаборников, на самом деле используется крайне редко.

Для того, чтобы решить возникшую проблему с таким автомобилем потребуется производить замену бампера, так как необходимо будет использовать мелкоячеистую сетку. Такого рода процедура является достаточно дорогостоящей. Аналогом является самостоятельная установка такой сетки на свое транспортное средство.

3. Как установить сетку на решетку радиатора

Сложным и проблематичным будет, если автомобиль имеет радиаторную решетку, которая выполнена вместе с бампером, а на самом бампере будет располагаться устройство воздухозаборника. Таким образом, для того, чтобы защитить свой радиатор от всякого рода маленьких частиц, такое транспортное средство необходимо будет трансформировать в области передка. Тем не менее, такого рода проблема может быть устранена своими руками.

В современных магазинах можно приобрести мелкоячестую сетку, которая будет иметь разные размеры. Так, необходимо попросту на глаз определить размеры воздухозаборника и решетки радиатора. Для того чтобы произвести всю последующую работу автомобилисту потребуется: листы защитной сетки необходимых размеров, набор отверток и ключей, мелкие саморезы, мелок или маркер, ножницы по металлу.

Если все данные инструменты будут в наличии, то можно приступать к проведении операции. Для того, чтобы установить сетку с внутренней стороны, нужно будет приложить определенные усилия. Сначала придется произвести демонтаж с автомобиля бампера и радиаторной решетки. Нужно для этого повыкручивать все крепящие болты бампера, после чего освободить из зацепления все фиксаторы. Пока бампер будет снят, необходимо произвести очистку радиатора от засорений, которые уже попали в него.

Последующие работы будут проводиться уже на снятом бампере. Все листы необходимо промаркировать в соответствии со всеми выступами и элементами крепления бампера. Далее следует вырезать сетку ножницами по металлу необходимой формы. Важно производить примерку при проведении данной операции.

После того как автомобилист выполнит эти процедуры, следует попросту закрепить новую сетку на решетке радиатора. Именно здесь и потребуются мелкие саморезы, а основным здесь будет место крепления и вкручивания. Пластиковое тело должно быть толстым, чтобы саморез не смог выйти с другой стороны. Именно таким способом будет зарешечиваться радиаторная решетка вместе с воздухозаборником. После этого нужно будет лишь вернуть на прежнее место бампер и закрепить его.

4. Как установить самодельную тюнинговую решетку

Для того чтобы сделать своими руками защитную сетку может потребоваться немало времени и сил. Так, для начала следует достать материал, который будет составлять алюминиевую сетку, разные крепежи и саморезы. Именно этот материал потребуется для того, чтобы изготовить сетку, которую нужно будет прикрепить на бампере с внутренней стороны.

Кроме того потребуется и специальный инструмент – ножницы по металлу, отвертка, ключи, съемник клипс. После этого придется произвести демонтаж переднего бампера и осветительных приборов (фар и противо-туманников). Далее нужно закрепить на бампере решетку с обратной стороны посредством крепежа или саморезов. Установить бампер необходимо на свое законное место, защелкнуть все кронштейны и зафиксировать их специальными клипсами.

Некоторые мастера в этом деле делают тюнинговую решетку, которая имеет мелкоячестую защитную сетку и заводскую. Кроме всех вышеуказанных материалов здесь потребуются паяльник, лобзик и наждачная бумага. Все работы необходимо производить в строгом нижеуказанном порядке.

Сначала демонтируется заводская решетка. После этого с нее лобзиком необходимо вырезать внутреннюю часть, после чего останется лишь контур внешний. Далее, после такого рода обрезки, необходимо обработать посредством наждачной бумаги поверхность, чтобы все заусеницы и неровности были убраны. Сетку необходимо обрезать таким образом, чтобы все ее края заступали за грань внутреннего края необходимого контура.

Посредством крепежа будет крепиться сетка во внутренней части. Тут необходимо использовать саморезы и пластик контура, где и будет применим паяльник. Пластик, при его разогреве, будет деформироваться, а края сетки будут утапливаться в нем. После такого рода модернизированную решетку необходимо окрасить и установить на свое законное место.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Установка сетки радиатора

В студии «Platinum G» в Санкт-Петербурге выполняется установка защитной сетки радиатора. Зачем нужно ее ставить, даже если машина новая? Дело в том, что «родные» ячейки настолько крупные, что сквозь них легко проходят камни и насекомые. И производителей этот факт не смущает. Поэтому монтаж решетки с мелкими ячейками позволит защитить радиаторный элемент от повреждений.

Защитная сетка на решетку радиатора зависит от типа машины – прежде чем заказать монтаж, вы можете ознакомиться с ценами для разных видов авто в таблице ниже. Там также указано, что входит в стоимость.

Установка в седан/хэтчбек A, B класса АКЦИЯ!

Стоимость включает в себя:

  • сетка защитная 2 проёма
  • монтаждемонтаж бампера
  • монтаж сетки в бампер

Стоимость с установкой — 4500 3500 руб.

Установка в седан/хэтчбек C, D класса, кроссовер АКЦИЯ!

Стоимость включает в себя:

  • сетка защитная 2 проёма
  • монтаждемонтаж бампера
  • монтаж сетки в бампер

Стоимость с установкой — 4900 3900 руб.

Установка во внедорожник и авто бизнес класса АКЦИЯ!

Стоимость включает в себя:

  • сетка защитная 2 проёма
  • монтаждемонтаж бампера
  • монтаж сетки в бампер

Стоимость с установкой — 6600 5600 руб.

Установка в авто премиум класса АКЦИЯ!

Стоимость включает в себя:

  • сетка защитная 2 проёма
  • монтаждемонтаж бампера
  • монтаж сетки в бампер

Стоимость с установкой — 10000 7500 руб.

+1 дополнительный проём

Если в Вашем автомобиле больше двух проёмов в бампере, и Вы хотите защитить дополнительный проём.

Стоимость с установкой — 500 руб.

Как монтируется защитная сетка в бампер?

Мы используем прочные сетчатые изделия. Решетка изготавливается под конкретную модель.

Работа выполняется нашими мастерами быстро и аккуратно и включает такие этапы:

  • Снятие бампера.
  • Изготовление решетки.
  • Монтаж защиты и установка бампера на место.

Почему важно установить защитную сетку радиатора?

  • Сетка защищает радиатор от механических повреждений.
  • Внутрь меньше попадают насекомые, тополиный пух и прочий мусор – все это остается на металлических ячейках и легко смывается в автомойке.

Также существует миф, что дополнительный металл способствует перегреванию радиаторной панели. Но ведь она алюминиевая и хорошо рассеивает тепло. Защитная стальная сетка переднего бампера может забиваться мусором и задерживать потоки воздуха. Но чтобы предотвратить это, достаточно регулярно ее чистить.

Создание и установка защитной сетки на решетку радиатора своими руками

Многие мужчины любят проводить время в гараже и возиться со своим автомобилем. Одни считают очень важным и увлекательным процессом тюнинговать машину изнутри. Другие отдают предпочтение внешней отделке автомобиля, считая, что завод-изготовитель лучше знает, какие внутренности следует устанавливать на каждую конкретную модель. Но лишь немногие водители задумываются о важности такого элемента, как решётка радиатора. Любители стайлинга часто воспринимают её как побочную техническую деталь, а почитатели тюнинга — как элемент дизайна. Но на самом деле радиатор — очень важное приспособление, которое позволяет автомобилю выполнять свои функции без поломок. И он тоже требует модернизации. Например, наиболее частой процедурой является установка установка защитной сетки на решетку. Создать такой продукт можно и своими руками.

Зачем нужна защитная сетка на решётку радиатора

Для начала разберёмся, какие функции выполняет сам радиатор. Радиатор — это один из основных элементов системы охлаждения автомобиля, который расположен в носовой части около бампера.

Во время работы внутри двигателя внутреннего сгорания образуется искра, которая поджигает топливо. Оно, в свою очередь, выделяет тепловую энергию, которая впоследствии преобразуется и становится движущей силой для автомобиля. Не удивительно, что двигатель постоянно нагревается. Однако перегрев этой детали может вызвать частичную или полную поломку автомобиля. Поэтому охлаждение является обязательным процессом для правильной работы автомобиля.

Именно для этого автомобилестроителями и был придуман радиатор. Он представляет собой систему металлических пластин и трубочек, по которым циркулирует охлаждающая жидкость. С внешней стороны установлена решётка, которая закрывает технологические отверстия для встречного воздуха.

К сожалению, решётка радиатора обладает довольно крупными ячейками, поэтому часто загрязняется из-за летящих в неё частиц пыли, песка, гравия и даже насекомых. Далеко не все автомобилисты уделяют достаточно внимания очищению этого элемента машины. Тем же грешат и профессиональные автомойки. Большое количество мусора мешает системе охлаждения правильно функционировать, что может привести к перегреву и поломке двигателя.

Некоторые производители автомобилей изготавливают мелкоячеистые радиаторные решётки, однако редко комплектуют ими машины с завода. Если вы обладатель популярной модели, и по каким-то причинам не хотите устанавливать сетку, поищите в продаже подобные решётки. Однако будьте готовы, что цена на них будет гораздо выше.

Избежать этого поможет защитная сетка, которая устанавливается с внутренней или внешней стороны решётки. Её мелкие ячейки не пропускают даже самых маленьких насекомых внутрь радиатора. К тому же её достаточно легко снимать и очищать. При этом она не оказывает отрицательное влияние на встречный поток воздуха и не мешает работе системы.

Почему я буду ставить сетку. У отца минивен, жара, едут на юг, вылетает камень, пробивает пластиковую решётку бампера и пробивает радиатор кондиционера. Ощущения были выше полового. Родители и дети в +30 без кондиционера… Я считаю, что словить камень в городе практически нереально, а вот птички, камни и проч. на трассе было раз в год точно.

renbywww.drive2.ru

Сетка с внешней стороны решётки

Чаще всего сетка устанавливается с внешней стороны решётки радиатора. У этого метода много преимуществ:

  • вам не придётся демонтировать бампер и решётку для установки сетки;
  • такую сетку легче снимать и очищать;
  • сама решётка также будет оставаться чистой;
  • можно разнообразить внешний вид автомобиля.

Не стоит беспокоиться, что такая сетка испортит внешний вид вашего автомобиля. В продаже можно найти сетки с оригинальным дизайном, которые только украсят экстерьер.

Однако далеко не каждому нравятся подобные изменения в облике транспортного средства. Если по этой и каким-либо другим причинам вы не хотите монтировать сетку с внешней стороны, для вас есть другой метод.

С внутренней

У автомобилей высокой ценовой категории даже решётка радиатора является элементом дизайна. Вспомните хотя бы автомобили марки BMW: их решётки не спутаешь ни с одними другими, настолько они органично вписываются в общий образ. Не удивительно, что многие автомобилисты не хотят прятать их. В этом случае на помощь приходит способ установки сетки изнутри.

Сетка, спрятанная под решёткой радиатора, не будет бросаться в глаза. При этом защищать от всех загрязнений она будет не менее эффективно. Правда, есть в установке внутренней сетки и свои недостатки. Например, необходимость демонтажа самой решётки. А некоторые автомобили имеют такую конструкцию, при которой снять решётку можно лишь вместе с бампером. Это займёт у вас лишнее время и силы, однако общий дизайн автомобиля останется более гармоничным.

В любом случае выбор между внешним видом и приложенными усилиями делать только вам, ведь функциональность детали от этого не уменьшится.

Как сделать защитную сетку на решётку своими руками

Уже готовые защитные сетки могут быть выполнены из таких материалов, как:

  • алюминий;
  • сталь;
  • карбон;
  • пластик.

Алюминий — лёгкий, но прочный металл, который отлично справляется с защитой системы охлаждения. Не менее эффективны сетки из стали. Для защиты радиаторов спортивных и гоночных автомобилей обычно используют карбоновые сетки, однако они отличаются высокой стоимостью.

Наиболее популярным материалом для самостоятельного изготовления сетки является обычный пластик. С ним легко работать, а его стоимость позволяет совершать некоторые ошибки.

Материалы и инструменты для тюнинга

Для работы вам в первую очередь понадобится сама сетка, которую можно приобрести практически в любом строительно магазине. Для этих целей отлично подходит сетка Рабица, хотя и другие варианты тоже приемлемы. Материал, будь то пластик, алюминий, сталь или даже карбон, остаётся на ваше усмотрение.

При покупке сетки, особенно пластиковой, обратите внимание на размеры ячеек. Слишком мелкие могут отрицательно влиять на забор воздуха.

Итак, для работы над сеткой вам понадобятся:

  • сама сетка;
  • бумага;
  • обычные ножницы и инструмент по металлу;
  • кусачки по металлу;
  • карандаш и маркер.

Создание своими руками

Все ваши дальнейшие действия зависят от формы решётки радиатора. Если она довольно ровная, с относительно прямыми углами и чёткими линиями, вам достаточно лишь замерить длину и ширину решётки, а потом раскроить сетку в соответствии с этими параметрами. Однако изготовление значительно усложняется, если деталь обладает сложной формой с большим количеством изгибов или острыми углами.

Для того чтобы изготовить лекало, вам нужно будет сделать следующее:

  1. Приложите лист бумаги (или склеенные листы) к решётке радиатора. Плотно прижмите, чтобы хорошо видеть его форму, а затем обведите по контуру.
  2. Вырежьте получившуюся фигуру из бумаги.
  3. Приложите лекало к сетке и раскроите её. Если вы собираетесь устанавливать сетку с внешней стороны решётки, то обязательно оставьте припуски около 0,5 см со всех сторон.
  4. Кусачками уберите всё лишнее.
Процесс изготовления защитной сетки на фото

У некоторых автомобилей логотип расположен прямо на решётке радиатора. Учитывайте его форму и размеры, если изготавливаете сетку для внешнего монтажа. Логотипы простой формы, как, например, у автомобилей марки Renault можно вырезать кусачками. В более сложных случаях придётся снимать шильдик и крепить его поверх сетки.

Если сетка слишком мелкоячеистая и мягкая, можно использовать вторую сетку с более крупными ячейками в качестве каркаса. Вырежьте нужную форму по тому же принципу, а затем соедините обе детали.

Ваша сетка готова. Теперь осталось окрасить её и установить на решётку.

Как установить изделие

Прежде чем приступать к установке сетки вам будет нужно снять решётку. На некоторых автомобилях это можно сделать только вместе с бампером. Как правило, для демонтажа нужно открутить удерживающие болты, которые прячутся под капотом, а затем отогнуть фиксаторы в нижней части решётки. После этого её можно аккуратно снять со своего места. У других моделей крепление настолько простое, что вам даже не придётся поднимать крышку капота: достаточно поддеть плоской отвёрткой края решётки и вынуть её из пазов. Более подробные инструкции вы можете найти в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Видео: демонтаж решётки радиатора

Необходимые инструменты

Чтобы установить защиту на решётку, подготовьте следующий набор инструментов:

  • готовая защитная сетка
  • отвёртка с плоским шлицем;
  • набор шестигранных ключей для демонтажа решётки;

Эти инструменты понадобятся вам вне зависимости от предпочитаемого метода крепления. Но кроме них, вам будут необходимы сами крепежи. В зависимости от способа соединить сетку с решёткой, вам понадобится один из следующих инструментов:

  • штатные держатели
  • кабельные стяжки длиной около 18–20 см
  • саморезы и промышленный фен
  • сварочный аппарат.

Варианты крепления

Закрепить сетку можно четырьмя разными способами:

  • с помощью штатных держателей;
  • с помощью кабельных стяжек;
  • с помощью саморезов;
  • вплавлением стеки в решётку.

Каждый из этих методов имеет свои минусы и плюсы. Например, оптимальным вариантом является установка на штатные фиксаторы. Другой вариант — посадить сетку на саморезы. Правда, перед этим вам будет нужно нагреть саморезы и тем самым предотвратить дальнейшее растрескивание.

Редкие автомобилисты прибегают к методу вплавления. Во-первых, нужно иметь специальное оборудование. Во-вторых, если решётка изготовлена из пластика, её можно легко оплавить. Ну и, в конце концов, криво вплавленную решётку уже не переделаешь, и вся деталь пойдёт под замену.

По этим причинам водители, которые решили самостоятельно заняться модернизацией радиаторной решётки, чаще всего используют пластиковые строительные хомуты. Они обладают невысокой стоимостью и доступны в любом строительном магазине. Чтобы стяжки были незаметны, приобретите их в цвет будущей решётки и сетки.

Инструкция по установке

Когда сама сетка готова, а метод установки выбран, можно приступать к процессу монтажа.

  1. Аккуратно демонтируйте решётку радиатора. Будьте осторожны: не повредите ячейки.
  2. Вымойте детали и очистьте от скопившегося за время эксплуатации мусора.
  3. Приложите сетку к внешней или внутренней стороне радиатора в зависимости от окончательного местоположения.
  4. Если вы устанавливаете сетку снаружи, загните её припуски на краях.
  5. Зафиксируйте сетку на решётке хомутами. Лучше всего использовать симметричную схему. Красиво смотрятся и плотно держатся стяжки, расположенные в шахматном порядке.
  6. Отрежьте длинные хвосты стяжек. Следите, чтобы крепление при этом не нарушилось, а хомут не слетел.
  7. Установите решётку обратно в автомобиль.
Видео: установка защитной сетки

Окрашивание

Сетку можно оставить в изначальном виде, а можно окрасить. Так вы придадите ей оригинальный вид. Причём окрашивать можно не только саму сетку, но и решётку вместе с ней. Как нетрудно догадаться, сетка окрашивается до соединения с решёткой, если только вы не хотите сделать их одного цвета.

Для этого нужно тщательно обезжирить поверхность сетки. Для лучшего сцепления краски и поверхности, нанесите слой грунта. Выбирайте грунт в зависимости от типа материала: для металла и пластика используются разные составы.

После этого можно смело приступать к окраске. Чтобы не отмывать пятна краски от пола гаража, постелите ненужные газеты или старую тряпку. Легче всего выполнить покраску, используя аэрозольный баллончик. Держите его на расстоянии 40–45 см от поверхности. Нанесите 2 тонких слоя. Дайте каждому из них около часа на высыхание. Следите, чтобы не образовались наплывы. При желании можете покрыть сетку с решёткой дополнительным слоем лака.

Стильно смотрится решётка, окрашенная в цвет кузова. Более оригинальные личности могут использовать контрастный цвет. Особенно интересно это смотрится на автомобилях ярких расцветок. Жёлтая решётка радиатора, например, будет ярко выделяться на красном автомобиле.

Как видите, в самостоятельном изготовлении защитной сетки для решётки радиатора, а также последующем монтаже нет ничего сложного. Все необходимые материалы и инструменты можно без особых затрат приобрести в любом строительном супермаркете или магазине автомобильных деталей. К слову о затратах: сделать сетку своими руками в несколько раз дешевле, чем купить готовую. Вам понадобится лишь немного времени и усилий, чтобы придать ей нужную форму и установить на своё место.

Сетка для защиты радиатора: плюсы и минусы

При движении на автомобиле с большой скоростью, особенно в потоке других автомобилей, в него неизбежно отлетают различные камни, ветки, листья, шипы от шин и многое другое. Хорошо если этот мусор попадает в бампер автомобиля или по кузову, но гораздо хуже, если он попадет в радиатор. На большой скорости даже незначительный камень может нанести серьезные повреждения радиатору, которые приведут к сбою в его работе. Но есть способ защититься от таких неприятностей — установить сетку для защиты радиатора. Однако у такого варианта есть не только плюсы, но и минусы.

Что такое сетка для защиты радиатора

Радиатор в автомобиле необходим, чтобы охлаждать двигатель в процессе работы. Для его грамотной работы нужно следить за состоянием “сот” радиатора, а также регулярно менять антифриз. “Соты” радиатора могут повредиться от попадания в них различного мусора, отлетающего с дорожного полотна. Для водителей, которые боятся подобных неприятностей, предлагается в качестве дополнительной опции защитная сетка для радиатора.

Сетка для защиты радиатора может устанавливаться в бампер автомобиля или в решетку радиатора.

Чем различаются сетки для защиты радиатора

Как мы отмечали выше, сетка может устанавливаться непосредственно в радиаторную решетку или в бампер автомобиля. В зависимости от модели автомобиля и устройства его передней части, имеет смысл выбрать один или другой вариант установки сетки.

Также сетки различаются по материалу, из которого изготавливаются. Чаще всего это алюминий или металл.

Еще одно существенное различие — размер ячейки. Чем он меньше, тем меньшие по размеру элементы с дорожного покрытия смогут потенциально попасть в радиатор.

Плюсы сетки для защиты радиатора

Главный плюс сетки — она защищает радиатор от попадания в него камней и других элементов с дорожного полотна.

Сетку для защиты радиатора специалисты рекомендуют устанавливать водителям, которым часто приходится двигаться в быстром потоке автомобиле. Например, водителям, которые регулярно движутся по загородным трассам. Остальным же водителям ставить сетку не рекомендуется.

Минусы сетки для защиты радиатора

Может показаться, что защитная сетка радиатора — необходимая вещь для каждого автомобиля. Но это совсем не так. Многие автопроизводители настоятельно не рекомендуют устанавливать такую сетку на автомобиль, вплоть до лишения гарантии автовладельца при нарушении данного правила.

Связано это с тем, что установка такой сетки может мешать радиатору получать достаточное количество воздуха для нормальной работы. Как следствие, это может вести к перегреву двигателя и всем вытекающим из этого последствиям.

Помимо этого фактора, есть еще несколько минусов такой сетки:

  • При столкновении, например, с пешеходом, передняя часть автомобиля может повести себя не так, как планировал автопроизводитель (недостаточно смяться, тем самым не смягчив удар);
  • Эстетический. Далеко не всем нравится внешний вид такой сетки, который зачастую не вписывается в дизайн автомобиля;
  • Снижение аэродинамики. Пусть и незначительно, сетка с мелкими ячейками ухудшает аэродинамические характеристики автомобиля.

Устанавливать сетку для защиты радиатора или нет — выбор каждого автовладельца. Как мы отмечали выше, в городских условиях в этом нет особого смысла.

Слово предоставляется защите… радиатора!

Новые товары интернет-магазина представляет наш опытный консультант — Сергеич. Сегодня речь пойдет о защитных сетках для радиатора.

«Если сшить дырки вместе, то получится сетка».

Полезный совет из Сети

Я очень люблю сетки. Потому что любая сетка — забавная штука. В детстве я ловил сеткой-сачком бабочек и жучков, затем рыбачил на шхуне в Северных морях. В обоих случаях сетка собирала для меня что-то нужное. Но сетка может работать и как бы наоборот, отсекая ненужное. Не случайно у меня дома на всех окнах висят противомоскитные сетки.

А еще сетку можно установить перед радиатором автомобиля! И мне стыдно, что на моей машине ее до сих пор нет. Пора исправить ошибку.

Зачем мне понадобилась сетка радиатора?

Знаю, знаю: все современные автомобили выпускаются безо всяких сеток. Злые языки говорят: раз нет, значит и не надо. Но я с этим не согласен: ведь те же дилеры любят предлагать «ненужные» сетки как опцию — за отдельную плату. А раз так, то производитель машины не возражает против подобных доработок.

Зачем нужна сетка? А вам никогда не приходилось мыть ветровое стекло после дальнего пробега? Ни дворники, ни встречный воздушный поток, ни сильный дождь не защищают его от налипших мушек и комариков, древесных почек и частиц пуха. А невидимый глазу радиатор безропотно принимает всю эту грязь на себя — и никакой ливень не может его очистить. Особенно старается тополиное племя, способное забить своей «ватой» все его ячейки.

Отдельная пытка для радиатора — летящие навстречу вам камушки и прочие твердые предметы, коими наши дороги усеяны в достаточном количестве. Мы вздрагиваем, когда такой предмет попадает в стекло, но не думаем о том, каково при таких соударениях приходится радиатору. А когда наступает зима, то атаку на радиатора начинают различные дорожные реагенты, готовые сожрать все, что угодно.

Короче говоря, сетка мне нужна для того, чтобы поменьше думать о ремонтах системы охлаждения. Я хочу, что моя машина ездила, а не торчала на подъемниках.

Фирменная или самодельная?

А это — кому как. Мой хороший знакомый — Кулибин от Бога — изготовил себе аж целый набор универсальных сеток, которые подогнал под свой Шевроле. Но он — рукастый фанат, у которого много свободного времени. Он перепробовал и жестко закрепленные, и съемные конструкции, закрепляя свои поделки то саморезами, то клипсами. Материал — алюминий или пластик. Алюминий — легкий и прочный, но знакомый говорит, что со временем тот быстро тускнеет. Пластик легко обрабатывать, но вот его прочность — не ахти какая. Поэтому его последняя поделка сделана аж из нержавейки! Выглядит достойно, но про стоимость и возню лучше не спрашивать…

Что до типа крепления, то съемные сетки легко снимать для прочистки, но в дороге они любят противно дребезжать. Напротив, намертво закрепленная конструкция звуков при езде не издает, но чистить ее, прямо скажу, неудобно.

Что до меня, то я предпочитаю в таких случаях готовые решения. У меня, честно говоря, нет никакого желания самому снимать ни бампер, ни фары — да и свои рукодельные способности я оцениваю вполне трезво. По части инструментов — тоже проблемы: у меня нет ни ножниц по металлу, ни каких-либо съемников. Поэтому я прекрасно понимаю, что такая решетка в итоге обойдется лично мне куда дороже готовой. Да и сколько она в итоге прослужит — дело темное.

  • Короче, я приступил к изучению предлагаемых мне модельных вариантов. В отличие от самоделок они уже подогнаны именно под ваш автомобиль, при этом они, как правило, снабжены монтажным комплектом. Для некоторых моделей предусмотрены эксклюзивные варианты исполнения — с необычным рисунком, усиленной конструкцией и т.п.

    Тюнинг?

    Ну, не знаю… Впрочем, многие мои знакомые всерьез увлечены как раз такими вариантами доработки автомобилей — их привлекают декоративные решетки, тюнингованные бамперы и т.п. В таких случаях сетку обычно крепят поверх заводских элементов. Машина несколько меняет свой облик — подтверждаю. Однако к защите радиатора подобные приемы обычно не имеют отношения.

    Плюсы и минусы

    Я свой выбор сделал — в ближайший выходной оснащу свою машинку фирменной сеткой. Однако при этом возможны мелкие неприятности — их перечень я изучил сам и хочу поделиться со всеми.

    Охлаждение радиатора набегающим потоком воздуха после установки сетки несколько ухудшится, а тепловой режим мотора изменится. Ну, это ожидаемое явление. Когда я устанавливал у себя дома сетки на пластиковые окна, мне пытались навязать «идеальную сетку» с мельчайшими ячейками, через которую «вообще ничего не пролезет». Но и воздуху через такую сетку проходить, мягко говоря, тяжеловато — проще не открывать окно вообще… Поэтому совсем уж мелоячеистую сетку ставить нельзя. Правда, через крупные ячейки грязь все равно будет проникать. Но это, как мне кажется, очевидно.

    Другим недостатком сетки иногда называют необходимость каких-то доработок в подкапотном пространстве. Лично я намерен обратиться для установки сетки на сервис — там не будут изобретать велосипед, а сделают все как надо.

    Наконец, сетку обвиняют в том, что ее, дескать, все равно придется мыть. Лично я не вижу в этом ничего плохого. В очередной раз сошлюсь на пластиковые окна в моей квартире — два раза в год обученные мальчики снимают все сетки и очищают их от грязи. Меня это не раздражает.

    Счастливого пути, коллеги!

    Искренне Ваш Сергеич

    • Интернет-магазин «За рулем» постоянно находится в поисках полезных автоаксессуаров, и в период размещения обзорных статей предоставляет дополнительные скидки от 5% и полезные подарки.

    Защитная сетка на решетку радиатора. Нужна ли?

    Нужно ли ставить защитную сетку а решетку радиатора? Или это очередная уловка дилеров? И может ли она способствовать перегреву мотора. Отвечаю на все вопросы …

    ПО ТЕМЕ:

    • Как дилеры дурят с ценами. Покупка Reno Logan. Лиса Рулит
    • Десульфатация аккумулятора, восстановление емкости своими руками
    • Как заряжать гибридный аккумулятор автомобиля. Просто о сложном
    • Порвало ремень (цепь) ГРМ – умер двигатель, выкидывай его

    1 комментарий к записи “ Защитная сетка на решетку радиатора. Нужна ли? ”

    Вопрос, стоит ли ставить 2й вентилятор охлаждения?

    Я на каждой мойке авто, промываю радиатор. Мою 2 раза в неделю.

    Посмотрите обзор от Andrei Krutsko, почитайте техническую литературу и хватит про сетки эти уже говорить. Если производитель на заводе ее не поставил значит ее там быть НЕ ДОЛЖНО НЕ В КОЕМ СЛУЧАЕ! Если хотите те все таки поставить, проконсультируйтесь с главным конструктором вашего автомобиля, разрешит ставьте)))))))))))))))

    Bred, zdelay test v +30 s setkoy i bez, temperaturi ochlozhdaiki i davleniya kondicionera, test zdelay ne v gorode Anna sashe. Inzinieri takie tupie, a bot kalchozniki s setkami eto genii 🙂

    Вещь полезная в теории, на практике в сетке мало пользы, как впрочем и вреда:
    1) То что пробивает радиатор зачастую пробьёт и сетку;
    2) Знакомые есть у которых камень радиатор пробил? Шанс крайне низок, радиатор не столь дорог, чтоб заморачиваться;
    3) Насекомые не перестают забивать радиатор, просто дополнительно сетку мыть.
    ИМХО плюсы: какая-никакая защита; минусы: лишняя деталь для мойки.

    Покупал кашкай в 14 году в решётке нижней очень большой зазор кулак пролазит, а у нас в янао дороги плохие камни от бетонной плиты раскрошеной то есть опасно ехать без сетки. я спросил у дилера могут ли установить и сколько стоит эта процедура мне сказали сетка 2000 и установка 8000 я естественно отказался доехал до дома в ближайшем авто магазине купил сетку за 450 р мне ее хватило как раз на нижнюю и верхнюю решетку и установил примерно за 2.5 часа так как снимал полностью бампер ибо больше не как не получалось. А без сетки я думаю на Ямале ездить категорически нельзя ,зимой мелкие снежные камни загибают соты ,а летом насекомые забивают до такой степени что на просвет ничего не видно, а чистить это надо каждый сезон снимать бампер сливать тосол откручивать радиатор делов куча. Кстати с вариатором все хорошо и не греется.

    Уважаемый блогер ,тут до хрена дибилойдов пишут про перегрев из-за этой сетки(дебилы) объясни им что перегрев из-за того что на месте стоишь и молотишь, и расскажи им что такое моточасы. Спасибо

    Почему нельзя ставить защитную сетку на радиатор?

    Покупка автомобиля связана со сложным выбором дополнительного оборудования. Дилеры предлагают защитить радиатор сеткой. Так ли это необходимо?

    Сетка на радиатор в качестве опции появилась сравнительно недавно. Штатные решетки на передке укрупнились и превратились в жалюзи-направляющие для лучшего распределения набегающих потоков воздуха в подкапотном пространстве. Если присмотреться к ним, то видны крупные секции с лопатками, способные пропустить насекомых, реагенты и песок прямо в радиатор. Не удивительно, что ячейки так быстро забиваются грязью. Но случаются неприятности хуже.

    Забросать камнями

    Камни, вылетающие из-под колес грузовиков, проскакивают сквозь штатную решетку и бьют по мягким сотам радиатора охлаждения, нарушая их целостность. Их можно смять или пробить. Кроме того, велик шанс повредить и другую важную деталь двигателя, а именно интеркулер.

    Неприятность эта довольно распространена. На вторичном рынке много автомобилей с пробитыми радиаторами от прилетающей щебенки. Порой их не меняют, а «лечат» так называемой «холодной сваркой», от чего те периодически текут или парят. А это чревато еще более опасными поломками двигателя.

    Чаще всего пробивают радиатор автомобили с мощными моторами и автоматическими коробками передач. У них много радиаторов и каждый килограмм воздуха ценится на вес золота, в особенности при активной езде с раскруткой мотора свыше 3000 оборотов. Там специально убирают все препятствия для циркуляции воздуха. А значит, защиты от камней почти нет.

    В группу риска входят и те машины, что часто ездят на дальние расстояния по междугородним трассам.

    Без насекомых и камней

    Существует два вида защиты: от насекомых и грязи, а также от камней. Для первой цели подойдет сетка с мелкими секциями. Она может быть даже мягкой и крепится с тыльной стороны штатной решетки радиатора. Ее можно купить под ту или иную модель уже в сборе или изготовить самому из строительных полиэтиленовых сеток. Подобные устройства не помешают при поездках в сезон тополиного пуха или осенью, когда желтая сухая листва поднимается с дорог и летит в воздухозаборники. Будут они полезны и в регионах, где под осень рождаются полчища мотыльков, жучков и мошки, специально летящих в ночи на свет фар. За одну поездку они облепляют коркой не только радиатор, но и фары и лобовое стекло.

    А вот защита от камней требует гораздо более тщательного подхода. Рамка с металлической сеткой или решеткой должна устанавливаться у квалифицированных мастеров. Ее крепят или снаружи или изнутри болтами или скобами к элементам конструкции моторного отсека. Рамка не должна дребезжать и вызывать нежелательных резонансных колебаний. При этом она должна перекрывать и нижнюю часть радиатора, который уходит глубоко под бампер, но также открыт для прилетающих камней.

    Неправильный крепеж металлической детали может изменить картину нагрузок всей пластмассовой надстройки носа автомобиля. Кронштейны начнут перетирать пластмассу и со временем жесткость соединений нарушится. А неудачно оторвавшаяся на высокой скорости металлическая сетка грозит повредить радиатор даже больше, чем прилетевший камень.

    Важен теплообмен

    У дополнительной защиты есть свои плюсы. Но есть и недостатки. Главный из них это нарушение циркуляции воздуха и снижение обдува радиаторов. Дело в том, что у автомобиля нет лишних деталей. Инженеры бьются с каждым килограммом лишнего веса, чтобы снизить потребление топлива на доли процента и уложить выбросы вредных веществ в атмосферу в строгие рамки, разрешенные законодательством. Чем больше воздуха, тем лучше охлаждение. Решетки радиатора делают с крупными секциями неспроста.

    Радиаторы мощных машин рассчитываются под строго определенный теплообмен. Вмешательство в конструкцию передка и произвольное добавление мелких сеток в воздуховоды влечет нарушение в работе систем охлаждения. Как итог, чаще включается вентилятор и растет нагрузка на двигатель. Перегревается и автоматическая трансмиссия, которая тоже имеет радиатор. Но любители тюнинговать машины вспоминают об этом всегда.

    Особенно опасен перегрев для систем турбонаддува в современных двигателях с двумя и даже тремя компрессорами. Интеркулер охлаждения обдувается теми же набегающими потоками воздуха и часто перегревается при установке нештатной защиты. А значит двигатель работает на обедненной смеси, да еще с высокой температурой, что может вообще привести к детонациям. Поэтому воздуховоды интеркулера почти не имеют защитных сеток, которые бы воспрепятствовали свободному прохождению потоков воздуха.

    А так как нередко сетки на передок устанавливают именно ценители быстрой езды, любящие раскрутить мотор до красной зоны, то вред от нарушений теплообмена в моторном отсеке достигается немалый.

    В общем, установка защитных сеток от мошкары или от камней это всегда лотерея. Если ездить экономно и без лишних нагрузок на двигатель, то сетки могут принести пользу. В иных случаях долгосрочный вред от их использования гораздо выше, чем от попадания камней в радиатор.

    Сетка радиатора защитная: плюсы и минусы сетки в бампер

    Радиатор системы охлаждения автомобиля является достаточно хрупким элементом. Независимо от того, из какого материала радиатор изготовлен (латунь, алюминий, медь и т.д.), механические повреждения и коррозия могут быстро вывести радиатор охлаждения их строя.

    Для защиты радиатора необходимо:

    • правильно подбирать и регулярно менять антифриз, следить за исправностью работы всей системы охлаждения двигателя;
    • устанавливать дополнительные защитные элементы (сетка в решетку радиатора) для предотвращения повреждения сот и ячеек радиатора летящими камнями и другими предметами;

    При этом важно понимать, что сетка для защиты радиатора (защитная решетка радиатора) имеет как преимущества, так и недостатки. Также сетка радиатора должна быть правильно подобрана и установлена. Подробнее читайте нашей статье.

    Защитная сетка радиатора: для чего необходима

    Начнем с того, что коррозию радиатора можно предотвратить при помощи своевременного обслуживания системы охлаждения, а также использования качественного антифриза. Что касается механических повреждений, радиатор (чаще нижняя часть) обычно повреждается летящими камнями, ветками и т.д.

    Минимизировать механические повреждения помогает защитная сетка в решетке радиатора. Такая сетка может следующие варианты установки:

    1. интегрироваться в декоративную решетку радиатора (выполняется установка сетки на решетку радиатора);
    2. защита монтируется на бампере (ставится защитная сетка в бампер);

    По этой причине многие автовладельцы в обязательном порядке ставят сетку для защиты радиатора в бампер, в стандартную решетку радиатора и т.д. Однако мало кто задумывается, почему такое полезное и эффективное решение не устанавливается штатно в заводских условиях на новые авто.

    Почему сетка на радиатор не ставится на заводе

    Сетка на решетку радиатора представляет собой дешевое, простое и распространенное решение. На авторынках и в магазинах представлена сетка в бампер, купить сетку радиатора или защитную решетку также не составит проблем. Однако с завода новые автомобили никакой дополнительной защиты радиатора не имеют.

    Основных причин несколько:

    • сетки защитные для радиатора на самом деле массовым спросом не пользуются и востребованы только на территории отдельных стран СНГ (например, РФ, Украина или Беларусь);
    • при разработке различных моделей авто инженеры проводят все расчеты и тесты без сетки. Другими словами, наличие какого-либо стороннего элемента, установленного на пути идущих к радиатору потоков воздуха, не предполагается и не принимается в расчет;
    • после установки сетка (защита радиатора) может превратиться в преграду для воздуха, в результате чего обдув радиатора и качество работы системы охлаждения ухудшается.

    Сетка решетки радиатора: ставить или нет

    Если необходима защита радиатора, сетка фактически является единственным доступным решением. Однако с учетом целого ряда недостатков, к установке такой защиты нужно подходить с максимальной ответственностью. Важно учитывать следующие особенности:

    • Есть ли острая необходимость установки такой защиты. При езде по городу на невысокой скорости камни и щебень не представляют угрозы для радиатора. Обычно радиатор получает механические повреждения при езде по трассе. Получается, если машина постоянно эксплуатируется в черте города, дополнительная стека не нужна.
    • Как сетка повлияет на систему охлаждения. Дело в том, что сетка в определенных условиях способна стать серьезным барьером на пути воздуха, что приведет к перегреву мотора. При этом перегрев намного серьезнее повреждения радиатора камнями.
    • Каким образом сетка будет крепиться. Необходимо заранее учитывать все особенности реализации крепежа, так как есть риск повредить сам радиатор. Также в случае ДТП нештатный крепеж может стать причиной дополнительных повреждений автомобиля с непредсказуемыми последствиями.

    Как правило, если автомобиль не имеет сложного и технологичного двигателя с большой отдачей при небольшом рабочем объеме, при установке сетки риски перегрева не так высоки.

    Главное, следить за чистотой самой защитной сетки радиатора и регулярно промывать ячейки на мойке высокого давления. Если же мотор форсированный и двигатель достаточно сильно термонагружен, от установки какой-либо защиты в этом случае лучше отказаться.

    Рекомендации

    Как правило, если устанавливается сетка на бампер или защитная сетка интегрируется в решетку радиатора верхнюю, многие владельцы стараются закрепить такую сетку максимально незаметно, при этом надежно. По этой причине используются самые разные варианты крепления.

    Обратите внимание, использовать саморезы, защелки или фиксаторы, скобы, а также различные виды клея не рекомендуется. Лучшее крепление защитной сетки – простые пластиковые хомуты (стяжки). Такой крепеж получается эластичным и удобным, при необходимости сетку можно быстро снять.

    По этой причине снимать бампер без острой необходимости не рекомендуется, а также в случае снятия необходимо соблюдать аккуратность (есть риск поломать защелки и крепления). Также следует правильно отключать все электроразъемы и выполнить качественное подключение при обратной сборке.

    Сетка на решетку радиатора – зачем ставить на авто и как правильно это сделать

    Сетки на решетку радиатора идут стандартных размеров, и в зависимости от места установки вы подбираете необходимый размер решетки. Для автомобилей практически любой модели подойдет сетка длиной 1 метр 10 см и шириной 30 см, такой
    Прежде чем приступить к обзору и характеристикам самих сеток, давайте разберемся, зачем они вообще нужны, чего вы добьетесь установкой сетки на авто.

    Изначально сетка на решетку радиатора использовалась тюнинг центрами, как видимый элемент решеток радиатора, обвесов, воздухозаборников и бамперов. Решетка радиатора с установленной сеткой смотрится всегда хорошо, нужно только определиться с диаметором сечения сетки, чтобы создать желаемый внешний вид. Далее сетки с мелкими ячейками стали не просто декоративным элементом, а полноценным защитным аксессуаром.

    Все автомобилисты сталкивались при осмотре сот радиатора, с их поврежденными неправильными формами, отличительными от заводских. Соты радиатора производятся из алюминиевого сплава, они имеют плоские формы, для лучшей циркуляции воздуха и более качественного охлаждения жидкости. Такие соты можно загибать пальцем, без прикладывания силы к этому процессу. Когда вы наглядно видите насколько это гибкий материал, и что его может повредить любая мелкая деталь, на скорости попавшая на тело радиатора, сразу задумываешься об его эффективной защите.
    Словом, сетка решетки радиатора, как раз и является той самой лучшей, да и еще эстетически продуманной защитой радиатора. Она прекрасно пропускает воздух, и препятствует попаданию на радиатор мусора, который может нести повреждение системы охлаждения авто.

    Да и чистить радиатор снаружи не всегда удобно, из-за его расположения за бампером. Под напором Керхера или любой другой моющей станции высокого давления, можно очень просто повредить соты. Мыть радиатор отдельная технология, и производить эту процедуру должен высококвалифицированный мойщик. А вот счищать мусор и насекомых с установленной сетки будет намного удобнее, как для вас, если решили самостоятельно произвести эту процедуру, так и для мойщиков.

    Защитная сетка радиатора – рекомендации по подбору товара и самостоятельной установке

    Сетку для установки лучше выбрать с сечением ячейки не более 1 см в диаметре. Такая сетка будет эффективно задерживать твердые частицы, которые могут нести опасность для сот радиатора. Для установки защитной сетки радиатора необходимо демонтировать оригинальную радиаторную решетку, обычно это не сложная процедура, если только нет дополнительных креплений решетки, обязывающих использование специального инвентаря. Мы рекомендуем обратиться для осуществления работ на сервис, так как процедура стоит не дорого, а времени в случае самостоятельной установки может занять много.

    Защитная сетка радиатора может иметь разные виды крепления:

    • Герметик или силикон
    • Стяжки.
    • Саморезы (редко применяется)

    В большинстве случаев установка вклеиванием сетки на герметик, является наиболее удобным и практичным в эксплуатации способом монтажа. Стяжки также эффективны, но не всегда есть возможность их использования, так как для этого по борту решетки должны иметься технологические отверстия или большое количество кронштейнов.

    Если вы решили вклеить защитную сетку радиатора самостоятельно, в арсенале подручных средств должны быть: перчатки, стержень клея, клеевый пистолет, герметик, пистолет для нанесения герметика, ножницы по металлу, малярная лента или цветной маркер (для удобства работы), обезжиривающее средство.

    Ножницы по металлу обязательный инструмент, так как все сетки поставляются прямоугольных форм, и по длине они идут от 1 метра 10 см, вам нужно будет производить подрезку сетки, по размерам решетки, а также для заворотов сетки нужно делать вспомогательные разрезы.

    Процесс примерки и вклейки

    Положите решетку радиатора на мягкую ткань (чтобы не поцарапать лакокрасочную поверхность), так чтобы обратная сторона была к вам «лицом». Приложите приобретенную сетку на решетку в месте воздухозаборника. Теперь нужно отметить линией (маркером или малярной лентой) площадь сетки для обрезки и подгонки под штатное место. Сетку вырезаем на 1см больше в охвате, чем требует того размер воздухозаборника, этот 1 см нужен будет для заворота, на который и будет наноситься герметик. Вырежьте по отмеченной линии, нужную форму сетки. Вырезанную сетку снова прикладываем на решетку, и делаем загиб одного см сетки по всей форме отверстия радиаторной решетки. В местах, где сетка трудно поддается загибу, делаем разрез ножницами. Перед поклейкой сетки протираем места прилегания сетки к решетке спиртом или антисиликоном. На загнутый борт сетки, на расстоянии 10 см друг от друга,нанесите капли клея, он быстро застывает, и будет удерживать сетку до застывания герметика. Далее, уже на расстоянии 4 см друг от друга нанесите капли герметика. Ожидаем затвердевание герметика (время схватывания смотрим на лицевой стороне тюбика). Монтируем решетку радиатора обратно на посадочное место.
    Сетки для решеток радиатора в нашем магазине представлены брендов Omsa Line и Carmos, именно эти два проиводителя стали основными поставщиками универсальных алюминиевых сеток во всем мире.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector