Категории в правах 2018 что это значит
Категории в правах 2018 что это значит
- Главная
- Блог
- F. A. Q.
- Замена водительского удостоверения в МФЦ: короткая инструкция
- Новинки мира авто
- Новости автомобильного рынка
- Популярное
- Двигатель
- Кузов
- Салон
- Система охлаждения
- Трансмиссия
- Фильтры
- Шины и диски
- Электрооборудование
Замена водительского удостоверения в МФЦ: короткая инструкция
Один из наиболее простых способов заменить водительское удостоверение — обратиться в МФЦ. Для водителей крупных населенных пунктов у такого способа замены ВУ есть дополнительное преимущество — не нужно общаться с органами ГИБДД, контактировать с предвзятыми представителями транспортного контроля.
В каких случаях необходима замена водительского удостоверения
Положения о замене ВУ регламентируются законодательно Постановлением Правительства РФ № 1097 от 24.10.2014 г (отредактирован 14.08.2018г.), Приказом МВД РФ №995 от 20. 10. 2015г (внесены изменения 25.10. 2018 г.). Заменить права требуется, если:
- у владельца/водителя транспортного средства диагностировали болезнь/нарушения функций организма, при которых нельзя садиться за руль;
- необходимо продлить действие ВУ нового образца;
- истек срок действия прав;
- водительское удостоверение утеряно/украдено;
- выдан документ с очевидными нарушениями в оформлении (ошибки в личных данных, месте/дате выдачи и пр.);
- выявлен факт просроченного использования ВУ или документа с ложными данными;
- в наличии физические повреждения прав (сильные потертости, разрывы, сгибы).
Если девушка вышла замуж и поменяла фамилию, замена прав не обязательна. Достаточно комплекта старое удостоверение + свидетельство о заключении брака + паспорт.
Правда, некоторые сотрудники транспортной безопасности могут проигнорировать такое положение. Штраф не выпишут и права не отберут, но нервы попортят.
Любая из вышеперечисленных причин — повод немедленно обратиться в соответствующие органы и заменить водительское удостоверение. Обращение в многофункциональный центр — оптимальный способ получить разрешительные документы с минимальной потерей времени, сил и денег.
Что такое МФЦ и чем он занимается
Полное название — многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Особенность: в центре не нужно бегать по кабинетам и простаивать в очередях к чиновникам. Сбор документов и предоставление госуслуг оказывается по принципу «одного окна». При условии, что документы собраны и заполнены верно, для замены водительское удостоверение через МФЦ потребуется всего один визит в ближайшее отделение центра. Согласно законодательству, услуги для населения оказываются бесплатно.
Прием и проверка документов ведется у одного специалиста
Пошаговые действия при замене водительского удостоверения в МФЦ
Алгоритм действий при подаче пакета документов на замену ВУ прост, но требует внимания. Единственная ошибка может привести к потере времени. Все действия придется повторять заново. Итак, начинать следует с начала.
Собрать регламентированный пакет документов
В пакете должны быть:
- Квитанция на оплату государственной пошлины.
- Паспорт гражданина РФ.
- Удостоверение, которое необходимо заменить.
- Справка по форме №003-В/у.
Оформить медицинские справки
Так выглядит медицинская справка нового образца
Для получения документов на вождение необходимо подтвердить, что состояние здоровья соответствует нормам. Для подтверждения нужно заключение терапевта, окулиста, нарколога и психиатра.
Обратиться к терапевту и окулисту можно в любое медучреждение (частное или муниципальное), при условии, что там выдают справку по форме №003-В/у.
А обследование у нарколога/психиатра придется пройти в госдиспансере по месту прописки. Подпись и печать коммерческого специалиста в документе недействительны.
Подготовка к обращению
Чтобы не тратить время и силы впустую, стоит заблаговременно уточнить, где находится ближайший пункт МФЦ. Как и у любых госконтор, у центров есть определенный график работы, выходные и праздничные дни. Так что сначала следует выбрать рабочий день, удобное время и собрать полный пакет документов. Очередей, как правило, в МФЦ не бывает, но лучше располагать 1-1,5 часами свободного времени. На всякий случай.
Сэкономить время можно заранее, записавшись в МФЦ через официальный сайт центра.
Для этого нужно зайти на сайт своего города и выбрать свой район проживания.
Подача документов в МФЦ
Подать документы на замену водительского удостоверения можно лично в филиале многофункционального центра по месту регистрации водителя или в электронном виде через сайт госуслуг. В первом случае заявление на замену ВУ выдаст принимающий специалист, во втором бланк необходимо заполнить в электронном виде.
Чтобы подать документы в электронном виде, необходимо зарегистрироваться
После проверки пакета документов и оформления заявления водитель получает реквизиты, по которым необходимо оплатить госпошлину на услуги. Оплаченная квитанция — основание для принятия документов в обработку, о чем специалист обязан выдать расписку.
Для нового удостоверения потребуется фотография. Эту услугу, согласно действующему законодательству, в МФУ обязаны предоставлять бесплатно.
Сам процесс оформления занимает 20-30 минут. Если не обнаружено нарушений, останется только получить новое ВУ через 5 рабочих дней. Именно такой срок установлен для изготовления разрешения на вождение установленного образца. Для получения прав следует лично обратиться в МФЦ, где регистрировалась замена водительского удостоверения.
Информация по государственным пошлинам
Бланк квитанции на оплату государственной пошлины
О госпошлинах при замене ВУ независимо от причины необходимо знать следующее:
- Размер оплаты регламентирован ст.333.33 НК РФ и в 2019 году составляет 2000 руб. при изготовлении из пластика и 3000 руб., если изготавливается ВУ нового поколения со встроенным носителем информации.
- Согласно статье 333.35 Налогового кодекса можно получить 30% скидку на госпошлину, сэкономив при этом 600-900 рублей. Такая акция продлится до начала 2021 года.
- Оплатить пошлину можно в отделении банка или онлайн через портал госуслуг. В таком случае необходимо найти и заполнить электронный бланк на сайте, оплатить услуги с банковской карты, счета мобильного телефона или электронного кошелька.
- Срок действия госпошлины на выдачу ВУ национального образца не лимитирован. Если человек оплатил квитанцию в 2019 году, но не использовал по назначению, он может воспользоваться ею в любой момент. При условии, что размер выплат не изменился.
- При желании средства, затраченные на госпошлину, можно вернуть. Например, если заявитель передумал пользоваться услугами МФУ или замена ВУ утратила актуальность. Для этого подается заявление о возврате государственной пошлины в то отделение, где планировалось заменить права. Средства должны поступить на счет заявителя в течение 30 рабочих дней.
Некоторым категориям граждан предоставляются льготы на оплату государственной пошлины.
Процесс замены начинается только после предоставления доказательств оплаты, поэтому если заменить документы без госпошлины нельзя, этот пункт должен быть прописан в инструкции.
Можно ли получить международные водительские права в МФЦ
Образец ВУ международного формата
Международные водительские права как первичного оформления, так и при замене в случае порчи/просрочки/хищения старого удостоверения можно сделать, обратившись в многофункциональный центр по месту регистрации водителя. МВУ выдается сроком на 3 года (иногда на меньший срок) на основании российских прав. Срок готовности международных документов — не более 15 рабочих дней.
Часто задаваемые вопросы
- Забирают ли права при замене? Нет, сотрудник МФУ находит информацию о старых правах в базе ГИБДД и ставит отметку о недействительности. Пока не выдано новое удостоверение, старым можно пользоваться, без риска получить штраф.
- Как восстановить права через МФЦ? Обратиться в любой многофункциональный центр с пакетом документов (паспорт, медицинская справка по форме №003-В/у, квитанция об уплате пошлины). На основании этих документов будет сделан запрос в базу ГИБДД, отыщется информация об утерянном/испорченном удостоверении. На основании полученных данных выдадут новые права.
- В каком МФЦ можно продлить ВУ? Оформление документов проводят в любом МФУ. В целях экономии времени лучше обратиться в ближайший к месту жительства.
- Штрафы при просрочке ВУ. Согласно положению 12.7 Кодекса об админнарушениях, в случае езды с испорченными или просроченными правами может быть выписан штраф в размере 5000-15000 рублей.
- Штрафы за езду без прав. Рисковать и обманывать представителя контролирующих органов, что «забыли» права дома не стоит. Если повезет, можно отделаться штрафом в 50 руб. Если сотрудник ГИБДД окажется дотошным, водитель может быть отстранен от управления машиной, авто заберут на штрафстоянку. Если же проверка покажет, что «забытые» права просрочены или изъяты судебным решением, денежная компенсация в пользу государства вырастет до 10-15 тысяч рублей. Также возможна административная ответственность для водителя в виде 100-200 часов общественных работ.
Заменить водительское удостоверение в МФЦ не настолько сложно и долго, чтобы рисковать деньгами и репутацией. Не ждите, пока срок действия ВУ закончится, закажите оформление нового заблаговременно и сохраните нервную систему в спокойствии.
Категория Be в водительских правах: что это такое
Для удобства структурирования водительских удостоверений и возможностей, предоставляемых водителям, в России разработан широкий спектр прав различной категории доступа. В частности, имеются права категории Be. Для многих эта маркировка непонятна на первый взгляд и стоит рассмотреть ее подробней, а также узнать, какие возможности дают водителю права этой категории.
Что такое категория Be
Категория водительских прав Be является подуровнем категории «B». В соответствии с установленным перечнем водительских удостоверений, категория «B» означает, что водитель, имеющий права этого типа может водить автомобили массой до 3,5 тонн.
Добавление литеры «e» означает, что предусмотрено разрешение на вождение автомобилей массой до 3,5 тонн с прицепом. При этом, масса загруженного прицепа не должна превышать вес автомобиля.
Если же вы имеете прицеп, который в снаряженном состоянии весит не более 750 кг. То его можно использовать в сцепке с автомобилем имея категорию прав «В». Превышение вышеозначенной массы в обязательном порядке требует от водителя наличие соответствующего уровня водительских прав. При их отсутствии грозит серьезный штраф до 15 тыс. руб.
Как получить права Be
Получение прав категории Be возможно только при наличии прав категории В в течении не менее чем 1 года. При этом водитель должен быть старше 19 лет. Наличие стажа вождения обусловлено сложностью управления и маневрирования транспортом оснащенным прицепом, а значит, как минимум требуется опыт вождения автомобиля без прицепа. При получении прав не потребуется проходить дополнительного серьезного обучения как при получении прав категории «В». В частности. нет необходимости повторять изучение теории, а можно будет сразу перейти к практической части и сдаче экзаменов
Самой сложной частью, является экзамен в ходе которого, помимо городского вождения придется выполнять маневрирование в составе автопоезда. В частности выполнить езду назад с прицепом и осуществить парковку задом с въездом в гараж и разворотом под 90 градусов. За кажущейся простотой упражнений, скрываются свои подводные камни и перед сдачей экзамена, лучше попрактиковаться самостоятельно, наняв тренера который может быть при автошколе. Это повысит шансы сдать экзамен с первого раза с минимальными ошибками или вовсе без них.
Также стоит учитывать что экзамены по категории Ве проводятся достаточно нечасто, с учетом ее малой популярности. В целом, в зависимости от количества желающих в разных городах и школах, сдача экзамена проводиться 1 раз в неделю или 2 раза в месяц. Будьте готовы к тому, что придется подождать. Ускорить получение прав можно следующим образом:
- Самостоятельно провести мониторинг и выбрать МРЭО, где будут проводиться ближайшие по времени экзамены на категорию Ве;
- Открепиться от МРЭО при автошколе, к которому Вы были приписаны изначально и подать документы в новое МРЭО;
- Получить необходимые печати и подтверждение допуска к экзаменам;
- Пройти экзаменационную проверку.
Такое решение предполагает дополнительную трату времени и будет актуально в случае, если права нужны в срочном порядке.
Читайте также: Что такое категория В1 и какие машины она позволяет водить.
Кому подойдут права категории Ве
На практике, права категории Be могут понадобиться в следующем случае:
- Вы используете прицеп для перевозки охотничьего, туристического снаряжения;
- Используется специальный лодочный прицеп для перевозки компактного судна с жестким корпусом;
- Прицеп используется для доставки стройматериалов, пиломатериалов и т.д.;
- Вы используете автомобиль для перевозки жилого трейлера для отдыха на природе.
Если же Вы используете небольшой прицеп для редкой перевозки урожая с дачи или прочих нужд и его масса не превышает 750 кг. в снаряженном состоянии то вполне можно обойтись удостоверением класса B и претензий со стороны сотрудников дорожной инспекции возникнуть не должно.
Таким образом, необходимость в правах категории Be может возникнуть у людей занимающихся охотой, рыбалкой, профессиональным кемпингом, строительным делом. Наибольшим спросом такие удостоверения пользуются среди любителей загородного отдыха с использованием автодач, фургонов на колесах и прочих средств обеспечивающих проживание на природе.
Читайте также: Что такое категория М в водительских правах и как ее получить.
Чем угрожает отсутствие прав нужной категории
В соответствии с законодательством РФ вождение транспорта с правами несоответствующего типа, облагается штрафом. В данном случае речь идет о сумме до 15 000 которая может дополнительно увеличиться при сопутствующих нарушениях. В том числе, речь может идти о конфискации транспорта и прицепа до вынесения соответствующего решения. Таким образом, нарушение законодательства по данному аспекту может иметь серьезные последствия для водителя.
Расшифровка категорий водительских прав 2020 года
Категория в правах формирует конкретную группу транспортных средств (ТС) право управлять которой имеет владелец водительского удостоверения.
С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения», которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.
Новые категории водительских прав 2019 года — их расшифровка и классификация
Имеющиеся категории классифицируются на 7 основных:
- «A» — мотоциклы;
- «B» — легковые автомобили;
- «C» — грузовые автомобили;
- «D» — автобусы;
- «Tm, Tb» — тролебусы, трамваи;
- «M»— мопеды и скутеры;
- специальные категории «BE», «CE», «DE», «C1E», «D1E» дающие право на управление ТС с прицепом.
Рассмотрим подробнее каждую категорию/подкатегорию водительских прав и выясним их особенности использования для управления конкретным транспортным средством.
Категория «А» — мотоцикл
Категория «А» дает право управлять любым типом мотоциклов, в их числе — оборудованных коляской.
Кроме вышесказанного, категории «A» разрешает управлять мотоколяской (если кто-то еще помнит что это).
Напомним: в соответствии с ПДД, мотоцикл – двухколесное транспортное средство без бокового прицепа либо с ним. Категория «А» разрешает управлять трехколесным либо четырехколесным транспортным средством массой менее 400 килограмм в снаряженном состоянии.
Подкатегория «А1»
К этой подкатегории причисляют мотоцикл с объемом двигателя не более 125 см. куб., а мощностью – не более 11 кВт.
Эта подкатегория, грубо говоря, относится к мотоциклам с небольшим двигателем и невысокой мощностью.
Отметим, что человек с правами в которых категория «А» открыта может законно управлять и ТС по категории «А1».
Категория «M» — мопед / легкий квадрицикл
С 05.11.13 определена новая категория «М» для мопеда и легкого квадрицикла.
Если у человека есть права в принципе с любой открытой категорией – у него есть законное право на управление по категории «М».
Нюанс: удостоверение тракториста-машиниста права на управление обозначенными мопедами не дает.
Категория «В» — легковой автомобиль
Категория «В» в водительском удостоверении разрешает управление легковым авто и небольшими джипами/ микроавтобусами/ грузовиками, отвечающим таким требованиям:
- категория «В» — машина (за исключением ТС по категории «А») массой не более 3,5 тонны, числом мест (сидячих) не более восьми, не включая водительского;
- автомобиль категории «В» в связке с прицепом весом не более 750 кг;
- автомобиль категории «В» в связке с прицепом весом более 750 кг, но массы машины без нагрузки он не превышает, а также с условием того, что масса состава автомобиль плюс прицеп не более 3,5 тонны.
Категория «B», в том числе, разрешает управление мотоколяской, а также еще и машиной с прицепом весом не более 750 кг.
В случае если прицеп весит более 750 кг – к такому составу предъявляют дополнительные требования, а именно:
- Нагруженный прицеп не может весить больше чем машина без нагрузки;
- Разрешенный максимальный вес состава «автомобиль плюс прицеп» не может быть более 3,5 тонн.
Категория «BE» — тяжелый прицеп
Чтобы управлять машиной категории «B» в связке с тяжелым прицепом, человек должен получить категорию «BE»:
- «ВЕ» – авто категории «В» в связке с прицепом весом более 750 кг и который весит более чем сама машина без нагрузки;
- ТС категории «В» в связке с прицепом массой более 750 кг, но с условием того, что вес состава «автомобиль плюс прицеп» не должен превышать 3,5 тонн.
Подкатегория «B1» — трицикл / квадрицикл
На данный момент мы готовим подробный данные для подкатегории «B1». Ждите обновленной информации.
Сразу уточним: «квадрИцикл» и «квадрОцикл» технически разные понятия. В силу этого водительские права для квадроцикла не подходят для управления квадрициклом.
Сразу уточним: «квадрИцикл» и «квадрОцикл» технически разные понятия. В силу этого водительские права для квадроцикла не подходят для управления квадрициклом.
Категория «С» — грузовой автомобиль
Категория «C» нужна водителю для управления грузовиком весом более 3500 кг:
- категория «С» – автомобиль (кроме транспорта из категории «D») весящий более 3,5 тонн;
- машины категории «С» в связке с прицепом весом не более 750 кг.
Человек с правами категории «С» может водить только средние и тяжелые грузовики (3500-7500 кг и более 7500 кг, соответственно), а также грузовую машину с прицепом весом не более 750 кг.
Стоит обратить внимание что категория «C» абсолютно не дает водителю прав на управление небольшим грузовиком (менее 3,5 тонн) и легковой машиной.
Водительские права категории «СE» — с тяжелым прицепом
Категория «CE» пригодится водителю с открытой категорией «С» для управления автомобилем с тяжелым прицепом (больше чем 750 кг).
Подкатегория «С1»
Чтобы иметь право управлять грузовым автомобилем с весом 3,5-7,5 тонны, человек должен иметь права с действующей категорией «C1»:
- подкатегория «С1» — машины (кроме авто категории «D») с массой более 3500 килограммов, но менее 7500 килограммов;
- авто подкатегории «С1» в связке с прицепом который весит не больше чем 750 килограмм;
- к этой подкатегории относятся также и средние грузовики массой в пределах 3500-7500 кг
- подкатегория разрешает управлять связкой с легким прицепом весом до 750 кг.
Открытая категория «С» разрешает управлять машинами и по категории «С1».
Подкатегория «С1E» — тяжелый прицеп
Дополняющая подкатегория «C1E» характеризует автомобили категории «С1», однако уже весящими более 750 кг (тяжелыми прицепами). Согласно ПДД, в таком случае общий вес всего состава не должен быть более 12 тонн.
Водители со старшей подкатегорий «CE» имеют право управлять грузовиками, относящимся к категории «C1E».
Категория «D» — автобус
Чтобы иметь право управлять автобусами, человек должен обладать водительскими правами по категории «D»:
- категория «D» — транспорт перевозящий пассажиров с более чем 8 сидячими местами. Водительское место в общее число мест не входит;
- транспорт категории «D» в связке с прицепом, весящим не больше чем 750 килограмм.
Категория «D» дает право управления автобусами различных типоразмеров не зависимо от их массы, в том числе связкой «автобус плюс прицеп» с максимальный весом последнего не более 750 кг. В том случае если масса самого прицепа более 750 кг – необходима открытая категория «DE».
Категория «DE»
«DЕ» – транспорт из категории «D» в связке с прицепом весящим более больше чем 750 килограммов. Сюда же причислен сочлененный автобус.
Подкатегория «D1»
- подкатегория «D1» — автомобиль для транспортировки пассажиров имеющий больше 8 и меньше 16 сидячих мест, не включая водительское сиденья;
- автомобиль подкатегории «D1» в связке с прицепом весом не более 750 килограмм;
Такая подкатегория разрешает управлять маленьким автобусом ( от 9 до 16 мест), а также эксплуатировать легкий прицеп (вес — менее 750 кг).
Подкатегория «D1E» — тяжелый прицеп
Если есть необходимость использовать более тяжелые прицепы – нужна будет подкатегория «D1E» для водителя автобуса:
- подкатегория «D1Е» — машины подкатегории «D1» в связке с прицепом, весящим не больше чем 750 килограмм и который не эксплуатируется для перевозки людей. Масса прицепа не должна быть больше массы самого основного транспорта без нагрузки и общая масса такой сцепки не должна быть больше 12 тонн.
Категория «D» разрешает водителю управлять ТС из категории «D1», а «DE» – из категории «D1E».
Категория «E»
На сегодня категории «E» уже не существует. Ее заменили охарактеризованные выше, категории BE, CE, C1E, DE, D1E.
В том случае если вас интересует обмен старого удостоверения с категорией «Е» — читайте наш материал «Перенос категории E в новые права«.
Категория «Tb» / «Tm» — трамвай /троллейбусы
Чтобы управлять трамваем или троллейбусом, начиная с 2016 года и уже в 2019 году, человеку потребуются права со специальной категорией «Tb» / «Tm».
Задавайте Ваши вопросы здесь и наш автоюрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.
Лишили прав: когда и как их забрать обратно
Лишение прав занимает второе место среди наказаний для водителей. По статистике судебного департамента при Верховном суде, ежегодно около 400 000 автомобилистов остается без водительских удостоверений. Это равно населению таких городов, как Белгород или Тверь. Лидерами по нарушениям стали водители, которые ездят за рулем пьяными, отказываются проходить медицинское освидетельствование или оставляют место ДТП.
Максимальный срок лишения по КоАП – два года. Но если водитель неправильно его посчитает или забудет сдать права, то останется без них на бОльший срок. Чтобы не ошибиться и потом вернуться за руль, рекомендуем ознакомиться с этой пошаговой инструкцией.
Шаг 1. Определяем срок окончания лишения
Водитель обязан сдать удостоверение в ГИБДД в течение трех дней после вступления в силу постановления суда. Если он этого не сделал, то срок прерывается и начнет течь, когда автомобилист передаст права полицейским или заявит об их утрате. Ситуация будет выглядеть следующим образом:
- 13 января 2021 – лишение судом прав на 1 год
- 20 января 2021 – получение постановления
- 2 февраля 2021 – вступление в законную силу решения (через 10 дней с момента получения)
- 25 июля 2021 – сдача прав в ГИБДД
- 26 июля 2022 – получение водительского удостоверения в ГИБДД
Так, в 2016 году мировой судья из Барнаула рассматривала дело о лишении Георгия Житникова* прав за управление машиной пьяным. В судебном заседании водитель предупреждал судью, что уже потерял права. Поэтому сдавать в ГИБДД ему будет нечего. Судья забрала у Житникова права на 1,5 года и выписала штраф 30 000 руб. по ч. 1 ст. 12.8 КоАП.
Автомобилист считал, что срок лишения начнет течь автоматически после вступления в силу постановления. Через полтора года Житников обратился к инспектору за новым удостоверением. Тот ему разъяснил, что срок лишения не истек, так как водитель не сдал «корочку» и не написал заявление об утрате. Водитель ему не поверил. Он считал, что разъяснения суду об утере достаточно для течения срока. Лишь 28 ноября 2018 года по совету друзей он решил перестраховаться и подал в ГИБДД нужное заявление. Спустя некоторое время Житников пришел забирать права. Но полицейский отказал ему, так как срок лишения не истек.
Не согласившись, автомобилист подал иск на полицейских в Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края. Житников настаивал, что инспектор лишь устно рассказал о необходимости подать заявление об утрате. Никто в письменном виде образец ему не давал. Поэтому автомобилист не может получить права из-за халатности полицейских. Так как в первый раз он обращался в ГИБДД в октябре 2017 года, то с этого момента должен исчисляться срок лишения. Он уже давно истек. Тогда инспектор обязан возвратить ему водительское удостоверение.
Суд установил, что устное обращение к полицейскому об утере прав не «запускает» сроки. Так как Житников подал письменное заявление 28 ноября 2018 года, то он сможет забрать водительское удостоверение лишь 25 мая 2020 года. При этом закон обязывает автомобилиста самостоятельно подать заявление об утрате. К тому же мировой судья объяснял Житникову, как правильно сдавать права и что делать, если тот их потерял. Это подтверждается распиской заявителя. Соответственно, водителю несколько раз разъяснили спорный вопрос, но он разрешил его только спустя два года (дело №2а-920/2019). Алтайский краевой суд оставил такое решение без изменений (дело № 33а-4095/19).
Если автомобилиста снова лишат прав, то наказания не суммируются. Сначала закончится срок по первому, затем продолжится по следующему, как в этом примере:
- 3 марта 2021 – сдача прав в ГИБДД на 4 месяца
- 30 мая 2021 – вынесение судом нового решения о лишении прав на 1 год
- 4 июля 2021 – предполагаемая дата возврата удостоверения
- 5 июля 2022 – возврат удостоверения в ГИБДД
Если водитель не сдаст права и продолжит ездить за рулем после лишения, инспектор выпишет ему штраф 30 000 руб., назначит арест до 15 суток или обязательные работы до 200 часов по ч. 2 ст. 12.7 КоАП «Управление авто лицом, не имеющим соответствующего права».
Шаг 2. Находим подразделение ГИБДД, где хранится водительское удостоверение
Водитель забирает удостоверение в том подразделении ГИБДД, куда его сдавал. Его точное название есть в постановлении суда о лишении прав. Автомобилист может обратиться в канцелярию суда. Работники подскажут, куда ему нужно идти.
Если водителю неудобно забирать права в месте хранения, то он может сделать это в другом месте. Для этого необходимо подать заявление (в письменной или электронной форме) с просьбой направить удостоверение в другое подразделение ГИБДД (п. 6 Правил о возврате водительского удостоверения).
Шаг 3. Сдаем экзамен на знание ПДД
Водитель обязан сдать теорию после лишения прав. Он может это сделать после истечения половины срока лишения. Для этого нужно записаться на экзамен, подав заявление через Госуслуги, портал «Автокод» (для москвичей) или лично в ГИБДД.
У водителя есть 20 минут, чтобы ответить на вопросы о дорожном движении. Если автомобилист допустит 1 ошибку, то будет дополнительно отвечать на 5 дополнительных вопросов за 5 минут. За 2 ошибки придется решать 10 дополнительных вопросов за 10 минут.
Если водитель открыл несколько категорий, например, «А, В» или «С, D», то он будет отвечать на вопросы по высшей категории. Например, при наличии прав категории «В, C» автомобилист будет сдавать экзамен по комплекту вопросов из категории «С». Если он завалит экзамен, то сможет сдать его повторно только через 10 дней (п. 3, 4 Правил о возврате водительского удостоверения).
Шаг 4. Гасим задолженность по штрафам
Автомобилист сможет получить удостоверение только после оплаты всех штрафов за нарушение ПДД согласно ч. 4.1 ст. 32.6 КоАП. Если приставы не смогли добиться от него их уплаты в течение двух лет, то водителю не нужно его оплачивать (ч. 1 ст. 31.9 КоАП).
Шаг 5. Получаем медицинскую справку
Этот шаг обязателен только для водителей, которых суд лишил прав за
- управление машиной в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП);
- отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 1 ст. 12.26 КоАП);
- за употребление алкоголя после ДТП (ч. 3 ст. 12.27 КоАП).
Для получения медицинского заключения автомобилисты проходят обследование у терапевта, психиатра, нарколога, окулиста, ЛОРа, невролога и сдают необходимые анализы.
При этом водитель обязан сдать экзамен, оплатить штрафы и получить справку, даже если потерял удостоверение или срок лишения уже истек. Без этого он не получит новые права, а инспектор ГИБДД выпишет ему штраф до 15 000 руб. по ч. 1 ст. 12.7 КоАП.
Так, в 2014 году суд забрал права у иностранца Арута Минасяна* на два года и оштрафовал на 30 000 руб. за отказ от медосвидетельствования. Водитель сдал «корочку» только в 2016 году. Срок лишения закончился одновременно со сроком действия прав. Водитель подумал, что теперь он может просто получить новое удостоверение. Для этого в 2018 году Минасян обратился в ГИБДД в Ярославле. Инспектор отказал ему, так как после лишения нужно сдать теорию, получить справку от врачей и оплатить все штрафы. К тому же его «корочка» осталась в Москве, поэтому вернуть ее без заявления не получится. Автомобилист считал, что иностранные граждане не сдают экзамен по знанию ПДД в России. Поэтому он получил национальное удостоверение на родине в Армении.
В марте 2020 года инспектор ГИБДД остановил Арута Минасяна. Пробив его права по базе, он выяснил, что Минасян был лишен прав. При этом для их возврата он не выполнил необходимые условия. Поэтому выписал ему штраф 10 000 руб. по ч. 1 ст. 12.7 КоАП.
Автомобилист с наказанием не согласился и подал жалобу в Ленинский районный суд г. Ярославля. По его мнению, наличие прав из Армении разрешает ему ездить за рулем по России. А российские права Минасян не забрал из-за отказа полицейского.
Судья Роман Прудников оставил штраф в силе. Ведь водитель не выполнил требования для возврата прав после лишения. При этом водительское удостоверение из Армении не исключает санкцию по ч. 1 ст. 12.7 КоАП. Помимо этого, штраф за отказ от медосвидетельствования в 2014 году Минасян также не оплатил. Поэтому инспектор обоснованно назначил ему наказание (дело № 12-117/20).
Эту позицию поддержал Ярославский областной суд. Судья Андрей Аксенов установил, что действия инспектора ГИБДД являются законными. Он еще раз напомнил водителю, что после лишения необходимо получить справку, оплатить все штрафы и сдать теорию. Тем более, иностранные граждане вправе сдать экзамен на знание ПДД в России. А наличие новых прав из Армении не освобождает его от ответственности по законам РФ (дело № 30-2-303/2020).
Шаг 6. Собираем документы и предоставляем в ГИБДД
Чтобы получить права после лишения, водитель передает инспектору исчерпывающий пакет документов:
- паспорт;
- медицинское заключение по форме «003-В/у»;
- документы об отсутствии долга по штрафам за нарушение ПДД, если у полицейского нет этой информации из системы.
После проверки бумаг инспектор возвратит автомобилисту водительское удостоверение в день его обращения (п. 6 Правил о возврате водительского удостоверения). Полицейские хранят права 3 года после окончания срока лишения. Если водитель не придет за ними в этот срок, то их уничтожат (ч. 5 ст. 32.6 КоАП).
Эксперты рассказали, с какими трудностями могут столкнуться водители при возврате прав
Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что сложности возникают из-за неправильного определения срока лишения. Так, канцелярия суда не всегда отправляет постановление с отметкой о вступлении в силу в ГИБДД. Поэтому у водителя, который пришел сдавать удостоверение, могут его не принять. Ведь инспектор еще «не знает» о начале срока лишения. Другая проблема – несерьезное отношение водителей к сдаче прав, отмечает эксперт. Некоторые из них отправляют удостоверение по почте. Потом приходится долго выяснять, почему его не приняли полицейские и где оно сейчас находится.
Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Орест Мацала поясняет, что к спорной ситуации по возврату прав относится их получение не в месте хранения. Зачастую водители пропускают 30-дневный срок для подачи соответствующего заявления в ГИБДД по месту жительства. Тогда инспектор вправе отказать в направлении этой бумаги. И автомобилисту придется забирать удостоверение по месту его сдачи.
Рубрика «Вопрос–ответ»
Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что поскольку удостоверение в ГИБДД не поступило, оно фактически не сдано. Ведь водитель даже не подал заявление о его утрате. Поэтому срок лишения начнет течь только после обнаружения его на почте либо получения в ГИБДД заявления об утрате.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что в этой ситуации инспектор неправ. Ведь водитель подал заявление об утере вовремя. Соответственно, срок лишения начал течь и истек. Но утраченное, а впоследствии обнаруженное удостоверение все равно нужно сдать в ГИБДД как недействительное.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что водитель обязан снова пройти медкомиссию. Инспектор не примет во внимание медицинские справки, полученные ранее совершения нарушения. Кроме того, срок действия медицинского заключения составляет 1 год, поэтому заключение 2017 года является недействительным.
МВД утвердило изменения в правах и ПТС. Что это значит?
В МВД утвердили изменения в форме водительских удостоверений и наборе данных, содержащихся в бумажных ПТС. Соответствующий приказ за подписью главы ведомства Владимира Колокольцева опубликован на портале правовой информации.
Изменения в части водительских прав носят исключительно технический характер, о чем ранее Autonews.ru уже рассказывали в Госавтоинспекции и подтвердили в очередной раз. Дело в том, что формат удостоверения должен пройти соответствие нескольким нормативам — при этом сам документ в новом формате уже давно выдают в отделениях ГИБДД.
Все эти изменения были нужны, чтобы привести форму водительского удостоверения в соответствие российскому законодательству и нормам международного права, включая положения Конвенции о дорожном движении, принятой 8 ноября 1968 года в Вене. Согласно правилам конвенции, жители ратифицировавших ее государств могут путешествовать по этим странам с правами национального образца. В число государств входит и Россия.
В верхней части лицевой стороны на правах нового образца расположены надписи: «ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ», «PERMIS DE CONDUIRE», «DRIVING LICENCE», выполненные сиреневым цветом, размещенные в три строки в указанной последовательности.
При этом пока в МВД не рассказывают, планируют ли они оснащать водительские права электронными микрочипами — образец таких продвинутых удостоверений в Госавтоинспекции официально представили в августе 2018 года. Дальше презентации пока дело не продвинулось: на несколько запросов Autonews.ru в МВД России сообщали, что пока проект находится на стадии разработки. Однако некоторое время назад Центробанк одобрил возможность предъявлять водительские права вместо паспорта в банках для получения ряда базовых услуг. Поэтому можно сделать вывод, что все-таки документу потребуется дополнительная защита, а эту роль как раз и может выполнить микрочип.
Согласно данным из презентации ГИБДД от 2018 года, водительское удостоверение нового образца с микрочипом должно соответствовать требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года. Размеры удостоверения составят 85,6 x 54 мм. Такие удостоверения также планируют изготавливать на пластиковой основе — на многослойной структуре из поликарбоната, верхний и нижний слои которой лазероактивны. На лицевой стороне ВУ расположат защитную фоновую сетку, которая будет переливаться из голубой цветовой гаммы в розовую. На документе напечатают изображение отличительного знака Российской Федерации «RUS», а также выполненный сиреневым цветом знак наличия электронного носителя информации.
В качестве дополнительной защиты от подделки на документ нанесут изображение руля, меняющее при изменении угла зрения цвет из розового на зеленый, а также изображение дороги с линиями горизонтальной разметки, выполненное защитной сеткой, имеющей плавный переход из светло-серой цветовой гаммы в серую. Сзади появится поле размером 14 x 14 мм для нанесения QR-кода, предназначенного для автоматизированного учета и повышения сохранности записей, а также для защиты бланка и произведенных в нем записей от подделок.
В случае запуска новых прав с микрочипом сразу же заменять на них текущие не придется — они будут действительны до момента срока их истечения, а после заменяться на новые.
При всем этом уже известно, сколько будет стоить оформление ВУ с чипами. Так, 3 августа 2018 г. вступил в силу закон о повышении пошлин за оформление ряда основных документов. В нем же прописали, что, согласно изменениям в Налоговый кодекс, за оформление водительских прав нового образца придется заплатить 3 тыс. рублей. Оформление обычных прав по-прежнему стоит 2 тыс. рублей.
Что касается ПТС, то теперь в бумажную версию документа будут добавлять данные о количестве мест для сидения, не включая место водителя, а также о технически допустимой максимальной массе и ранее проведенных органами внутренних дел проверках автомобилей. В Госавтоинспекции уточнили, что речь идет только об уже выданных ПТС, поскольку с 1 ноября 2020 года в России выдают только электронные версии документа при регистрации транспортных средства — ЭПТС.
Между тем в приказе есть упоминание о том, что бланки ПТС, изготовленные ранее, будут использованы до полного их израсходования, но не позже, чем до 1 января 2025 года — этот момент идет вразрез с переходом России на ЭПТС. Autonews.ru направил соответствующее уточнение в ведомство.
В АС «Система электронных паспортов» уточнили, что ЭПТС — более функциональный инструмент по сравнению со своим бумажным предшественником, так как содержит максимальный объем информации о транспортных средствах, включая данные о техническом обслуживании, ремонте, страховании, страховых случаях и так далее.
Так, все перечисленные данные, которые в МВД добавили в ПТС уже сейчас можно вносить и в ЭПТС: это масса, мощность двигателя и другие технические характеристики, VIN-номер, данные о пробеге, наличие каких-либо ограничений при покупке/продаже, которые вносят банки, лизинговые компании. Постепенно этот список будет расширяться, например, появятся данные от судебных приставов или информация о внесении изменений в конструкцию — от ГИБДД.
В отличие от бумажного ПТС, электронную версию потерять невозможно, а документ можно вносить самую подробную информацию не опасаясь, что в нем закончится место. В ГИБДД благодаря такому инструменту теперь могут гораздо быстрее обрабатывать данные: не придется ксерокопировать бумажный ПТС, ставить печати, впечатывать в документ какие-либо уточнения. К примеру, при переоформлении машины данные о смене собственника обновляются мгновенно, что избавит продавца от возможных чужих штрафов за уже проданный автомобиль.
Порядок получения водительского удостоверения
Допуск к сдаче экзаменов на получение водительского удостоверения в ГИБДД производится, если Вы прошли обучение в организации, имеющей лицензию на такое обучение (на категории «А» и «В» допускается самостоятельная подготовка).
Для сдачи экзаменов и получения удостоверения необходимо предоставить:
1. водительскую карточку (если она выдавалась ранее);
2. паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность);
3. документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания (при наличии регистрации) (чаще всего это паспорт);
4. медицинскую справку;
5. документ о прохождении обучения (в случае самостоятельной подготовки на категории «А» или «В» не требуется);
6. водительское удостоверение на право управление транспортными средствами (если ранее выдавалось);
7. квитанции об уплате сбора за сдачу квалификационных экзаменов и пошлины за удостоверение;
8. 2 матовые фотографии размером 3×4 (в случае получения удостоверения «старого» образца). Необходимость изготавливать заранее фотографии зависит от технической оснащённости соответствующего подразделения ГИБДД — в настоящее время фотографирование на права часто осуществляется непосредственно по месту их изготовления и получения.
Для замены удостоверения необходимо предоставить:
1. заявление установленного образца;
2. паспорт и его ксерокопию (или иной документ, удостоверяющий личность);
3. документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания (при наличии регистрации) (чаще всего это паспорт);
4. водительское удостоверение и временное разрешение (при его наличии);
5. медицинскую справку о пригодности водителя к управлению ТС соответствующей категории и её ксерокопию (желательно предоставить справку местной медицинской организации, иначе кроме справки могут потребовать копию лицензии организации. В некоторых подразделениях введена дополнительная процедура заверения копий справок);
6. водительскую карточку и её ксерокопию или подтверждение из РЭО ГАИ, которое выдало предыдущее водительское удостоверение;
7. справка из ГИБДД о нелишении права управления транспортным средством (в случае обращения в РЭО);
8. квитанцию об уплате пошлины за удостоверение;
9. 2 матовые фотографии размером 3×4 (в случае получения удостоверения «старого» образца).
В России удостоверение выдаётся в двух вариантах:
- В форме бумажного заламинированного бланка (в народе «старые») (выдаются там, где отсутствуют автоматизированные системы изготовления водительских удостоверений).
- В форме пластиковой карточки светло-розового цвета размером 5,4×8,6 см (в народе «новые») (выдаются теми подразделениями ГИБДД, где имеются автоматизированные системы изготовления водительских удостоверений). Все надписи на карточке сделаны как русскими, так и латинскими буквами. Слева помещена цветная фотография, размером 2.5×3.2 см. Справа указаны данные водителя и срок действия водительского удостоверения.
По своему действию эти удостоверения равноценны, водитель вправе выбрать удостоверение того или иного вида. Несмотря на то, что почти все надписи в обоих видах выполнены как русскими, так и латинскими буквами, российские удостоверения не соответствуют Женевской конвенции и де-юре действительны только на территории Российской Федерации. Для вождения ТС за пределами РФ российскому автолюбителю необходимо получить удостоверение международного образца, которое выдаётся как приложение к обычному, при уплате соответствующих пошлин.
Получать такое удостоверение не обязательно, если управление транспортными средствами за рубежом не планируется.
Водительское удостоверение выдаётся на срок до 10 лет.
На года взимаемая пошлина составляет: 200 руб. за пластиковое удостоверение («нового» образца) и 100 руб. за ламинированное («старого» образца). Стоимость медицинского освидетельствования по Москве и области разнится от 300 до 2000 руб.
С 2008 года из-за ограничения деятельности организаций производивших пластиковые удостоверения «нового» образца, выдача их во многих отделениях ГИБДД приостановлена. В некоторых отделениях замена производится не ранее чем за месяц до окончания срока действия старого в/у.
Почему водительские удостоверения становятся недействительными?
Ошиблись при выборе автошколы или сдали экзамен в ГИБДД не по правилам – ваше удостоверение могут аннулировать
Что такое аннулирование водительского удостоверения?
Это процедура признания удостоверения недействительным. Она проводится ГИБДД. После этого документ больше не подтверждает право водителя на управление автомобилем или иным транспортным средством.
Чем аннулирование удостоверения отличается от лишения водительских прав?
Аннулирование подразумевает, что водительское удостоверение незаконно. В случае лишения водителя права управления транспортным средством удостоверение выдано в соответствии с законом и на настоящий момент действует, однако его изымают через суд за совершение административного правонарушения или преступления. Например, за вождение в нетрезвом виде, отказ от прохождения медицинского освидетельствования, выезд на полосу встречного движения, наезд на пешехода и т. д.
В каких случаях могут аннулировать удостоверение?
Основания аннулирования содержатся в п. 35 Постановления Правительства РФ от 24 октября 2014 г. № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами».
Аннулирование производится в случаях, если:
- истек срок действия удостоверения (10 лет);
- изменились персональные данные его владельца (ФИО или иные данные, указанные в водительском удостоверении);
- удостоверение нечитаемо из-за износа или повреждения;
- оно выдано на основании поддельных или подложных документов;
- удостоверение похищено;
- выдано новое водительское удостоверение;
- у лица появилось заболевание, при наличии которого управление транспортным средством запрещено.
Почему нужно быть внимательным при выборе автошколы?
Перед сдачей экзамена в ГИБДД человек обязан пройти обучение в лицензированной автошколе. Если лицензия отсутствует, то считается, что человек обучение не прошел. А потому водительские права подлежат аннулированию.
Лицензия должна быть именно на момент сдачи экзамена. Если человек поступил в автошколу, у которой имелась лицензия, но в процессе его обучения ее изъяли, то он все равно не допускается к экзамену.
В 2015 г. на волне массовых проверок наличия у автошкол лицензий возбуждалось большое количество уголовных дел по факту мошенничества. Поэтому к выбору учебного заведения нужно подходить внимательно. Найдите на сайте автошколы сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности. Затем проверьте их на официальном сайте Рособрнадзора.
В случае если у автошколы нет лицензии, а деньги за обучение уже отданы, их можно вернуть в судебном порядке. Для этого нужно подать в суд исковое заявление о возврате денежных средств, ссылаясь на Закон о защите прав потребителей. Можно потребовать и возмещения морального вреда. Также можно подать заявление о возбуждении в отношении руководителя автошколы уголовного дела по факту мошенничества.
Помимо действующей лицензии у автошколы должно быть заключение ГИБДД о том, что ее учебно-материальная база соответствует установленным требованиям. Проверить наличие этого заключения можно на официальном сайте ГИБДД. Если у автошколы его нет, то обучавшихся не допустят к экзаменам.
Порядок возврата денег за обучение тот же, что и при отсутствии у автошколы лицензии.
Заплатил сотрудникам ГИБДД за помощь при сдаче экзамена – лишат удостоверения?
Незаконная выдача водительских прав сегодня носит массовый характер. Однако те, кто решил сдавать экзамен в ГИБДД не по правилам, рискуют утратить возможность управлять автомобилем.
За противозаконную помощь будущим водителям в сдаче экзаменов в отношении сотрудников Госавтоинспекции возбуждают уголовные дела. Так, недавно на сайте управления Следственного комитета по Московской области сообщалось, что трем сотрудникам ГИБДД предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями. Они принимали экзамены на знание ПДД и при этом вместо кандидатов в водители отвечали на вопросы экзаменационных билетов. С 2018 г. 167 человек получили водительские удостоверения, которые теперь могут аннулировать.
Каков порядок аннулирования водительского удостоверения?
В отличие от лишения водительских прав, которое возможно только по решению суда, аннулирование производится по решению сотрудника ГИБДД по результатам проверки. Основаниями для ее проведения являются, например, получение данных о том, что у автошколы, где водитель проходил обучение, отсутствует лицензия, или возбуждение уголовного дела по факту получения взятки в отношении сотрудника, который принимал решение о выдаче удостоверений. Сотрудник ГИБДД, проводящий проверку, должен уведомить об этом водителя.
В ходе проверки сотрудник ГИБДД должен подтвердить обстоятельства, свидетельствующие о недействительности удостоверения. Водитель в свою очередь вправе направить ему копии документов, подтверждающих отсутствие оснований для аннулирования удостоверения. Например, эти документы могут содержать сведения о том, что лицензия автошколы является действительной или обвинения в получении взятки были необоснованными.
Проверка проводится в отношении каждого водителя отдельно. Например, если были обнаружены факты получения гражданами водительских прав за взятку, аннулировать удостоверения могут только у них, а не сразу у всех, кому выдавал права тот же сотрудник ГИБДД.
Срок проверки не может превышать 30 дней. О ее результатах должны сообщить водителю. Если будет вынесено постановление об аннулировании водительского удостоверения, ему вышлют копию такого постановления. При этом удостоверение не подлежит принудительному изъятию. То есть к водителю после вынесения постановления не придут домой сотрудники ГИБДД, полиции или судебные приставы и не потребуют отдать им права.
Как накажут водителя?
Если человек получил водительские права за взятку, то он согласно ч. 1 ст. 291 УК РФ может быть наказан:
- штрафом до 500 тыс. руб., либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки;
- исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
- принудительными работами на срок до трех лет;
- лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.
Если водитель продолжает использовать аннулированное удостоверение, его могут привлечь к административной ответственности за управление автомобилем без прав (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ). Это правонарушение влечет наложение штрафа в размере от 5 до 15 тыс. руб.
Также в отношении водителя может быть возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 327 УК РФ. За данное преступление предусмотрены наказания в виде:
- штрафа до 80 тыс. руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев;
- обязательных работ на срок до 480 часов;
- исправительных работ на срок до двух лет;
- ареста на срок до шести месяцев.
Что делать, если удостоверение аннулировали?
Перечень действий зависит от того, по какой причине это произошло. Например, водительское удостоверение было выдано незаконно, но человек не знал об этом. Такое могло случиться из-за отсутствия у автошколы лицензии или заключения ГИБДД. В этой ситуации придется проходить обучение в другой автошколе.
Удостоверение могли аннулировать потому, что оно быть куплено. Тогда нужно будет пройти обучение в автошколе, если этого еще не было сделано, и сдать экзамены в ГИБДД.
Как быть, если удостоверение аннулировали незаконно?
В данном случае решение об аннулировании нужно обжаловать. Возможны два порядка обжалования:
- административный порядок. Жалоба может быть подана начальнику управления ГИБДД, сотрудник которого вынес постановление об аннулировании удостоверения. Ее целесообразно подавать в письменном виде;
- судебный порядок. Обжалование также возможно через районный суд по месту нахождения соответствующего управления ГИБДД.
В обоих случаях содержание жалобы будет одинаковым. В ней должны быть указаны:
- Лицо или орган, куда подается жалоба (например, «Начальнику управления ГИБДД [Ф.И.О.]» или «В … районный суд … области»). Далее должен быть указан почтовый адрес органа.
- Сведения о заявителе: Ф.И.О. полностью, телефон, почтовый адрес, адрес электронной почты.
- Заголовок: «Жалоба на постановление ГИБДД об аннулировании водительского удостоверения» – если документ подается начальнику управления ГИБДД; «Административное исковое заявление об оспаривании постановления ГИБДД об аннулировании водительского удостоверения» – в случае обращения в суд.
- Обоснование жалобы. Здесь нужно указать на причины, по которым заявитель считает аннулирование водительского удостоверения незаконным. Если есть документы, подтверждающие это, на них нужно указать.
- Просьба: «Прошу отменить постановление ГИБДД об аннулировании водительского удостоверения».
- Дата подачи и подпись заявителя.
Если в жалобе или административном исковом заявлении упоминались документы, подтверждающие позицию заявителя, то их копии должны быть приложены.
Как показывает практика, вероятность удовлетворения жалобы, поданной в суд, больше. Однако за подачу административного искового заявления нужно уплатить госпошлину в размере 300 руб.
Расшифровка категорий водительских прав
Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которыми может управлять владелец этого удостоверения. Управление транспортным средством, не попадающим в указанную категорию, трактуется как езда без прав. Дисциплинарное взыскание за такое правонарушение будет соответствующим — водителю придется заплатить штраф от 5000 до 15000 рублей.
Определенные категории водительских прав с 2015 года претерпели некоторые изменения. Во избежание неприятных ситуаций каждый водитель должен предварительно ознакомиться с внесенными правками.
Что отмечено на водительских правах?
Водительское удостоверение 2021 года содержит в себе всю необходимую информацию о владельце транспортного средства. Права можно использовать в качестве документа, подтверждающего личность водителя. На нем отмечаются такие моменты:
- ФИО;
- дата и место рождения;
- дата выдачи удостоверения;
- срок действия документа;
- кем выдано удостоверение (название организации);
- номер удостоверения;
- подпись владельца;
- фото владельца;
- категории прав;
- дополнительная информация (группа крови, наличие очков и т.д.).
Все записи на водительском удостоверении производятся кириллицей. При условии использования букв другого алфавита надпись дублируется латинскими буквами.
Внешний вид водительского удостоверения
Водительское удостоверение содержит в себе информацию с двух сторон. На лицевой части документа личная информация о водителе. С обратной стороны производится расшифровка категорий водительских прав нового образца. Здесь отмечены виды транспортных средств, которыми водитель может управлять.
Лицевая сторона
В верхней части содержится название документа и отмечается то, на территории какого субъекта он был выдан. В левой стороне располагается цветная фотография водителя без очков и головного убора. Её размер составляет 3×4. Если владелец транспортного средства имеет определенные проблемы со зрением, то ему разрешено фотографироваться в очках, но только без тонированных стекол. Фотография для водительского удостоверения в головном уборе разрешена для людей особых религиозных убеждений.
Под фотографией должна быть роспись водителя, идентичная его росписи в паспорте. В правой стороне документа указаны фамилия, имя и отчество. Здесь же отмечается дата рождения водителя. Информация, написанная на русском языке, дублируется на английском. В правой стороне лицевой части документа указывается кем было выдано удостоверение, его номер и серия. Также здесь указывается регион проживания. В самом низу лицевой части отмечается категория прав, присвоенная водителю.
Обратная сторона
На обратной стороне удостоверения с левой части расположен штрих-код, содержащий в себе информацию о водителе. Практически все остальное место здесь занимает таблица с категориями. Те категории, которые актуальны для владельца транспортного средства, отмечены специальной пометкой.
Здесь также указывается срок действия этих категорий. Под таблицей может содержаться дополнительная информация. В большинстве случаев отмечается водительский стаж.
Какие категории водительских прав существуют?
На многие категории водительских прав приходится учиться отдельно. Некоторые подкатегории открываются автоматически. К примеру, транспортом категории М могут управлять водители с любыми правами. Категорией определяется классификация транспортных средств соответствии с их габаритами и эксплуатационными характеристиками.
Категории водительских прав
Ниже представлено обозначение категорий водительских прав. Определенные ограничения накладываются на общую массу транспортного средства и уровень мощности комплектующей силовой установки.
Категория А. Водительское удостоверение такого типа позволяет управлять мотоциклом с боковым прицепом или же без него. Общая снаряженная масса транспортного средства не должна превышать 400 кг. При этом мотоцикл может иметь двухколесное, трехколесное или четырехколесное исполнение.
Категория B. Наличие такой категории предоставляет возможность водить автомобиль, масса которого не превышает 3,5 т. Количество пассажирских мест в салоне должно быть не более 8-ми. Такое удостоверение позволяет управлять автомобилем с прицепом. Снаряженная масса последнего не должна превышать 750 кг. При условии превышения этого показателя итоговая масса состава не должна превышать массу авто без нагрузки.
Категория C. Позволяет управлять автомобилями с массой более 3500 кг и прицепом, вес которого не превышает 750 кг. Однако следует отметить, что грузовики категории D носитель удостоверения такого образца не имеет права водить.
Категория D. Владелец такой категории прав может осуществлять перевозку людей в транспортном средстве с более чем 8 пассажирскими местами. Такой автобус может дополнительно оснащаться прицепом с весом до 750 кг.
Категория М. Эта категория позволяет управлять мопедом и квадрициклом. Чтобы сделать такие права, достаточно открыть любую другую категорию.
Категории Tm и Tb. Необходимы водителям трамваев и троллейбусов. Это относительно новые категории водительских прав. Раннее просто использовались специальные отметки в правах стандартного образца.
Категория BE. Дополнительная категория, позволяющая управлять транспортными средствами из категории B с прицепом массой более 750 кг.
Категория CE. Имеет много общего с предыдущей категорией. Только в этом случае разрешается вождение транспортных средств из категории C. Масса используемого прицепа варьируется в пределах 750-3500 кг.
Категория DE. Такая категория позволяет управлять автобусом, количество пассажирских мест в котором больше восьми. При этом транспортное средство может оснащаться прицепом с массой от 750 кг до 3,5 т.
Подкатегории водительских прав
Некоторые подкатегории водительский прав открываются автоматически. Чтобы узнать сколько категорий такого типа доступно на сегодняшний день, достаточно ознакомиться с информацией, представленной ниже.
Категория A1. Эта категория необходима для управления мотоциклом, объем двигателя которого варьируется в пределах 50-125 кубических сантиметров. Речь идет о скутерах.
Категория B1. Позволяет водить транспортное средство с порожней массой не более 550-ти кг. При это его максимальная скорость держится на отметке 50 км/ч. Объем силового агрегата используемого транспортного средства не должен превышать 50 кубических сантиметров. Права категории В1 необходимы для управления трициклом и квадроциклом.
Важно! Для того, чтобы управлять квадроциклом и квадрициклом, необходимы различные категории водительских прав. В первом случае достаточно удостоверения категории М.
Категория С1. Необходима для управления автомобилем с массой от 3500 до 7500 кг, который может оснащаться прицепом не более 750-ти кг. Удостоверение данной категории не предоставляет возможности управлять автомобилями из категории D.
Категория С1Е. Выдается для управления транспортными средства с массой от 3,5 до 7,5 т. Машины могут оснащаться прицепом более 750-ти кг. При этом общая масса сцепленного состава не должна превышать 12-ти тонн.
Категория D1. Такая категория позволяет водить транспортное средство для перевозки пассажиров, способное вместить до 16-ти человек. Кроме этого, наличие категории D1 позволяет эксплуатировать такие машины с прицепом до 750 кг.
Категория D1E. Позволяет водить транспортные средства из категории D с прицепом более 750-ти кг. Общая масса снаряженного состава не должна превышать 12 тонн.
Важно! Есть важная особенность эксплуатации данной вариации транспортных средств — прицеп не должен использоваться для перевозки людей.
Видео: О новых категориях прав
Как открыть новую категорию прав?
Чтобы открыть новую категорию прав, необходимо предварительно пройти обучение и сдать практический экзамен. Довольно часто возникает необходимость в открытии категории В при открытой С. Идентичная потребность появляется при открытии категории А с имеющейся В.
Процедура начинается с теоретической части. После этого следует пройти практический экзамен, состоящий из различных упражнений, а затем закрепить все имеющиеся знания во время езды по городу.
Следует обратить внимание, что открытие новой категории имеет некоторые временные рамки. Чтобы получить категорию Е, водитель не менее года должен эксплуатировать транспортное средство из категорий B, C или D. Для открытия категории DE не меньше года должна быть открыта категория D.
Также возможна выдача особая категория водительских прав, предназначенная исключительно для управления транспортных средств с коробкой-автоматом. Чтобы пересесть на автомобиль с механической коробкой передач, необходимо предварительно сдать практическую часть экзамена.
Что в итоге?
Категория водительских прав позволяет эксплуатировать транспортное средство, отвечающее её требованиям. Вождение автомобиля с правами несоответствующей категории является прямым нарушением правил дорожного движения. При таком правонарушении на водителя налагается штраф, а транспортное средство отправляется на штрафстоянку. При этом владелец транспортного средства лишается возможности эксплуатировать автомобиль.
Учитывая такие суровые меры, при смене автомобиля, технические характеристики которого существенно отличаются от предыдущей модели, необходимо в обязательном порядке открывать новую категорию прав. Такой подход позволит избежать неприятных ситуаций на дороге и защит других участников дорожного движения.
Водительские классы в Германии, категории A, B, C и D
Немецкие категории прав на мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, другие транспортные средства.
В Германии существуют следующие категории и классы водительских удостоверений.
Мотороллеры, мотоциклы, квадроциклы
Mofa — маломощные мопеды
Без прав в Германии разрешается водить мопеды начиная с 15 лет.
Мотор конструкционно не должен разгонятся до скорости выше 25 километров в час.
Если у водителя нет любой другой категории, надо сдать теоретический экзамен в автошколе и получить Prüfbescheinigung.
Первые немецкие права выдаются с 16 на мотороллеры.
В федеральных землях Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия, Бранденбург и Мекленбург-Передняя Померания разрешается получить АМ уже в пятнадцатилетнем возрасте.
Лёгкие двухколёсные мопеды или мотороллеры:
- конструкционное ограничение скорости 45 км/ч
- двигатель внутреннего сгорания с объёмом не более 50 см3
- максимальная мощность до 4 кВт
Трёхколёсные малые транспортные средства с характеристиками из списка выше плюс:
- максимум 2 места включая водительское
- масса без нагрузки до 270 кг
- если движок с воспламенением от сжатия — дизель, объём цилиндра до 500 см³
Квадроциклы со всеми перечисленными ранее требованиями, но:
- вес максимум до 425 килограмм
Двухколёсные мотоциклы, в том числе с коляской, с:
- объёмом цилиндра до 125 см³
- мощностью мотора до 11 кВт
- отношением мощности к весу максимально 0,1 кВт/кг
- симметричное расположение колёс
- мощность до 15 кВт
- объём движка до 50 см³ или максимальная скорость ограниченная консутрукцией 45 км/ч
Категория включает в себя АМ.
По достижению 18 немцы для вождения мотоцикла получают категорию А2. Разрешшается водить двухколёсный транспорт, также с люлькой, если:
- мощность двигателя до 35 кВт
- отношение тяги к массе не более 0,2 кВт/кг
Если на мотоцикле чтобы попасть под категорию используется дроссельный ограничитель мощности движка, нельзя чтобы конструкционная возможная мощность оригинала превышала 70 кВт.
При владении А1 более двухлетнего периода, для получения А2 достаточно сдать только практический экзамен.
Включаются А1 и АМ.
Класс A
Позволяет водить всё двухколёсное или трёхколёсное.
- с 24 лет, если другие водительские категории в Германии не открывались.
- с 21 на трёхколёсные или с 20 на двухколёсные мотоциклы при условии, что А2 получен больше чем 2 года назад.
Легковые Автомобили — PKW
Категория B
Водительское удостоверение на легковой автомобиль выдаётся в Германии лицам старше 18. Пересдача в течение жизни больше не требуется.
Позволяет управлять четырёхколёсным автомобилем
- допустимой массой по документам до 3,5 тонн
- имеющим не более 8 мест для пассажиров
Разрешается управлять легковым автомобилем с прицепом общим допустимым весом по бумагам до 750 кг. Если прицеп в документах имеет массу выше, надо чтобы комбинация из авто и прицепа не превышала документально задекларированную общую массу в 3500 кг.
Если категория В в Германии получена до 19.1.2013, она включает в себя возможность водить по немецким дорогам трёхколёсные мотоциклы с прицепом. В права при обмене вносятся дополнительные «ключи» — 194, 79.03 и 79.04.
Возможно получить права в 17, но водить разрешается только со специально обученной сопровождающей персоной.
B + прицеп массой выше 750 килограмм. Общий допустимый вес в комбинации с машиной не выше 4250 кг.
Позволяет управлять легковым автомобилем из класса B с автоприцепом 750-3500 кг.
На конструкцию прицепов в Германии имеются ограничения. Обычный автоприцеп до 750 кг не имеет тормозов. Если же вес больше, он должен оборудоваться тормозами, которые связаны с автомобилем. Такая конструкция допускает полуторакратное превышение массы автоприцепа над массой автомобиля.
Например, если авто весит 2 т., оснащённый тормозами трейлер в категории BE может весить максимально 3 тонны.
В случае экстренной необходимости можно буксировать другой автомобиль, если есть права класса буксируемого автомобиля. Если экстренной необходимости нет, для буксировки требуется BE или буксируемое транспортное средство не должно быть тяжелее 750 кг.
Грузовые автомобили — LKW
До 28.12.2016 права на классы С1 и С1Е надо было пересдавать только по достижении 50 лет. Теперь вся категория С в Германии с подклассами требует пересдачи каждые 5 лет.
Для получения и продления классов С необходимо пройти осмотр у врача и получить справку.
Класс не предназначен для профессиональных пассажирских перевозок, независимо от количества мест в машине. Разрешается вождение скорой, пожарной, полицейской и прочих машин особого назначения.
Выдаётся с 18 при условии наличия или одновременного получения класса B.
Позволяет управлять грузовиками, автотрейлерами и прочими автомобилями
- с общей массой 3,5 — 7,5 т
- не более 8 пассажирских мест
- разрешается прицеп до 750 кг
Выдаётся совершеннолетним как расширение С1. Содержит в себе BE.
Позволяет управлять автопоездами
- из автомобиля категории В и автоприцепа весом свыше 3500 кг
- из машины категории С1 с полуприцепом тяжелее 7,5 центнеров
- общий вес автопоезда не должен превышать 12 тонн
Категория C
Стандартно приобретается с 21 года. Включает С1.
Возможно получить раньше одним из способов:
- получить базовую квалификацию по §4 (1) BKrQK,
- закончить профессиональное образование как водитель транспортных средств,
- обладать специальностью, где подразумевается наличие умения водить грузовки.
Допускает управление грузовиками и легковушками
- массой > 3500 кг
- имеющими не более 8 посадочных мест
- допускается прицеп