Trm-parking.ru

ТРМ Паркинг
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Антифриз пошаливает или крышка расширительного бачка не держит давление

Антифриз пошаливает или крышка расширительного бачка не держит давление

Последнее время заметила, что у меня антифриз стал течь. Первое, что обнаружилось, так это незатянутый хомут на шланге, который и пропускал антифриз. Хомут затянули на совесть.
Прошло ещё немного времени, и друзья констатировали, что у меня крышка расширительного бачка уже не держит давление. Отправили купить.

Всё просто: приехала в магазин, купила, сама поменяла.

Chevrolet Lanos 2006, двигатель бензиновый 1.5 л., 86 л. с., передний привод, механическая коробка передач — запчасти

Машины в продаже

Chevrolet Lanos, 2008

Chevrolet Lanos, 2006

Chevrolet Lanos, 2006

Chevrolet Lanos, 2007

Комментарии 11

Не факт, что крышка не держит или не стравливает (а именно, что она вышла из строя) для начала её можно просто вымыть разобрав, а затем собрав в обратной последовательности. Купить это самый простой и не всегда верный вариант т.к. у многих производителей жёсткость пружины на клапане разная и точно также могут возникнуть проблемы описанные Вами выше. А по Вашей фото данной крышкой никто не занимался. Удачи Вам на дорогах и с машиной.

Буду иметь в виду. Сняла я старую крышку рыжую. Жёлтая новая

Уточню: не СТРАВЛИВАЛА давление.

Да-да, научите меня всем этим авто-ругательствам)))))

Это отнюдь не ругательство.
Если давление не ДЕРЖИТ- то его нет и течи не будет.
А если пробка давление не СТРАВЛИВАЕТ- то оно переизбыточное и ссыт изо всех дыр.)))

Это шутка такая про ругательства. Но разбираться на практике с неполадками и знать их термины мне явно пригодится.

Судя по фото, бачек в антифризе, если после езды на вашей машине это норма, то копайте дальше, и если это не воздушная пробка, то скорее всего термостат.

DefLeppardss

Это отнюдь не ругательство.
Если давление не ДЕРЖИТ- то его нет и течи не будет.
А если пробка давление не СТРАВЛИВАЕТ- то оно переизбыточное и ссыт изо всех дыр.)))

фтопку эти крышки. по мне так лучше чтоб она не держала. я на всех трёх тачках в семье специально удалил уплотнители в крышках. чтобы не провоцировать утечки в других местах, ибо автомобили уже немолодые и элементы системы охлаждения ослабли. но надо признать знаю один автомобиль, в котором двигатель хронически закипает с дырявой крышкой. никакого объяснения этому найти не смогли. Но это исключение

Обьяснение очень простое.
В закрытых емкостях жидкость закипает при повышенных температурах.
Как пример- вода в паровых котлах и турбинах под давлением прекрасно работает при +400 градусов без закипания.

А кипела старая машина просто из-за недостатка жидкости в забитой отложениями системе, и(из-за этого же) плохой теплоотдачи.

про влияние давления на Т кипения я в курсе, имеется ввиду что непонятно почему кипело при разгерметизированной системе, при том что термостат проверяли и меняли и он работает примерно на температуру 85, помпу вроде тоже проверяли, течей нет, антифриз нормальный, с Т кип. более 104 градусов… в чём же причина что только у этого автомобиля такая особенность? японский авто с пробегом около 100тыщ. откуда там отложения если он с завода не нюхал ничего кроме антифриза? Кстати систему промывали агрессивной химией. Ничего не изменилось… Собирали консилиум опытных инженеров и так и не смогли найти объяснение этому, кроме как что именно этот двигатель спроектирован так, что система охлаждения не работает нормально без избыточного давления… Готов принять любые идеи 🙂

Верно сказали инженеры.
Без давления закипит раньше.
Тем более на японках, на которых супер-антифриз и очень строгий электронный «коридор» по температурному режиму ДВС.
Ставь камазовский радиатор в эту убогую Япону-мать-
и будет те щщастье!)))

Крышка расширительного бачка. Как работает, основные принципы

Если честно никто из нас не придает никакого серьезного значения этому устройству. Ну крышка – что с нее взять — она годна только для того чтобы не выплескивалась охлаждающая жидкость наружу! Так думают процентов 90 автомобилистов. Хотя это в корне не верно, если эта «пробка» на расширительном бачке вашего автомобиля выйдет из строя, как минимум охлаждающая жидкость будет постоянно выплескиваться, а как максимум это может спровоцировать ряд неприятных поломок. Так что нужно знать – как работает и основные принципы ее устройства. Как вы догадались, сегодня буду про это рассказывать …

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  • Задача крышки бачка
  • Устройство, принцип работы крышки бачка
  • Признаки неисправности крышки расширительного бачка
  • Как самому проверить работу?
  • ВИДЕО ВЕРСИЯ

Для начала небольшое определение

Крышка бачка – это запирающий элемент, который имеет в своем строении два клапана, высокого и низкого давления. Этот элемент уберегает систему охлаждения (СО) автомобиля от повреждений, а также нормализирует работу.

По сути, крышкой или пробкой назвать – язык не поворачивается, я бы сказал так – это датчик регулировки давления, только с пробкой сверху!

Задача крышки бачка

Как известно при прогреве двигателя, нагревается и охлаждающая жидкость – она расширяется. Соответственно при этом создается повышенное давление, которое больше атмосферного, это закономерно. Нужно отметить что несильно повышенное давление в СО, это и не плохо, и не хорошо, двигателю по большому счету – все равно! Главное чтобы его хватало для функционирования системы. Также она должна быть герметичной.

Если хотите — это можно сравнить с котлом отопления дома. Котел – это двигатель, патрубки – это трубы, расширительный бачок есть и там и там.

Чем больше нагревается тосол или антифриз, чем больше возникает давление в системе. Нужно отметить — что многие старые агрегаты работают при температурах 90 – 95 градусов. А вот современные движки имеют большие показатели, так не редкость работа при 100 – 110 градусах Цельсия, например мой AVEO это высокотемпературный мотор, его нормальный показатель около 115 градусов. Как вы понимаете это средние показатели, но в пиках они могут достигать еще больших значений в 120 – 125. Охлаждающая жидкость при таких температурах может увеличиться на 20 иногда даже на 25% — вот вам и избыточное давление.

Для того чтобы не разорвало трубки, радиаторы, патрубки и собственно сам расширительный бачок был придуман специальный клапан, который и находится в крышке.

Нормальное давление в различных системах, на прогретых двигателях должно быть в пределах от 1,1 до 1,5 (бар) атмосфер. Больше уже опасно.

Как раз если давление поднимается намного выше, система охлаждения может повредиться, говоря простым языком, просто разорвет все ваши шланги или чего еще хуже радиаторы.

Тут то и вступает в игру крышка расширительного бачка, она «стравливает» излишнее давление, доводя его до нормы скажем в 1,1 атмосферы. Таким образом, все ваши патрубки и шланги остаются невредимыми.

Низкое давление также опасно!

Вот представьте – ездили вы зимой по делам, а дальше поставили машину на прикол (на стоянку ночевать), антифриз начнет остывать и уменьшаться в размерах, то есть «оседать вниз». И давление также начнет падать (ведь излишки его скинул клапан и закрылся), таким образом, понижение давления начнет создавать несильный вакуум. Шланги и патрубки будут сжиматься внутрь – что также нехорошо.

Опять же крышка расширительного бачка начинает работать, у нее есть еще и клапан пониженного давления, то есть если начинает создаваться вакуум, тогда происходит открытие и пополнение воздухом системы. Шланги расширяются – до нормального уровня.

Таким образом, крышка расширительного бачка – работает и в одну (высокое давление) строну и в другую (низкое). Это очень умный и очень нужный элемент системы, не смотря на всю простоту.

Очень часто уберегает в первую очередь радиаторы от повреждения (ведь они на иномарках дорогие).

Устройство, принцип работы крышки бачка

Как я уже указывал сверху, задача крышки удерживать давление до определенного предела. Становится понятно, что она должна потно прилегать к бачку и не давать давлению стравливаться, до определенного предела – в 1,1 – 1,5 атмосфер.

Крышка сама практически ничего не держит, она нужна только для прижатия клапана высокого – низкого давления, который погружается в горловину расширительного бачка.

Как правило, на корпусе клапана стоят одна — две герметизирующих прокладки, которые и выполняют роль, своеобразных сальников. Во многих иномарках клапан один, он же и впускной и выпускной, то есть может стравливать и нагнетать давление.

Стоит отметить на многих отечественных ВАЗ, крышка устроена по-другому, здесь стоят физически два клапана, один как вы догадались работает только для стравливания давления, другой чтобы его нагнетать (нормализировать) до нормального.

Эти клапана получили названия:

  • Предохранительный – от высоких показателей
  • Вакуумный – от низких значений

Но пока давление в системе нормальное и тот и другой закрыты – не работают, это норма! Однако зачастую происходит поломка крышки, определить простому автомобилисту (причем начинающему очень сложно), хотя это влечет за собой достаточно дорогостоящие поломки. Сейчас пару слов о признаках, такой не исправности.

Признаки неисправности крышки расширительного бачка

Зачастую выходит из строя клапан высокого давления, он просто начинает скидывать антифриз при нормальном показателе, либо вообще его не скидывает.

  • При скидывании нормального давления (при прогретом двигателе), происходит выплеск антифриза или тосола и соответственно его понижение. Зачастую может валить пар из под капота, потому как жидкость попадает на раскаленный выпускной коллектор. Причем температура двигателя не в красной зоне, то есть она рабочая – значит 90% крышка.

  • При выходе из строя вакуумного клапана, будут проявляться совершенно другие признаки. Так зачастую возникают воздушные пробки в системе – приводит это к следующему, двигатель перегревается, а из печки идет холодный воздух.

Если честно причин может быть масса, так например еще один из признаков — это когда разрывает трубки или срывает хомуты. ДА и сам бачок может лопнуть – это говорит, что клапан высокого давления не скидывает «излишки» и оно начинает превышать 1,5 атмосферы, может кстати повредить и сами радиаторы, напомню их два основной и печки (в салоне).

Так что если у вас начали «сопливиться», соединительные хомуты или другие соединения, выбивает часто шланги – меняйте крышку.

Как самому проверить работу?

Если честно, то это немного проблематично, клапану – крышке нужно создать или повышенное давление, или пониженное.

Однако для начала нужно осмотреть ее визуально, если заметили трещины, потертости, разрыв уплотнительных прокладок, или прочие механические повреждения – то это скорее всего крышка. Также от времени могут прийти в негодность и внутренние элементы клапана, некоторые производители рекомендуют менять эти пробки каждые два — три года, тогда и проблем не будет.

Теперь несколько простых способов определения неисправности:

  • Запустите двигатель, прогрейте его, затем аккуратно начинайте откручивать крышку, если произойдет «пшик», значит она держит свои «атмосферы», скорее всего рабочая.
  • Смотрим на толстые шланги, если они сильно деформированы, как бы сдавлены, то не работает вакуумный клапан – крышка под замену.
  • Есть еще один способ, но не всегда им можно воспользоваться. Откручиваем крышку с бачка, сильно сдавливаем один из толстых шлангов, затем не отпуская шланг закручиваем крышку – если они примет исходные формы, значит наша пробка рабочая. Если нет – менять. Минус только в том, что на многих современных иномарках сделать это достаточно сложно.

Конечно на многих станциях есть специальные насосы давления, к которым прикручивают крышки с бачка и нагнетают — 1,5 атмосферы, после того как пересекается этот критический показатель, клапан должен открыться, если этого не происходит – значит она неисправна.

В заключении хочется сказать – на многих иномарках крышка при откручивании ломается, внутри бачка остается сам клапан, и никак от туда не выходит. Это говорит о том что вакуум который создался внутри не дает ей выходить! Нужна замена, не потому что она сломалась, а потому что клапан – «сдох».

Вот так вот статья получилась, для тех кто лениться, смотрим видео версию.

НА этом заканчиваю, думаю было интересно, читайте наш АВТОБЛОГ.

(34 голосов, средний: 4,76 из 5)

Похожие новости

Давление в системе охлаждения двигателя. Пару слов о радиаторах.

Потемнел антифриз (ТОСОЛ), стал коричневым. Почему? Разбираем ос.

Может ли антифриз испаряться: сам по себе из расширительного бач.

Как проверить пробку расширительного бачка?

Крышка расширительного бачка — это один из самых простых механизмов машины, но поломка которого может привести к глобальным нарушениям всей ее отлаженной системы.

Что в ней может поломаться, ведь крышка и крышка, скажете вы. Но это только на первый взгляд. Даже самые ранние модели машин оснащались надежными запорами из металла. Любопытные разбирали их и были удивлены, — на первый взгляд обычная крышка для расширительного бачка, содержала внутри себя не только пружину, но и входной и выходной клапаны. К чему такие сложности, для того чтобы плотно закрыть всего лишь резервуар с охлаждающей жидкостью?

Чтобы разобраться с этом вопросом, необходимо полностью представлять, как работает вся охлаждающая система автомобиля, и как циркулирует тосол или антифриз в ней.

Нюансы работы ОС или как связаны между собой механизмы этой системы

Рабочий режим мотора автомобиля предполагает естественное нагревание, соответственно, чтобы это нагревание корректировать и охлаждать двигатель, в систему охлаждения заливают специальную жидкость, температура закипания которой несколько выше стандартной воды (100 градусов).

Так для тосолов характерна температура в 105 градусов, а для антифризов этот порог иногда может составлять отметку 125 градусов. Соответствующая вязкость и дополнительные присадки позволяют эффективно бороться с закипанием.

Но это еще не все. Вспоминая школьный курс физики, можно отметить, что любое жидкое вещество при нагревании расширяется, а значит — увеличивается в объеме. Соответственно давление этой жидкости на систему будет увеличиваться, поэтому для него необходим дополнительный сброс, иначе возникает угроза порыва важных узлов автомобиля.

Но как же достичь сбросов излишков, когда система охлаждения, как известно, должна быть полностью герметична, ведь малейшее попадание в нее воздуха может привести к воздушным пробкам и циркуляция жидкости будет нарушена, что сразу скажется на охлаждении двигателя. Именно за этот вопрос и отвечает маленькая неприметная пробка расширительного бачка.

Как устроена и как работает крышка расширительного бачка?

Критическая красная отметка давления в системе охлаждения предусматривает от 1,1 до 1,5 кгс/см2, все зависит от модели машины, года выпуска и модификации двигателя вместе с системой охлаждения. Когда критический рубеж давления пройден, происходит сброс излишков посредством предохранительного клапана, который находится непосредственно в крышке расширительного бачка. Такие клапаны еще называют выпускными. Как только критический параметр устранен и давление в системе охлаждения приходит в норму, выпускной клапан тут же закрывается, при этом смеси с воздухом не происходит, так как система полностью герметична и работает только с внутренним давлением, регулируя именно его.

Но как же тогда происходит нагнетание давления, ведь когда машина находится в покое и остывает, то температура охлаждающей жидкости начинает падать, значит жидкость сжимается и не создает необходимое давление для работы?

Более этого, когда ОЖ уходит по системе, то в расширительном бачке остается свободное пространство, которое может занять воздух, по сути которого там не должно быть. Небольшие воздушные пробки может вытолкнуть непосредственно охлаждающая жидкость при запуске автомобиля. Большое количество воздуха сопряжено с более серьезными неисправностями, которые потребуют тщательной диагностики и ремонта вышедших из строя узлов.

Возвращаясь к давлению в системе, стоит отметить, когда отметка давления падает на значения от 0,03 до 0,1 кгс/см2, опять же в зависимости от модели авто и модификации двигателей вместе с прочими агрегатными узлами, то на помощь приходит входной или впускной клапан крышки, который начинает нагнетать воздух в расширительном бочке, впуская его из атмосферы. По достижению оптимальных для работы значений клапан автоматически закрывается.

Как проверить работу крышку на предмет неисправностей?

1. Визуальный осмотр. Для того, чтобы оценить состояние крышки расширительного бочка в целом, необходимо тщательно ее осмотреть. Если на глаз заметны трещины, сколы, замятины, царапины, то пробку необходимо заменить на новую. Если сверху крышка покрыта ржавчиной, накипью и грязью, то для начала стоит очистить ее и затем продолжить осмотр.

2. Осмотр предохранительного клапана. Для того, чтобы понять на сколько предохранительный клапан крышки бачка держит давление, достаточно открутить крышку при запущенном двигателе, — после чего должен раздаться характерный шипящий звук. А вот какое именно давление в этот момент было в системе на глаз определить невозможно, для этого понадобиться специальное приспособление — насос с манометром, который потребуется установить на систему (прикрутить к штуцеру) и повторить процедуру.

Кстати, делать это можно как со слитой охлаждающей жидкостью из бачка, так и с наполненным баком. Во втором случае потребуется заглушить отсоединенный патрубок на отвода пара, так как именно вместо него будет установлен штуцер манометра.

Если давление в давление в системе при нагнетании насосом не превосходит отметки 1,1 — 1,5 кгс/см2, а работа сопровождается характерным шипением, то предохранительный клапан исправлен и проблему следует искать в другом месте.

3. Клапан на сброс — поломка это маленького агрегата практически исключена. Основная проблема в сбросе излишнего давления кроется не в клапане, а в тугой пружине крышки расширительного бачка. Для этого рекомендуется аккуратно разобрать механизм и укоротить пружинку минимум на один виток, после чего собрать все заново и проверить на работу запора на расширительный бачок.

Важная особенность

При разборе крышки расширительного бачка у вас могут вылететь две пружинки, одна маленькая, а другая большая. Так вот, не стоит сразу «кусать» обе. Потратьте немного больше времени на сбор, разбор и проверку, тем самым вы обеспечите качественную работу всей системы. В рекомендациях часто встречается, что укорачивать нужно большую пружинку на один виток, а меленькую на два, но все это условно и сугубо индивидуально. Поэтому лучше действовать поэтапно, потратив немного больше времени, чем идти за новой крышкой в магазин.

VW Passat B3 ремонт

  • VW Passat B3 (17)
  • Выхлопная система (5)
  • Двигатель (44)
  • Кузов и салон (32)
  • Подвеска (29)
  • Рулевое управление (9)
  • Система охлаждения и отопления (15)
  • Система питания и впрыска (25)
  • Тормозная система (22)
  • Трансмиссия (6)
  • Электрооборудование (49)
  • Видео «Про кота»

Проверка крышки расширительного бачка Фольксваген Пассат В3

Подпишись здесь, чтобы получать анонсы новых статей прямо на электронную почту!

Проверка клапана сброса избыточного давления в крышке расширительного бачка VW Passat B3, так как от этого зависит правильная работа системы охлаждения и всего двигателя в целом.

  • VAG № 1H0 121 321 C – крышка расширительного бачка, с клапаном
    VAG № 1H0 121 407 A – расширительный бачок

В статье « Крышка расширительного бачка Фольксваген Пассат B3 «, можно подробнее прочитать о данном узле, в этой статье я наглядно хочу показать как можно, да и нужно проверять клапан избыточного давления в системе охлаждения двигателя.

Снимаем тонкий шланг обратки с РБ (фото), одеваем на место шланга, шланг с насоса (с манометром), пережимаем шланг обратки, что бы не выходило давление и накачиваем насосом воздух в систему.

При достижении давления в системе 1,2-1,5 атм, клапан должен сбросить избыточное давление, в противном случае — крышку РБ заменить.

Если есть какие либо вопросы или дополнения, пишите в комментарии.

193 комментария на “Проверка крышки расширительного бачка Фольксваген Пассат В3”

Дмитрий, проверь крышку на давление

Здравствуйте,подскажите пожалуйста.У меня такая проблема.Начала сочиться охлаждающая жидкость через фланец сбоку двигателя. Фланец и уплотнительное кольцо поменял.Течь прекратилась,но появилась новая,из под датчика температуры. При том что датчик температуры и резиновое кольцо к нему я менял вместе с боковым фланцем. Пол года назад менял радиатор печки (всё вылилось в салон)Все детали стараюсь менять на родные.У меня такое ощущение что в системе скапливается сильное давление.Сегодня проверил тонкий шланг бочка. Он продувается.Могут ли эти течи быть связаны с неработающим клапаном крышки бочка? Заранее спасибо за ответ.

Нуржан, начало открытия термостата 87С, полностью открывается — 102С
крышку расширительного бачка советую ставить оригинальную, тогда точно проблем с ней не будет

Всем привет . У меня такая тема,термостат проверял на кипяченую воду! Многие говорят что термостат открывает в том же градусе на каком я проверял. Я не очень разбираюсь в этом !! Это так. И крышка РБ тоже не работает!! Есть виды РБ крышек ?? Если есть то какой лучше.

Анатолий, если честно, то такой зависимости не наблюдал, а может просто не замечал как устанавливаю крышку

Светлана, новая прокладка ГБЦ, а проверяли саму ГБЦ?

Больше 10 лет проездил фольсвагене пассате универсале,наездил 120000км( на счетчике 400000).всем доволен. Авто высший класс.29 лет,к двигателю-РП вообще не прикасался,кроме профилактических работ,чистка,мойка,замена свечей,ремней… Пару раз сталкивался с выбиванием антифриза из расширительного бачка.Пришел к выводу,что дефект возникал из-за неправильной установки крышки.Крышку(особенно в горячем состоянии можно довернуть до совмещения с патрубком обратки-и начинаются чудеса в системе охлаждения Крышку надо ставить ручкой строго по ходу. Главное про это нигде ничего не написано?

Здравствуйте! Помогите советом… Почему выбрасывает антифриз с РБ ? Прокладка гбц новая, помпа и термостат поменяны. После замены крышки РБ из отверстий сбоку выдавнивает антифриз. Авто vw Passat b3

александр, многовато будет, норма 1,2-1,5

новая крышка «СВАГ» показывает давления на сброс 2бар,это много или норма,подскажите кто знает.

viktor., да вроде как и не за что, я старался помочь владельцам Фольксваген Пассат В3 В4

спасибо за сайт

Славянин, 1. может быть термостат.
2. может быть крышка РБ (что навряд ли).
3. плохая производительность помпы.
4. не корректная работа ДТОЖ. отпишись потом, пожалуйста.

Всем доброго времени суток! 3 года ездил на пассате б3 1989г.в. и вот решил немного освежиться, купил пассат б4 1996г.в. За время вождения не раз с помощью вашего сайта решал проблемы с машиной, за что отдельное спасибо Админу и форумчанам, но сам лично не писал, т.к. почитав комменты многое становилось ясно. Теперь у меня возникла небольшая проблема, просмотрев множество сайтов и ваш в т.ч., однозначного ответа не нашел. А проблема вот в чем. У меня долго греется ДВС, температура ОЖ не поднимается выше 80. И постояв некоторое время даже на небольшом морозе, быстро остывает. Недавно застрял в сугробе и пока выбирался из него не заметил как температура ОЖ поднялась, и закипев, часть ее выдавило через крышку РБ. Может ли быть причина в самой крышке РБ, то что она не держит давление и поэтому температура не поднимается до рабочей (как я понял 90-100 С°)? Или проблема может быть еще в чем-нибудь другом? Сразу скажу, крышку РБ с насосом и манометром не проверял, т.к. я пока еще не счастливый обладатель такого девайса, да и честно говоря некогда и погода не благоприятствует.

Как проверить крышку расширительного бачка системы охлаждения двигателя?

Крышка расширительного бачка на первый взгляд может казаться весьма простой деталью. Но в реальности без неё невозможна регулировка давления в системе охлаждения двигателя. Неисправность крышки приведёт к перегреву мотора или повреждению одного из компонентов системы охлаждения.

Главная функция пробки бачка

Во время работы силового агрегата в его системе охлаждения растёт давление. Это вызвано нагревом охлаждающей жидкости. Повышенное давление требует постоянной регулировки. Именно для этого и применяется крышка расширительного бачка. Поддержка стабильно высокого давления помогла сместить момент закипания жидкости в системе. При обычном атмосферном давлении вода закипает при температуре 100°C, а антифриз – около 120 °C. Нормальная температура для большинства современных двигателей практически вплотную приблизилась к этим отметкам.

В некоторых ситуациях температура ОЖ стремительно возрастает. Чтобы предотвратить перегрев двигателя и необходимо повышение давления. Это сопровождается ростом температуры кипения жидкости. В связи с этим специалисты пришли к выводу, что для предотвращения кипения жидкости в системе охлаждения двигателя при непродолжительном, но значительном его нагреве, необходимо поддерживать стабильное давление в системе в диапазоне от 1,1 до 1,5 кгс/см 2 . Этого вполне достаточно, так как при более высоком давлении придётся оснащать двигатели более надёжными и прочными компонентами системы охлаждения.

В связи с этим крышка бачка должна поддерживать давление до требуемого значения, после достижения которого она выпускает воздух, находящийся внутри бачка.

Как работает расширительный бачок

Для создания требуемого давления на заведённом двигателе, крышка должна обеспечить герметичность. За снижение давления отвечает предохранительный клапан. Если давление в системе превышает 1,1–1,5 кгс/см 2 , этот клапан должен открыться. После снижения давления до рабочих значений, клапан закрывается.

Также в крышке установлен впускной или вакуумный клапан. Он обеспечивает подачу воздуха в систему охлаждения. После остановки мотора температура охлаждающей жидкости снижается, падает и давление в системе. Объем жидкости в бачке уменьшается, что влечет за собой падение давления в системе. Это приводит к тому, что в расширительном бачке появляется пространство для воздуха. В определенный момент давление в системе становится равным атмосферному давлению воздуха. Если в этот момент температура охлаждающей жидкости будет выше, чем температура воздуха снаружи, её объем продолжит сокращаться.

В результате всего этого создаётся так называемый эффект вакуума или разряжения. Внешний воздух будет давить на компоненты системы. Если одна из деталей системы охлаждения будет негерметичной, воздух окажется внутри неё. Это приводит к появлению воздушной пробки. После запуска двигателя она может попасть в расширительный бачок. Но возможен и вариант появления проблем в нормальной циркуляции жидкости в системе. Иногда это приводит к перегреву двигателя или проблемам в работе системы обогрева.

Воздух может оказаться в системе охлаждения из-за нарушения герметичности патрубков и других деталей. Во избежание этого давление в системе должно быть равным атмосферному, за что и отвечает впускной клапан. Он включается в работу, если разряжение достигает отметки в 0,03–0,1 кгс/см 2 . Этот клапан обеспечивает подачу воздуха, который был выпущен предохранительным клапаном во время нагрева жидкости. Благодаря этому давление в системе не отличается от атмосферного.

Признаки неисправности пробки расширительного бачка

В большинстве случаев водитель уделяет внимание крышке в случае кипения охлаждающей жидкости без серьезных причин. В некоторых случаях жидкость может выбрасываться в подкапотное пространство. Если при этом температура двигателя находится в пределах нормы, виновником обычно является именно пробка бачка.

Ещё одна возможная причина – выход из строя впускного клапана, в результате чего в системе оказался воздух. Он сформировал пробку, наличие которой препятствует правильной циркуляции жидкости.

Последствия неисправности крышки расширительного бачка могут быть крайне неприятными:

  • повреждение патрубков из-за естественного износа или низкого качества детали;
  • разрыв корпуса термостата;
  • течь в основном радиаторе или радиаторе печки;
  • разрыв расширительного бачка.

К таким неприятностям приводит чрезмерно высокое давление в системе охлаждения силового агрегата. Виновником этого является неисправная крышка.

Как проверить крышку расширительного бачка и предотвратить негативные последствия?

  1. На первом этапе проводится обычный осмотр детали на предмет отсутствия механических повреждений. Если вы купили новую крышку, её также надо осматривать, так как нередки случаи заводского брака.
  2. Если внешний вид крышки не вызывает никаких сомнений, проверяем её работоспособность на запущенном двигателе. Крышку надо закрутить и прогреть двигатель до рабочей температуры, после чего медленно начните откручивать её. Вы должны услышать шипящий звук выходящего воздуха. Это признак нормально работающей крышки.
  3. На работающем моторе надо осмотреть толстые патрубки системы охлаждения. В случае неработоспособности крышки они могут быть вдавленными, что является признаком слишком низкого давления в системе.
  4. Ещё один вариант – открутить пробку бачка и сжать один из толстых патрубков. Далее закручиваем крышку и отпускаем патрубок. Если крышка работает правильно – это место должно восстановиться до изначальной формы.
  5. Наиболее результативным методом является использование насоса со встроенным манометром. Также необходимо подготовить пустой расширительный бачок от любого другого автомобиля. Один из его штуцеров надо соединить шланг насоса (без наконечника для ниппеля) и надёжно зафиксировать его хомутом. Другие штуцера бачка необходимо заглушить. После этого бачок надо закрыть пробкой, исправность которой вы проверяете.

Вы можете проверить крышку расширительного бачка прямо на своём автомобиле. Сливать жидкость при этом не нужно. Необходимо отсоединить от бачка верхний патрубок, предназначенный для отвода пара из системы. К штуцеру бачка подсоединяем шланг насоса. Отверстие патрубка необходимо заглушить. Для этого подойдёт болт соответствующего диаметра. Давление будет расти, поэтому поверх болта необходимо надеть на шланг хомут и хорошенько его затянуть, чтобы болт не вылетел в дальнейшем.

Начинаем повышать давление в системе с помощью насоса. В определенный момент вы услышите характерные звуки – щелчок и шипение. Это звук воздуха, который стравливает клапан крышки бачка. Если клапан сработал при давлении около 1,1–1,5 кгс/см 2 , а добавление воздуха лишь усиливает шипение и не приводит к росту давления, впускной клапан полностью исправен. Да и предохранительный клапан отлично справляется со своей функцией.

Купили новую крышку, а она не работает?

Если проверка новой крышки расширительного бачка показала, что один или оба клапана неисправны, деталь можно попробовать доработать. Очень часто с этой проблемой сталкиваются владельцы автомобилей ВАЗ 2110 и 2114. Обычно клапана работают неправильно по причине использования производителем слишком жестких пружин.

Сначала нужно разобрать крышку с помощью плоской отвертки и пассатижей. Во время разборки запоминайте, как именно были установлены все компоненты, так как пружинки могут разлететься в разные стороны. После разборки необходимо уменьшить длину пружин. Большая пружина для клапана сброса давления укорачивается на один виток, а меньшая – на два.

Пружину предохранительного клапана (большую) необходимо укорачивать с учётом того, когда именно сработал клапан во время проверки крышки. В этом деле главное не переусердствовать. А вот со второй пружиной всё намного проще – она должна создавать хотя бы минимальное давление на впускной клапан в момент его закрытия. После доработки крышки все компоненты надо собрать в обратном порядке. Проверку пробки необходимо выполнить повторно, чтобы убедиться в том, что клапана срабатывают своевременно.

Не держит давление крышка расширительного бачка

читай внимательно моё сообщение. у меня в принципе тоже всё очень даже вери вел, но Я ХОЧУ, ЧТО БЫ В МОЕЙ МАШИНЕ ВСЁ РАБОТАЛО КАК НАДО, КАК ЗАДУМАНО.
далее:

Мерять характеристики датчика и сравнивать их с эталонными бессмысленно, ибо потери по проводке сводят все на нет.
ты знаешь о какой неисправности моего датчика идёт речь?
и почему бы и не заморочится , если есть и время и возможность, а самое главное желание?
и последнее:

Датчик просто вешаешь, подключаешь диагностическую программу, смотришь значения, параллельно можно измерить температуру цифровым термометром или китайским мультиметром.
я не спрашиваю что мне делать. по крайней мере на данный момент я в советах не нуждаюсь. я просто пишу о проделанной работе. не надо засорять тему.
з.ы. обидеть не хотел.

Продаются немецкие крышки, синенькие и желтенькие. Год на Газели с такой откатал — полный гламур, давление держит прекрасно. Правда толком перегреть машину так и не удалось, бо пищалка на лампе стояла — когда свалились клеммы с датчика вентилятора, оно запищало раньше, чем закипел тосол. На самом деле, насколько я понимаю, клапан должен быть чем неподатливее, тем лучше: он должен открываться на таком давлении, при превышении которого тосол полезет через хомуты, а до этого держать систему закрытой, чтобы как можно дольше не допускать кипения тосола. Проблема с перегревом не в температуре тосола, 120С в этом плане не смертельно. Проблема в пузырях пара, которые мешают теплоотводу: температура деталей вокруг такого пузыря моментально взлетает градусов до 300.

Так что маньячиться с пружиной, думаю, лишнее.

срезая витки на пружинке, а затем растягивая ее до прежней длины, мягче ее не сделаешь

во первых я её не растягиваю. во вторых я не хочу её сделать мягче. я просто укоротил пружину на три витка, тем самым уменьшив давление срабатывания клапана.
теперь по порядку.
расчёты расчётами, а всё же пошёл и купил бачок (2110)для опресовки. соеденил его с компрессором и манометром. манометр лабораторный, точный. цена деления 0,05 атм.
выяснил, что давление открытия клапана в крышке то «автоприбора» 1,5 атм. укоротил пружину на три витка и получил давление открытия 0,35-0,4 атм. маловато. переборщил.
в обед пошёл в тот же магазин и купил ещё одну крышку. только «автоприбора» уже не было, дали какую то безымянную с эмблемой ваза. ну ладно. по возвращении на работу разобрал эту крышку . качество изготовления оказалось гораздо хуже. резиновые элементы не вырубные а литые. отсюда облой и некоторые дефекты литья. пружина стравливающего клапан даже при простом сжатии пальцами явно показалась слабее , чем автоприборовская. замеры это подтвердили- давление срабатывания клапана с этой пружиной 0,85-0,9 атм. а пружина впускного клапаночка оказалась очень жёсткой. короче я собрал из двух крышек одну нормальную с открытием клапана при 0,87 атм. (в среднем). то что надо на мой взгляд.
в принципе я и вторую крышку собрал. правда давление низковато (впускной клапанок доработал), но лучше чем ничего.
теперь буду пробовать на машине.

родные же ГАЗовские действительно абсолютно не держут то давление что им положенно (около 1кг.).
откуда такие данные?

Молодец.Супер.
Хочу крышку а-ля ALEXXX !

Отпиши результаты.Как лучше? Дай людям рекомендации,как лучше.А,то,столько народу мучается.
Тем-более жара начинается. Или закипишь,или бачёк разорвёт.

У меня печка течь начала из-за неправильно работавшего клапана на крышке расширительного бачка, на пассажирском коврике лужица собиралась, крышка какая-то желтая стояла, явно не газовская; проковырял в ней небольшое отверстие и течь из радиатора печки прекратилась.

alexxx, Тоже хочется чтоб все работала как оно должно работать, но больно муторно так с крышкой возится; давай ставь на поток производство правильных крышек, я б купил парочку.

Паровой клапан открывается при избыточном давлении 0.045-0.055мПа. Избыток жидкости или пар отводится через пароотводную трубку. Воздушный клапан предохраняет радиатор от сжатия давлением воздуха, и открывается при остывании жидкости, когда давление в системе снижается на 0.001-0.01мПа.
:ok::gaz_love:

Добавлено через 6 минут 23 секунды
_http://auto.remont-informer.ru/ohlad/

Паровой клапан пробки радиатора открывается при избыточном давлении в системе 0, 28—0, 38 кгс/см2, а воздушный — при разрежении 0, 01—0, 12 кгс/см2.

Добавлено через 2 минуты 11 секунд
_http://revolution.allbest.ru/transport/00040324_0.html

Паровой клапан 1 открывается при избыточном давлении 0,045—0,055 МПа (0,45—0,55 кгс/см2) (ЗМЗ-24, ЗМЗ-53). При открытии клапана избыток воды или пара отводится через пароотводную труб-ку. Воздушный клапан 2 предохраняет радиатор от сжатия давлением воздуха и открывается при ох-лаждении воды, когда давление в системе снижает-ся на 0,01 МПа (0,10 кгс/см2).

Могут! Патрубок хренового качества, только только столкнулся с этим. Как патрубок выглядит?

Добавлено через 3 минуты 36 секунд
Просто резиновый или как будто чем то тряпочным обмотан?

На оригинальной крышке должен внутрь вдавливаться клапанок в центре, без особых усилий.
Есть также вариации пробок, но смысл везде сводится к одному, должен срабатывать клапан.

P.S. Сам из-за пробки поменял радиатор отопителя, раздавило. В итоге проверяю пробку перед поездкой и вожу запасную.

Простой резиновый, других в магазине нету

Добавлено через 7 минут 53 секунды
Пробка с клапаном, вроде нормально нажимался, но при разборке внутри ржавчина. Была желтая крышечка Ваз 2109, вся пластмассовая, клапан не сработал и порвало патрубок около термостата. Что выбрать,не знаю.

Подходят крышки вроде как с таврии и ваз 2108. но качество наверное не лучше чем у ГАЗ:)

читай тему сначала.

Подошёл к этой теме «Глобально» плюнул на клапан просто не закрываю до конац оставляю люфт совсем крошечный и всё гуд уже 5 лет!

не понял почему клапан не сработал, всегда работал

клапан запал наверное.
скорее залип.

смысл давления в системе объясните мне?
чем выше давление тем выше температура закипания жидкости.
при атмосферном давлении вода кипит при 100 гр. а при давлении 1,5 атм. температура кипения вырастает до примерно 110 гр.
с антифризом тоже самое происходит.
в принципе у 406 сравнительно невысокая рабочая температура. можно ездить и с не рабочей крышкой (без давления в системе). я год отъездил без проблем прежде чем нормальную крышку не подобрал.
з.ы. но, при повышенном давлении лучшая теплопередача (или теплообмен?) и исключается кавитация.

Добавлено через 3 минуты 38 секунд
з.з.ы . а при снижении давления температура кипения снижается. так в горах, где воздух разрежен вода кипит при более низкой температуре.
_http://www.sci.aha.ru/ALL/b17.htm
вот таблица зависимости температуры кипения от давления.

А наши РТИ служат не более 1 года потом лопаются,
вот так.
совсем не факт. у многих годами служат и ничего.
вон, у дядьки девятка 98го года. до сих пор все щланги были родные. только этой осенью поменял ему всю систему из за термоса, а так бы ещё ходили.
на волгах тоже самое.

А вентилятор надо заставлять не от датчика работать а от ЭБУ. И будет все ок.
а если эбу нет в принципе? от чего тогда заставлять работать?;)
просто всё по уму делать надо. и резервировать. один датчик в патрубок, другой в бачок радиатора, ну и кнопку принудиловки в салон. и запасной датчик (пара) в зип.

Добавлено через 4 минуты 9 секунд
з.ы.
а совсем для параноиков можно так:
основной орган контроляупарвления — силичъ или что то подобное. первый резерв — датчик в патрубке, второй резерв — в радиаторе, ну и аварийно кнопке в салон.
и питание независимое раздельное, от отдельных предохранителей!

Кстати, пацантрэ, а такие Газелевские бачки старого образца

не бывают с датчиком уровня?

Если нет — не колхозил ли кто-нибудь.

0,55 атмосферы, а недостаточное

0,1 атмосферы. Лежит в «бардачке» от «08». Не ставил. Стоит пустая.
Крышка — довольно точный прибор. Может правда оставить все на 0?
Мечтаю! Сделать расширительный бачек без давления.(крышка на термостате). Есть опыт не на крайслере , а на 406?

Про избыточное 0,5атмосферы, маловато как-то на мой взгляд.

У самого на 0,8 настроено, просто так изначально было с магазина в крышке, как раз нормально получилось, хоть можно и больше.

Но если патрубки старые, то и на 0,8 их порвет, хоть это и не много, а больше минимальная граница.

Господа, поделитесь, пожалуйста, соображениями относительно такой ситуации:
Летом менял патрубки системы охлаждения основные, т.к. где-то уходил тосол, а патрубки на вид потрескавшиеся были. Заодно поставил расширительный бачок на ВУТ и пробку черную от 2110. Попутно оторвал штуцер пароотводящий, который идёт от радиатора к расширительному бачку. малость рассверлил, плотно вставил отрезанный от топливного фильтра штуцер и надел шланг (не течет). Тосол стал уходить меньше — где-то литр в месяц.

Однако, сейчас обнаружил не очень приятную вещь: нижний патрубок радиатора сжат. Если крышку с расширительного бачка открутить, то воздух засасывает в систему и патрубок выправляется. На следующее утро всё повторяется. Машина при этом не перегревается ни в каких режимах, скорее на скорости недогревается.

Как мне кажется, крышка бракованная — избыточное давление сбрасывает, а в обратную сторону не открывается.
Правильный ли вывод я сделал?

fedorvit, крышка недорого стоит газовская, можно поставить и посмотреть

даже с разборки взять 😉

с восьмерки черная крышка не плохая. 120 р стоила.
Фмрма не знаю какая, на крышке есть две буквы видимо абревиатура фирмы, стоят вместе АВ.
Стояла полгода, разобрал ее( разбирается легко, придраться некчему, все как новое, и пружинки и рищмнки на клапанах.

Штатное давление открытия было 1,2 атм, сегодня понизид до 0,9 простым сжиманием пружины плоскогупцами.

Однако, сейчас обнаружил не очень приятную вещь: нижний патрубок радиатора сжат. Если крышку с расширительного бачка открутить, то воздух засасывает в систему и патрубок выправляется. На следующее утро всё повторяется. Машина при этом не перегревается ни в каких режимах, скорее на скорости недогревается.

Как мне кажется, крышка бракованная — избыточное давление сбрасывает, а в обратную сторону не открывается.
Правильный ли вывод я сделал?
ИМХО да — сначала крышку поменять попробовать.

Штатное давление открытия было 1,2 атм, сегодня понизид до 0,9 простым сжиманием пружины плоскогупцами.
А как было измерено новое давление?
Манометром?

да, измерил манометром.

Был старый бачек пластииковый гура, крышка туда нормально подходит, один штуцер пальцем заткнул, во второй плавно подавал через шланг воздух с компрессора через пистолет для накачки шин с манометром.

Можно по другому, именно с этой крышкой, другие не знаю, прямо обычным резиновым шлангом от насоса или тогоже компрессора, прижимая к отверстиям пробки изеутри шланг, подавать давление. Но это менее точный способ. Может крышка чуть чуть деформируется или манометр на насосе врал, но показал мне давление открытия клапана когда покупал в магазине 0,8, сейчас перепроверил по нормальному более (теоретически точным манометром от компрессора и в бачке показал 1,2атм) понизил до 0,8- 0,9.

Добавлено через 2 минуты 47 секунд
многие откусывают витки от пружинки, это не правильно, нужно просто плоскагубцами ее помять, посжимать до конца, регулируется все элементарно. И растянуть если что не проблема.

Тут в теме отметили синие крышки.
Вот мои наблюдения: как-то давно тоже попалась инфа,что немецкие swag (VAG-овские, сверху надпись germany, первые 2 фото) крышки совместимы с бачком волги. Купил одну в магазине, потом по случаю заказал ещё через экзист. Вобщем имею 2 одинаковые. Подумал,может мой экземпляр такой нестандартный, подумав ладно потом со временем бачёк поменяю и всё совпадёт. Сейчас понял, что ошибался. Крышки я не смог нормально закрутить на волговский бачёк 31105, плоский,который над вакуумником. А вся причина, что шаг резьбы не сходится. Обманчиво закручивается, первый круг нормально,потом с сопротивлением и в конце кажется, что как будто проклалку прижало, а нет, ложное впечатление. Да,редко можно хорошо закрутить если бачёк деформирован или пластик смягчился на горлышке, это редко. Если вытащить прокладку и клапанную вставку, оставив пустую крышку и попробовав накрутть на бачёк,становится наглялно ясно,что шаг резьбы не одинков и крышка до конца на всю резьбу не идёт, останавливается на половине высоты.

От чего я не смог их использовать когда-то, поэкспериментировал с двумя прокладками, но это не понравилось. Вернул родной штатный,пока был ещё тогда рабочим. Потом у штатного разбухла размякла большая прокладка в большом клапане, зелёное кольцо, вылезло и обратно не установилось. Поменял крышку на вазовский «автоприбор», 2-3 года уже, но от высокого давления замечал вздутие патрубков радиатора, они просто увеличились в диаметре и так застыли. Потом стал наблюдать постепенное медленное раздумание расширительного бачка, сейчас сильно заметное вздутие пластика и мелкие трещинку на местах внутренних перемычек. Пора срочно менять.
Но пока взял синюю немецкую крышку(не знаю какое там давление, думаю не больше вазовского) вытащил внутреннюю вставку группу плапанов и вставил в родную крышку, на 95% по посадке совпадает, не шатается, прокладка нормально герметизирует без сильного затягивания.

Вот такая история с синей крышкой, кстати сейчас в магазине мне предложили ещё одну синюю крышку, типа это идёт на газели с крайс моторами, уже собрался покупать, думаю дай померю на бачке, для точности совместимости резьбы снял вставку клапанов и попробовал просто накрутить на новый бачёк, вот. опять конфигурация трёх пальцев -точнее фига. Не идёт по резьбе до конца, тоже шаг резьбы не совместим. Крышка сама не немецкая,но копия, имя topran , видно и по оттенку цвета и по литью и по другому клапана 2 раздельно рядом . . Была то ли китай ,то ли какой-то евроупаковщик. сине/красная коробка.
И вот такая недоконца проверенная не испытанная крышка предлогается под наш расширительный, кто тестировал? кто сертификат довал.
Проверте свою крышку,если синяя. Есть похожая жёлтая, про неё не знаю не смотрел и не проверял.

Как проверить целостность и починить крышку расширительного бачка

Крышка расширительного бачка системы охлаждения двигателя авто, как правило, не вызывает подозрений на предмет исправности. На эту, как многие думают, весьма «скромную» по своей значимости деталь возложена очень ответственная задача – регулировать давление в охлаждающей системе. Когда крышка перестает с этим справляться, в лучшем случае будет закипать или вытекать жидкость, а в худшем – это приведет к поломке каких-нибудь узлов.

Какую основную роль играет крышка бачка?

У работающего двигателя, как известно, в системе охлаждения создается давление, отличное от обычного атмосферного. Это происходит в силу того, что охлаждающая жидкость (ОЖ) нагревается вместе с мотором, вследствие чего расширяется – увеличивается в объеме. В результате давление внутри системы охлаждения двигателя (СОД) возрастает, а она не контактирует с внешней средой, и ей некуда сбросить избыточное давление.

С повышенным давлением в СОД разработчики современных автомобилей не борются «радикально» – не пытаются полностью от него избавиться. С помощью крышки бачка его регулируют. Повышенное давление в СОД используют для смещения момента закипания ОЖ. Ведь ни для кого не секрет, что при нормальном атмосферном давлении для воды он наступает при температуре 100 °C, для тосола – 105–110 °C, а для антифриза – 120 °C. Рабочая температура двигателей современных автомобилей очень близка к этим критическим значениям.

Так, например, для карбюраторных ВАЗ она должна находиться в пределах 90–95 °C, а для инжекторных – 97–105 °C.

Однако при некоторых режимах работы двигателя происходит кратковременное повышение его температуры до более высоких значений, что, впрочем, не приводит к выходу из строя исправного мотора, но вызывает такое же нагревание ОЖ. Например, на инжекторных ВАЗ 2109 у жидкости в такие моменты может быть 120–125 °C. Очевидно, что такого нагрева не перенесет даже антифриз. В то же время, возрастание давления любой жидкости приводит к увеличению ее температуры кипения.

Инжекторный ВАЗ 2109

Инженеры, проектирующие двигатели, давно выяснили – чтобы ОЖ не закипала даже при кратковременном критическом нагреве мотора, достаточно поддерживать давление в СОД на уровне 1,1–1,5 кгс/см 2 (1,1–1,5 бар). Более высокая температура не нужна, потому что двигатель на нее не рассчитан, и она приведет к выходу его из строя. А допускать большее самопроизвольное повышение давления, которое может, тем не менее, происходить, не имеет смысла, потому что оно вызовет усложнение процесса изготовления и обслуживания мотора, а также возрастание его себестоимости, так как потребует более прочную и герметичную СОД (более прочные патрубки и расширительный бачок, крепкие хомуты).

Поэтому крышка бачка должна быть герметичной, но только до указанных выше необходимых предельных значений давления, после достижения которых она их поддерживает, соединяя по мере необходимости систему с внешней средой для выпуска сжатого внутри расширительной емкости воздуха.

Устройство и принцип работы крышки расширительного бачка

Чтобы при работающем двигателе в СОД создалось необходимое давление, устройство крышки обеспечивает плотное герметичное закрывание бачка. Для сброса избыточного давления предусмотрен предохранительный клапан. Он срабатывает (открывается), только когда давление внутри СОД станет 1,1–1,5 кгс/см 2 (зависит от конструкции крышки и ее производителя).

Пока оно ниже, клапан закрыт, а сразу после стравливания избыточного давления до величины, которая меньше указанной выше – частичного выпуска сжатого в бачке воздуха – он закрывается. В крышке стоит еще 1 клапан – впускной, его еще называют вакуумным. Его назначение прямо противоположное предохранительному. Впускной клапан служит для забора (всасывания) воздуха в СОД. Дело в том, что после остановки двигателя он, как известно, начинает остывать. Падает температура и у ОЖ.

Впускной клапан крышки

При этом она уменьшается в объеме, что сопровождается снижением давления внутри СОД. ОЖ, поступившая в бачок, при собственном нагреве начинает уходить обратно в систему, освобождая место для оставшегося в расширительной емкости воздуха и переставая на него давить. Затем наступает момент, когда давление в СОД сравнивается с внешним атмосферным. Если при этом у ОЖ температура окажется выше, чем во внешней среде, то она, продолжая остывать, будет дальше уменьшаться в объеме.

Это приведет к тому, что давление в СОД станет ниже атмосферного, то есть к разряжению, вакуумному эффекту. Наружный воздух станет оказывать давление на элементы системы и будет при этом стремиться занять ее внутренние объем. Если в какой-либо части СОД окажется «слабое» место, где при ее остывании и оказываемом извне давлении будет нарушена герметичность, то в систему попадет воздух, и в ней может образоваться так называемая воздушная пробка. Когда двигатель будет опять запущен, она, конечно, может быть вытолкнута ОЖ в расширительный бачок.

Охлаждающая жидкость авто

Но если этого не произойдет, воздушная пробка будет нарушать циркуляцию жидкости в СОД, препятствовать охлаждению мотора и может даже стать причиной выхода его из строя. Обычно воздух попадает в систему за счет подсасывания между патрубками и штуцерами, на которые они надеты. Чтобы этого не произошло, давление в СОД выравнивается с внешним атмосферным впускным клапаном. Он срабатывает при разряжении в системе 0,03–0,1 кгс/см 2 и впускает в расширительный бачок воздух, который фактически заменяет вытолкнутый через предохранительный клапан при нагреве ОЖ. Происходит выравнивание внутреннего давления в СОД с внешним.

Признаки и возможные последствия неисправности детали

Чаще всего последствием неисправности крышки является закипание ОЖ, иногда сопровождающееся выбрасыванием последней из расширительного бачка – нередкое явление для автомобилей ВАЗ. Если это происходит при рабочих температурах двигателя, то, скорее всего, пробка не держит необходимое давление.

Закипание ОЖ автомобиля

Другая причина этого же явления – из-за неисправности вакуумного клапана в СОД попал воздух и образовал пробку, которая нарушает нормальную циркуляцию, а значит, и охлаждение ОЖ. Зимой из-за воздушной пробки может плохо работать печка. Неприятные последствия: потеря ОЖ, которую приходится регулярно подливать. Такое случается, когда из-за повышенного давления в СОД жидкость «выгоняется» через стыки между штуцерами и патрубками, надетыми на них, через хомуты.

  • разрыв некачественных патрубков или тех, что давно не менялись (картина, знакомая не только владельцам ВАЗ);
  • появление течи в основном или отопительном радиаторе;
  • разрывает корпус термостата (для Nexia обычное дело – на 2 части);
  • лопнувший расширительный бачок.

Появление течи в основном радиаторе

Все эти признаки-последствия неисправности крышки являются результатом повышенного давления в СОД. Последнее – не редкость для автомобилей ВАЗ 2108, 2109 и особенно 2110 с бачками нового образца. Конечно, очевидно, что пластик этих расширительных емкостей оставляет желать лучшего, но, тем не менее, тут дело и в неисправности пробки. Так что крышка, регулируя давление в СОД, еще и оберегает ее элементы от механических повреждений.

Как проверить крышку и выявить проблемы?

Перед тем, как проверить крышку расширительного бачка, ее сначала надо осмотреть, чтобы убедиться, что она цела, и у нее отсутствуют механические повреждения в виде царапин, трещин и сильного износа, а также нет ржавчины, грязи, накипи и иных изъянов. Затем следует проверить работоспособность ее клапанов. Несколько простых способов диагностики, позволяющих лишь примерно определить их исправность, приведено ниже.

Для предохранительного клапана. При работающем, прогретом двигателе окручиваем крышку. Должен раздаться шипящий звук выходящего из бачка сжатого воздуха. Значит, клапан держит давление. Но какое именно – не всякий профессионал определит.

Откручивание крышки бачка

  • Если патрубки СОД перед первым запуском мотора утром выглядят деформированными (сдавленными, плоскими) – клапан точно неисправен.
  • Выкручиваем и снимаем крышку. Затем сильно сдавливаем один из патрубков СОД и, удерживая его так, ставим и закручиваем пробку обратно. Отпускаем патрубок. Если он начал принимать свою первоначальную форму – скорее всего, клапан исправен.

Более надежный способ проверить работу клапанов – использовать для этого насос с манометром. Также потребуется любой пустой расширительный бачок. К одному из его штуцеров подсоединяем, а затем фиксируем хомутом шланг насоса, у которого перед этим сняли наконечник под ниппель. Остальные выводы из бачка глушим какими-нибудь пробками. Затем закрываем бачок проверяемой крышкой.

Насос с манометром

Можно проверить и на бачке, установленном на своей машине, не сливая при этом ОЖ. Для этого, например, на ВАЗ 2109 отсоединяем от расширительной емкости патрубок, подходящий сверху и отводящий пар из СОД. Вместо него устанавливаем шланг насоса. В отсоединенный патрубок, чтобы его заглушить, вставляем что-нибудь круглого сечения и подходящего диаметра, например, сверло. Затем на этот шланг одеваем хомут и затягиваем его.

Включаем насос и, наблюдая за стрелкой его манометра, фиксируем момент появления щелчка, а следом – шипящего звука, выходящего из бачка через пробку воздуха. Если это произошло на отметке 1,1–1,5 кгс/см 2 , а дальнейшее накачивание приводит только к усилению шипения, но давление не повышается, значит, вакуумный клапан не травит, а предохранительный работает, как положено.

Доработка новой детали – что делать, если она не функционирует?

Когда выясняется, что крышка упорно не хочет сбрасывать избыточное давление и/или не способна восстановить потери воздуха в СОД, ее можно доработать. Больше всего, почему-то, нареканий со стороны владельцев ВАЗ, модели 2109 в том числе, покупающих новые пробки. Понятное дело, что причина неправильной работы клапанов крышки кроется в слишком большой жесткости их пружин.

Чтобы выполнить доработку крышки, например, для ВАЗ 2109, ее сначала надо разобрать. Делать это надо аккуратно, используя плоскогубцы и тонкую отвертку с плоским жалом. Надо постараться запомнить, где что стояло, чтобы пружинки не улетели бог знает куда. После того, как крышку для бачка ВАЗ 2109 удалось разобрать, наступает время кусачек. Ими надо укоротить пружинки: большую, для предохранительного клапана, как правило, на 1 виток, а маленькую – на 2.

Укорачивание пружинки пробки

Для второй длина удаляемого отрезка не критична – лишь бы она вообще подпирала вакуумный клапан при его закрытии и не оказывала сопротивление давлению наружного воздуха в 0,03–0,1 кгс/см 2 . С большой пружинкой сложнее – как бы не переборщить. Надо смотреть по ее жесткости и тому давлению, при котором предохранительный клапан открылся при проверке крышки бачка ВАЗ 2109. После укорачивания пружинок крышку собираем в обратной последовательности. Перед эксплуатацией желательно еще раз проверить, как она работает.

Крышка расширительного бачка: как устроена, зачем нужна и как проверить

Водители знают, что в расширительном бачке автомобиля хранится охлаждающая жидкость, без которой двигатель долго не проработает. Сверху на расширительном бачке находится горлышко, через которое антифриз заливается. Чтобы он не выливался при движении автомобиля, горлышко закрывается крышкой. Может показаться, что ее устройство и задачи довольно простые, но это не совсем так. Крышка расширительного бачка крайне важный элемент мотора, за которым нужно следить, чтобы не вышли из строя дорогостоящие компоненты двигателя.

Задачи крышки расширительного бачка

Работа двигателя сопровождается нагреванием, что вполне естественно, учитывая какие процессы в нем происходят. С нагревом агрегатов мотора нагревается и охлаждающая жидкость, которая забирает часть тепла. Увеличение температуры жидкости сопровождается ее расширением и повышением давления. Соответственно, чем сильнее разогревается мотор, тем большее давление возникает в системе охлаждения, где находится антифриз или тосол. Чтобы при повышении давления не случился разрыв патрубков, радиатора, трубок и других элементов системы охлаждения, необходима крышка расширительного бачка, которая выполняет не только запирающие функции, но и выступает в качестве клапана.

Прогретый двигатель работает при различных температурах. Для некоторых автомобилей нормальным показателем является 95-100 градусов по Цельсию, для других значение доходит до 125-130 градусов, и эти показатели тоже не являются предельными. При таких температурах охлаждающая жидкость расширяется примерно на 20-30%, соответственно, возникает серьезное избыточное давление. Принято считать, что нормальное давление в охлаждающей системе автомобиля находится на уровне в 1,1-1,5 атмосфер, и при его превышении могут начаться проблемы. Также возникают неприятные ситуации и при пониженном давлении автомобиля, которые проявляются созданием вакуума внутри системы и сжатием патрубков, шлангов и других элементов.

Грамотно работающая крышка расширительного бачка исключает вероятность создания высокого и низкого давления в системе, за счет чего оно остается на необходимом уровне.

Как устроена и работает крышка расширительного бачка

Поскольку главными задачами крышки является создание необходимого давления в системе и удержание в ней охлаждающей жидкости, она должна плотно прилегать к граням бачка, на которые накручивается.

Внутри непосредственной крышки встроен клапан, регулирующий давление. Он погружается в расширительный бачок и выполняет задачу по стравливанию или нагнетанию давления, в зависимости от необходимости.

Обратите внимание: В современных иномарках за функции стравливания и нагнетания давления отвечает один физический клапан, тогда как на старых российских автомобилях стоят два клапана, каждый из которых справляется со своей задачей.

До тех пор пока давление в системе охлаждения находится в пределах нормы, клапана на крышке расширительного бачка не работают. Как только давление выходит за предельные значения, они выполняют ту или иную функцию.

Признаки неисправности крышки расширительного бачка

Выявить неисправность крышки расширительного бачка довольно трудно, при этом из-за проблем в работе клапана могут случиться серьезные неисправности с агрегатами двигателя. Можно выделить следующие основные симптомы неисправности:

  • Дым из-под капота. Чаще всего он появляется, когда охлаждающая жидкость попадает на горячий впускной коллектор. В такой ситуации температура мотора будет находиться на нормальном уровне. Проблема проявляется при неисправности клапана, который должен опускать давлении при его превышении. Он начинает сбрасывать давление раньше пиковых значений, что приводит к выплеску антифриза;
  • Перегрев двигателя при холодном воздухе из печки. Если имеется такой симптом, он указывает о выходе из строя клапана низкого давления. Из-за проблем с ним возникнут воздушные пробки в охлаждающей системе, что приведет к перегреву двигателя.

Также симптомами неисправности крышки расширительного бачка можно считать срыв хомутов, разрыв трубок, радиатора и других элементов охлаждающей системы, в том числе непосредственно бачка. Если на соединительных элементах начинаются появляться следы охлаждающей жидкости, это говорит о превышении давления в системе и необходимости замены крышки расширительного бачка.

Как проверить крышку расширительного бачка

Проверка крышки расширительного бачка – достаточно сложная процедура, учитывая, что ее работа напрямую зависит от давления, которое создать не так просто. В сервисных центрах имеются насосы давления, способные нагнетать необходимое количество атмосфер, после чего проверять срабатывает клапан или нет.

Что касается самостоятельной проверки крышки расширительного бачка, она менее точная в плане результатов, но позволяет обнаружить неисправность в большинстве случаев. Проводится проверка крышки следующим образом:

Первым делом на незаведенном моторе ее нужно снять и внимательно осмотреть на наличие сколов, трещин, разрывы уплотнительных накладок, сильные затертости и другие механические повреждения;

  • Если повреждения на найдены, закрутите крышку на бачок с охлаждающей жидкостью и запустите двигатель. Дождитесь пока двигатель прогреется и потихоньку начните откручивать крышку. Если услышите звук выхода воздуха (как при открытии банки с газированным напитком), это говорит о том, что крышка сдерживает образуемое в системе давление;
  • Также при работе двигателя осмотрите толстые шланги охлаждающей системы. Если они вдавлены внутрь, значит, крышка не справляется с регулировкой давления, и оно слишком низкое в системе.
  • Еще один способ проверки крышки расширительного бачка, который можно применить не всегда вследствие различных конструкций двигателей и мест пролегания шлангов охлаждающей системы. Он заключается в том, чтобы открутить крышку и сжать один из толстых шлангов. После этого крышка закручивается на место. Место сжатия шланга отпускается, и если оно принимает исходные формы, значит, с клапаном в крышке нет проблем.

    Стоит отметить, что на некоторых автомобилях при откручивании крышки внутри может остаться клапан. Это говорит о его выходе из строя и необходимости замены крышки расширительного бачка.

    Крышка расширительного бачка: зачем она нужна и что будет при её неисправности?

    Длительная эволюция ДВС не могла изменить главного: он так и остался тепловой машиной, а потому от исправности его системы охлаждения зависит очень многое. Затрагивая тему основных причин утечек антифриза, мы вспоминали в числе вероятных вариантов и крышку расширительного бачка. Порой эта небольшая деталь портит жизнь многим автомобилистам и их автомобилям куда больше, чем можно себе представить. Сегодня мы будем подробно разбираться в том, какую роль она играет в системе охлаждения, и что может произойти при её неправильной работе, а также как купить качественную крышку расширительного бачка и даже отремонтировать её.

    Зачем нужна крышка расширительного бачка?

    Расширительный бачок выполняет роль компенсационного: нагреваясь, охлаждающая жидкость заметно расширяется в объеме. В очень старых автомобилях отдельного расширительного бачка не было, а его роль играл сам радиатор.

    В системе охлаждения ГАЗ-21 не было отдельного расширительного бачка!

    ВАЗ-2108: расширительный бачок с крышкой, а радиатор – уже без крышки

    Пробка радиатора при этом выполняла ту же задачу, что и на современных машинах: благодаря наличию в конструкции пароотводного (выпускного) клапана она поддерживала пусть и небольшое, но избыточное давление (0,45-0,55 кгс/см2) в системе, что позволяло воде закипать лишь при 109-112 градусах.

    Устройство пробки радиатора ГАЗ-21

    Также в крышке радиатора был предусмотрен воздушный клапан, отрегулированный на разрежение (0,01-0,10 кгс/см2). Его задача была противоположной – не допустить создания слишком низкого давления внутри системы.

    На фото: пробка радиатора ГАЗ-21. Надпись «открывать осторожно» предупреждает о том, что обращаться с ней следует действительно аккуратно

    Современная крышка расширительного бачка хоть и выглядит иначе, чем «винтажная» пробка радиатора, но устроена похоже. Как правило, внутри пластикового корпуса предусмотрены два клапана – выпускной и впускной.

    Устройство пробки расширительного бачка ВАЗ-2108: 1 — пружина выпускного клапана; 2 — впускной клапан; 3- пружина впускного клапана; 4 — выпускной (паровой клапан); 5 — латунный блок клапанов; 6 — заливная горловина расширительного бачка.

    Крышка ВАЗ-2108 в разобранном виде…

    …и на расширительном бачке

    Задача первого – «стравить» давление, если оно достигло предела, предусмотренного производителем. Поскольку современные моторы имеют более высокие рабочие температуры, чем у двигателей прежних поколений, выпускные клапаны крышки бачка у них могут открываться при давлении до 1,5 кгс/см2, причем этот параметр строго регламентируется для каждого конкретного мотора.

    Стандартный для вазовской пробки параметр – 1,1-1,2 атм

    Впускной клапан открывается при 0,03-0,13 кгс/см2, что позволяет избежать чрезмерного разрежения в системе. Некоторые производители конструктивно объединяют два клапана в один, но их суть от этого не меняется.

    Почему нужно так точно контролировать давление в системе охлаждения?

    Поддержание нужного давления в системе важно по двум причинам. Во-первых, оно не должно быть слишком низким, чтобы антифриз мог закипать при более высокой температуре, чем это происходит при атмосферном давлении. Ведь многие современные моторы во время работы могут нагреваться до 120 градусов и более, в то время как большинство охлаждающих жидкостей при нормальных условиях закипает уже при 110 градусах. Повышенное давление позволяет избежать перегрева и закипания антифриза даже при высоких температурах.

    Ну а во-вторых, давление в системе охлаждения не должно быть слишком высоким, чтобы избежать утечек антифриза и разрывов резиновых патрубков и пластикового расширительного бачка – то есть, сохранить систему герметичной. Кстати, сохранению герметичности нередко мешает не только некачественная работа клапанов крышки бачка, но и посадочные поверхности заливной горловины или резьба на самой крышке: если они плохо обработаны – жди утечек.

    Увидеть в наше время подобное качество обработки привалочных плоскостей на продающихся в магазинах бачках для Лады можно редко – а потому и идеальной герметичности соединений ждать не стоит

    Датчик уровня охлаждающей жидкости (слева) – еще один способ потерять герметичность системы со всеми вытекающими (во всех смыслах) последствиями

    Какие бывают крышки?

    Рассмотрим несколько разных крышек расширительного бачка на примере переднеприводной Лады. Для нее в продаже можно встретить едва ли не десяток крышек самых разных производителей. Они могут заметно отличаться по цвету корпуса, надписям, резьбе и «начинке», но суть от этого не меняется: выпускной клапан должен срабатывать при 1,1 атмосферы (так обычно в простонародье называют параметр давления килограмм-сила на квадратный сантиметр).

    Обе эти крышки абсолютно новые, но одна исправна, а другая – нет. Но узнать об этом можно только после проверки или установки на автомобиль ​

    К сожалению, встречающиеся в продаже крышки бывают хорошие и плохие, то есть качественные и не очень. А это значит, что они могут допускать избыточное давление в системе заметно выше нормального – 1,3-1,5 кгс/см2 и даже выше!

    Многовато будет… Такой крышкой можно угробить многие детали системы охлаждения

    Некоторые крышки могут сбрасывать давление до требуемого, но делают это слишком долго и неохотно. Ну а еще крышка может не держать и половины от нужного избыточного давления, открывая выпускной клапан уже при 0,5-0,6 атмосферы.

    Рано «капитулирующий» выпускной клапан – тоже плохо

    И то, и другое, и третье практически одинаково плохо. В первых двух случаях избыточное давление в системе будет удерживаться на более высоком уровне, в третьем – не достигать требуемого параметра. То есть, в первых двух случаях о неисправности крышки водитель может узнать только после разрыва патрубка или расширительного бачка, а во втором машина может «кипеть», выпуская пар через крышку бачка, даже если на улице не жарко.

    Что будет при неисправности клапанов в крышке?

    Самый частый вариант – заклинивший либо неправильно работающий выпускной клапан. В этом случае в системе создаётся чрезмерное избыточное давление, жертвой которого могут стать многие элементы – сам расширительный бачок, патрубки, радиаторы… Если вы видели стоящие в жаркий день на дороге машины с открытым капотом и лужей под ними, причиной появления этой лужи могла быть именно крышка с неисправным выпускным клапаном.

    Бачок, радиаторы, кран, патрубки – список деталей, поврежденных из-за неправильно работающей крышки, может быть довольно длинным

    Один из визуальных признаков неисправности выпускного клапана – чрезмерно раздувшийся бачок. К сожалению, это можно определить далеко не на всех автомобилях, поскольку у многих машин бачки сделаны из непрозрачного и не слишком эластичного материала. Также высокое давление приводит к подтеканию антифриза в соединениях, даже если они достаточно сильно затянуты.

    При наличии избыточного давления бачок может немного раздуваться, но не каждый водитель может определить это визуально

    Неисправность впускного клапана выражается в том, что патрубки, особенно крупные, а иногда и бачок визуально сжимаются. Чрезмерное разрежение в системе также не добавляет долговечности её деталям.

    Как выбрать и проверить крышку расширительного бачка?

    Определить правильность настроек клапанов в крышке визуально невозможно. Для этого нужен пусть и несложный, но специальный стенд с манометром, на который накручивается крышка. Затем в установке создаётся сначала избыточное давление, а затем разрежение. Полученные цифры сравнивают с заводскими параметрами в таблице.
    В реальности же никаких проверочных приспособлений в магазинах обычно нет, а роль проверочного стенда выполняет уже сам двигатель. То есть, при выборе крышки в магазине можно ориентироваться лишь на косвенные показатели – цену, производителя и визуальное качество изготовления. А уже после замены крышки нужно понаблюдать за тем, создаёт ли она избыточное давление в системе. Одним из признаков этого можно считать поддержание нормальной рабочей температуры без признаков закипания охлаждающей жидкости: если двигатель долго работает, и из-под крышки не идет пар, то все в порядке. Некоторые автовладельцы проверяют давление в системе, чуть приоткручивая крышку при прогретом двигателе: в этом случае должно раздаться шипение, которое говорит о сбросе давления, которое поддерживает исправная крышка. Такая проверка действенна, но небезопасна: если крышку внезапно сорвет, кипящая охлаждающая жидкость может фонтаном ударить из бачка и обжечь руки и лицо.

    Откручивать крышку «на горячую» нужно очень осторожно, но лучше этого вообще не делать

    Еще один существенный повод задуматься об исправности крышки – потеря герметичности системы или последовательный выход из строя её деталей: бачка, радиаторов, крана отопителя и так далее. Наконец, чрезмерно греющийся двигатель при чистом радиаторе и исправном термостате также является поводом для осмотра крышки.

    Подобные потеки и «накипь» на бачке и вокруг него – повод задуматься, всё ли здесь в порядке

    Ну а чтобы «на глаз» убедиться в исправности впускного клапана, можно открутить крышку и сжать один из толстых патрубков, после чего снова закрутить её. Если патрубок примет прежнюю форму, то в системе не создаётся чрезмерного разрежения.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector