Что делать, чтобы диски не прикипали к ступице
Что делать, чтобы диски не прикипали к ступице?
В каждом автомобиле можно найти огромное количество мест, где в процессе работы образуется повышенная температура.
Результатом становится интенсивное проявление коррозии, что приводит к так называемому «свариванию» конструкционных элементов. Впоследствии разборка подобных элементов становится очень непростой задачей, в том случае, если не была проведена обработка соприкасающихся деталей специальной смазкой на основе меди. Те детали и соединения, которые подлежат такой обработке, указываются в руководстве по эксплуатации машины.
Общие советы. В первую очередь, они относятся к тому, что смазку следует наносить на элементы выпускной системы, куда входят, например, гайки и шпильки коллекторов. Кроме того, выполнение таких действий может быть необходимо для резьбы кислородных датчиков или лямбда-зондов, устанавливаемых в необходимых точках системы выпуска. Самое главное — она не должна оказаться на элементах из керамики и активных элементах устройства, так как медь является отличным проводником электрического тока. Нанесение медной смазки также осуществляется на ступичную часть колеса совместно с болтами, во избежание ее прикипания, как самих колесных дисков, так и их элементов.
Но здесь имеются и некоторые ограничения. Например, некоторые производители вводят запрет на смазывание крепежных элементов колес. Если же колеса выполнены из легкого сплава, то при контакте с медной смазкой результатом может стать проявление коррозии на ступичной части, при отсутствии в ее составе особой антикоррозионной добавки. Если же смазка выпускается в форме аэрозоля, это намного упрощает ее применение. Причиной становится комплектация баллончиков особым типом форсунки, назначение которой состоит в обеспечении равномерности нанесения или распыления данного материала. Еще одной особенностью становится то, что смазка не будет стекать с вертикально расположенной поверхности. Если необходимо, смазка может наноситься несколькими тонкими слоями для обеспечения требуемой толщины, что позволяет предотвратить излишний расход материала.
Состав смазки. Очень важно, чтобы в состав смазки для предотвращения прикипания диска к ступице входил порошок меди мелкой фракции. Основной причиной для этого становится то, что требуемым уровнем пластичности обладает исключительно чистая медь. Это обеспечивает высокую вероятность осуществления смазки деталей без повреждения при контакте их поверхностей. Примером может послужить резьба на гайке и болте или шпильке. В составе других вариантов смазок часто имеются медные сплавы, которые стоят намного дешевле, чем чистый металл, но демонстрируют намного худшие показатели, когда речь заходит о защитных свойствах. Мелкодисперсность металла необходима для того, чтобы обеспечить равномерное и полноценное покрытие всей поверхности требуемой детали.
Говоря об основе, которая будет применяться для создания смазки, совершенно не имеет значения, какой из ее видов будет использоваться — минеральная, синтетическая или кремнийорганическая. Ее основной задачей будет распределение мелкодисперсного медного порошка по всей необходимой площади поверхности. Для этого в ней должны присутствовать соответствующие компоненты.
Итог. Для обеспечения эффективности подготовки, следует обязательно должным образом подготовить поверхность для обработки, в противном случае смазка не будет полностью выполнять возложенные на нее функции. До ее нанесения следует обязательно удалить с нее всю имеющуюся грязь, окислы, и другие вещества, предназначенные для смазки. С этой целью стоит применить химические вещества, применяемые для очистки тормозов.
При недостаточной обработке поверхности, равномерное покрытие смазкой будет невозможно.
Смазка для ступичных подшипников
- 97 1 83k
- 162 2 185k
Смазка для ступичных подшипников выполняет функцию по защите вращающегося механизма и его отдельных частей, продлевает срок их службы, а также способствует легкому вращению колеса, что снижает нагрузку на двигатель и ходовую часть. При выборе смазки необходимо учитывать требования, предъявляемые к ним. В частности, состав должен выдерживать высокую температуру, обладать антикоррозионными свойствами, а также защищать поверхности железных шариков и обоймы от износа. В настоящее время существует пять основных типов таких смазок — литийсодержащие, высокотемпературные, на основе полимочевины, на основе молибдена и перфторполиэфирные. Далее мы рассмотрим их особенности, а также факторы, которые необходимо учитывать при выборе той или иной смазки.
Свойства смазки для ступиц
Свойства смазки для ступичных подшипников обусловлены условиями ее эксплуатации. В частности, рабочие пары вращаются с большой угловой скоростью, из-за чего возникает высокая температура в месте их соприкосновения. Кроме того, на поверхность подшипника попадает влага и грязь, что может вызвать появление коррозии. Поэтому смазка для ступицы должна:
- Не растекаться при нагреве. Среднее значение температуры, при котором работает ступичный подшипник — +120°С. Однако, чем большую температуру выдерживает смазка — тем лучше.
- Сохранять свои эксплуатационные свойства при отрицательной температуре (до -40°С). То есть, смазка не должна загустевать и создавать препятствия при вращении колеса.
- Не терять своих свойств при контакте с водой, а также защищать металлические поверхности от коррозии.
- Не менять свою консистенцию при изменении рабочих температур.
- Иметь химически устойчивый состав. Кроме того, смазка не должна агрессивно воздействовать на полимеры и резину, из которой сделаны пыльники и сальники на подшипниках или других, расположенных неподалеку от них узлов и механизмов.
В разное время и разные компании решали задачи по созданию смазки с перечисленными свойствами по-своему. Поэтому в настоящее время существует пять основных типа средств для смазки для подшипников ступицы.
Смазывание ступичного подшипника
- Литийсодержащие составы. Одни из самых популярных смазок созданы на основе литиевого мыла. В частности, самой распространенной из них является «Литол 24». Причина популярности этого средства кроется в его невысокой цене и неплохих эксплуатационных характеристиках средств. Недостаток заключается лишь в том, что литольные смазки посредственно защищают рабочие поверхности от влаги.
- Высокотемпературные смазки. Соответствующие свойства им придают никелевые и медные порошковые соединения, добавленные в их состав. Также порой добавляют фталоцианин меди, натрия или других металлов. Примерами таких смазок являются Litho HT, Castrol LMX и Liqui Moly LM 50.
- На основе полимочевины. В их состав также входит силикагель и стабилизирующее вещество — кальций-сульфанат. Это современные смазки, популярные среди автолюбителей. Примеры таких составов — AIMOL Greasetech Polyurea EP 2. Его отличительной особенностью является термическая устойчивость (выдерживает кратковременный нагрев до +220°С).
- На основе молибдена. Они неплохо зарекомендовали себя, поскольку выдерживают значительную рабочую температуру. Однако у них есть один существенный недостаток — при контакте с водой происходит химическая реакция, результатом которой является серная кислота. А она уменьшает ресурс деталей, к которым прикасается.
- Перфторполиэфирные. Это самые совершенные, однако и самые дорогие смазки. Как правило, их используют в спортивных машинах, едущих на больших скоростях и испытывающих значительные механические нагрузки. Иногда такие смазки японские и немецкие производители применяют в машинах премиум класса. Однако для большинства рядовых потребителей их использование не имеет смысла, учитывая их высокую стоимость.
Каких смазок стоит остерегаться
Как уже упоминалось, подшипник ступицы является высоконагруженным узлом. Соответственно, с ним нельзя использовать смазки, содержащие синтетические углеводороды. Их химические соединения распадаются уже при температуре +45°С…+65°С. Их основное предназначение — консервация или работа в слабонагруженных механизмах. К ним относятся силиконовые смазки или смазки на основе вазелина.
Также не стоит использовать смазки на основе кальция или натрия (в частности, кальциевых и натриевых мыл). Они достаточно эффективно смазывают рабочие поверхности, однако плохо защищают их от влаги. Не стоит использовать для ступичных подшипников и графитную смазку. Она может нанести вред этому важному узлу. Смазки с добавлением цинка и железа также не рекомендуется использовать в ступичных подшипниках.
Рейтинг лучших смазок для подшипников ступицы
В интернете существует много споров по поводу использования того или иного состава. Лучшая смазка ступичных подшипников выбирается на основании нескольких факторов — рекомендаций завода-изготовителя вашего автомобиля, эксплуатационных характеристик смазки (температурный диапазон, защитные свойства), личного опыта и предпочтений автолюбителя, а также цены. Лучшие смазки для ступиц представлены в приведенной ниже таблице. Рейтинг составлен по отзывам автолюбителей.
Название смазки | Цена по состоянию на зиму 2017/2018 | Номер в каталоге | Описание |
---|---|---|---|
Liqui Moly LM 50 | 950 рублей, туба объемом 400 мл | 7569 | Высокотемпературная консистентная литиевая смазка для ступиц подшипников. |
Castrol LMX Li-Komplexfett | 480 рублей, туба объемом 300 мл | 4506210098 | Высокоэффективная пластичная смазка, состоящая из загустителя на основе литиевого комплекса, минерального базового масла и специально подобранного пакета присадок. |
Step Up HIGH TEMPERATURE WHEEL BEARING LITHIUM GREASE | 700 рублей за банку массой 453 грамма. | SP1608 | Высокотемпературная смазка для шариковых и роликовых подшипников качения всех типов. Содержит кондиционер металла SMT2, литиевый комплекс присадок, пассиваторы металла и ингибиторы коррозии. |
МС-1000 | 44 рубля за упаковку 30 грамм | 1101 | Восстанавливающая многофункциональная литиевая пластичная металлоплакирующая смазка. Содержит металлоплакирующий комплекс, который регенерирует поверхности трения и блокирует коррозию |
«Литол 24» | 35 рублей за упаковку массой 100 грамм | 714 | Антифрикционная многоцелевая водостойкая смазка |
Описание смазки для подшипников
Теперь остановимся более детально на каждой из перечисленных смазок. Далее будут приведены их эксплуатационные характеристики, область применения и некоторые особенности. Исходя их которых каждый сможет подобрать для себя лучшую.
Liqui Moly LM 50
Консистентная смазка на основе лития, способна работать при высоких температурах, содержит противозадирные присадки. Эксплуатационные характеристики:
- цвет — синий;
- загуститель — литиевый комплекс;
- температурный диапазон применениям — от -30°C до +160°C (кратковременно до +170°C);
- класс NLGI — 2 (по DIN 51818);
- пенетрация — 275-290 1/10 мм (по DIN 51804);
- температура каплепадения — > +220°C (по DIN ISO 2176).
Liqui Moly LM 50 — одна из лучших смазок для ступичных подшипников. Также состав можно использовать для смазки других высоконагруженных деталей — подшипников скольжения и качения, подшипников сцепления.
Castrol LMX Li-Komplexfett 2
Представляет собой эффективную пластичную смазку, загустителем которой является литиевый комплекс. В ее состав также входит базовой масло и пакет присадок. Эксплуатационные характеристики не ухудшаются во всем рабочем температурном диапазоне. Их значения составляют:
- класс NLGI — 2;
- цвет — зеленый;
- стойкость к вымыванию водой (по методу ASTM D 1264) — 2600 Н;
- температура каплепадения (по методу ASTM D 566) — >260°C;
- рабочий температурный диапазон — от -35°C до +170°C.
По отзывам некоторых автовладельцев смазка Castrol LMX Li-Komplexfett 2 легко вымывается в случае, если внутрь подшипника попадает вода. Поэтому следите за целостностью его корпуса и пыльника при его наличии. Хранить смазку необходимо только в герметичной таре, не допуская попадания в нее влаги. Также нельзя допускать длительного попадания на нее прямых солнечных лучей или ультрафиолета.
STEP UP High Temperature Wheel Bearling Lithium Grease
Это высокотемпературная литиевая смазка которую можно использовать как для подшипников ступицы, так других роликовых и шариковых подшипников. Содержит кондиционер металла SMT2, литиевый комплекс присадок, пассиваторы металла и ингибиторы коррозии. Обладает высокими антифрикционными, противозадирными, противоизносными, антикоррозионными свойствами. Не теряет защитных свойств при попадании в смазку загрязнений. Ее эксплуатационные характеристики следующие:
- выдерживает скоростной режим — до 10000 об/мин;
- температура рабочая — от -40 до +250°С;
- температура каплепадения — +260°С;
- индекс задира — 627 Н;
- максимальная нагрузка — 1166 H;
- диаметр пятна износа, — 0,65 мм;
Отличительной особенностью смазки является ее широкий температурный диапазон. Поэтому ее можно использовать как в условиях значительных морозов, так и в южных регионах страны. Также ее можно использовать для спортивной и раллийной техники, у которой ступичные подшипники испытывают повышенные нагрузки, в том числе температурные.
МС-1000
Является многофункциональной пластичной металлоплакирующей смазкой на литиевой основе. В ее состав входит металлоплакирующий комплекс, задача которого заключается в регенерации поверхностей трения, а также нейтрализации коррозионных процессов и увеличения срока службы узла. Эксплуатационные характеристики:
- класс пенетрации NLGI — 2/3;
- совместима с литиевыми смазками;
- значительно продлевает срок службы металлических деталей подшипников;
- позволяет увеличить интервал между заменами смазки;
- исключает возникновение задиров и сваривание трущихся деталей;
- снижает шум, вызванный износом подшипников;
- успешно работает в тяжелонагруженных узлах трения;
- успешно заменяет солидолы всех типов, смазки общего назначения и некоторые другие пластичные смазки.
Кроме ступичных подшипников МС-1000 также можно использовать деталях шасси различных транспортных средств, шестернях и соответствующих механизмах, различных нагруженных рабочих парах.
Литол 24
«Литол 24» — популярное смазочное средство среди автолюбителей. Он является антифрикционной, многоцелевой, водостойкой смазкой, предназначенной для применения в узлах трения различных транспортных средств. Изготавливается путем загущения смеси минеральных масел с литиевыми мылами технической 12-оксистеариновой кислоты с добавлением присадок. Эксплуатационные характеристики:
- рабочая температура — от -40°С до плюс +120°С (кратковременно до +130°С);
- температура каплепадения — не ниже +180°С;
- испаряемость при +120°С — до 6%;
- критическая нагрузка — 63 кгс;
- индекс задира — 28 кгс;
- класс NLGI — 3.
Недостатком «Литол 24» является то, что при контакте с водой он теряет свои свойства, и достаточно легко вымывается. Поэтому необходимо следить за целостностью ступичных подшипников и их пыльников. Вместе с тем, она неплохо защищает металлические поверхности от коррозии и обладает устойчивой механической, химической и коллоидной стабильностью.
Другие смазки
Кроме перечисленных выше смазок ступичных подшипников также есть большое количество других составов. Не вдаваясь в подробности и не описывая их технические характеристики, далее просто перечислим их. Итак:
- смазка ВНИИНП-261 (смазка “Сапфир”);
- AIMOL Greasetech Polyurea EP 2 SLS;
- смазка № 158 (ТУ 38.101320-77);
- антизадирная пластичная смазка для высоких нагрузок SKF LGWA 2;
- полусинтетическая универсальная смазка Total MULTIS COMPLEX S2 A;
- консистентная смазка Scania 8371W;
- SLIPKOTE High-Temperature Wheel Bearing Grease # 2;
- ARAL Radlagerfett;
- Mobilgrease XHP 222;
- CHEVRON DELO GREASE EP 2;
- Mobil 1 Synthetic Grease;
- «Циатим-221»;
- MOLYKOTE® LONGTERM 2/78 G;
- SLIPKOTE POLYUREA CV JOINT GREASE.
При выборе той или иной смазки внимательно читайте прилагающуюся к ней документацию. Особенно обращайте внимание на то, для каких условиях предназначено средство (средние, тяжелые). Лучше выбирать смазки, рассчитанные на работу именно в тяжелых условиях.
Итог по выбору
Перед выбором той или иной смазки поинтересуйтесь в мануале к вашему авто, что на этот счет рекомендует производитель. Хорошо, если он прямо указывает какие определенные марки. Если же нет, то выбор необходимо делать на условии эксплуатации машины. Для большинства рядовых автовладельцев подойдет любая из пяти перечисленных выше смазок. Их эксплуатационные характеристики приблизительно одинаковы, и они отличаются лишь ценой. В противном случае внимательно читайте инструкцию по эксплуатацию к каждому средству, которое хотите купить.
Также остерегайтесь подделок. Старайтесь совершать покупки в проверенных магазинах, имеющих соответствующие лицензии и прочие разрешительные документы. Не покупайте товары в сомнительных местах (маленьких торговых лавках, подземных переходах и так далее). Это минимизирует риск покупки контрафактного товара.
Чем смазывать ступицу колеса
Машине 4 года.2 комплекта колес.Летние штамповка,зимние сталь.3 сезона менял (сам) без проблем.Последняя замена на зимнюю запомнится надолго.Кувалдой по резине-ноль.Пришлось кувалдой по штамповке через полено и то не враз. 13 лет на УаЗ-ке такого не припомнить.Это норма ? Если нет,что делать? Помазать,убрать микроны или еще чего.С уважение, кто подскажет чего.
Мож, кто сваркой подшутил, резина прикипает, но, чтоб диски, хотя, я с новья всегда направляюшие и центральный ободок, ШРБ смазываю, еще от первых жигулей с 92 года сохранилась.:dirol:
Машине 4 года.2 комплекта колес.Летние штамповка,зимние сталь.3 сезона менял (сам) без проблем.Последняя замена на зимнюю запомнится надолго.Кувалдой по резине-ноль.Пришлось кувалдой по штамповке через полено и то не враз. 13 лет на УаЗ-ке такого не припомнить.Это норма ? Если нет,что делать? Помазать,убрать микроны или еще чего.С уважение, кто подскажет чего.
Точно так же осенью «разминался» :(. Еле снял литые. Термическая диффузия алюминия в сталь. Баллон медной смазки уже лежит в машине.
При каждой смене колес шкурить посадочное место ступиц,
это само собой. Подготовить поверхность контакта для лучшей диффузии :)))
ну и смазывать желательно.
медную смазку уже заготовил. Хватит таких танцев с поленьями и кувалдой наотмашь.
Прошлой весной один диск стилизованный снять не мог. Помогли только на шиномонтаже кувалдой.
Я б, наверное, ослабил колесные болты и покатался взад-вперед с торможением.
Я б, наверное, ослабил колесные болты и покатался взад-вперед с торможением.
Все гениальное просто. :friends: Надо запомнить )))
Все гениальное просто. :friends: Надо запомнить )))
зачем помнить, достаточно знать:D.
это как открутить по болту с трёх колёс, чтобы четвёртое прикрутить хотя бы на три.(был такой эпизодик в фильме с джекичаном)
Обычно если торможение не помогает без болтов (ручник тоже надо пробовать без педали с малой скорости, абс и инерция могуть быть недостаточными для срыва колеса по кругу), то поможет тока ведро вдшки и качание.
Да, колесо тяжёлое, но кувалдой может быть тока хуже всему — и барабану или диску, подшипнику или колёсному диску.
Качать по чуть и всё.
Потом обязательная прочистка щёткой по металлу, наждачкой чуть по желанию, графиткой всю плоскость прилегания или медным спреем.
Литол или солидол, также и шрб-4 не стОит использовать, они впитывают воду, не предназначены для работы в открытых местах с воздухом. Только графитка или медь (для открытых шестерён, механизмов, редукторов без корпуса и поверхностей).
Удачи.
Да, если к барабану сзади прикипело — наверняка на плоскости привалочной, по снятым колёсам эти места видно, если спереди — то обычно крепление посадочное диска встаёт (которое у нас 66 мм в диаметре — это место ступицы).
пробовал-не помогло.
У меня на стареньком форде такое было с задними колёсами, когда я его купил. Двое суток задние колеса снимал. Делалось:
1. Проливание WD-40, тормозухой, преобразователем ржавчины, уксусом и, вроде бы, даже кока-колой. Периодически. В течение этих 2 дней.
2. Пробег около 150 км с ослабленными гайками.
3. Стучание бревнышком изнутри (на шиномонтаже).
4. Стучание (аккуратное) чем попало снаружи.
5. Езда взад-вперед с торможением на юз (на юз задней оси получалось только ручником, хотя и машина без АБС была).
Сработал по концовке именно п.5. ПОдозреваю, что в сочетании с п.1.
Помазать,убрать микроны или еще чего.С уважение, кто подскажет чего.
См. выше про мои приключения со старым фордиком. После этого я при каждой переобувке очищал привалочные поверхности (обычно просто тряпкой с очистителем тормозов) и смазывал их тонким слоем литола (пойдет любая смазка «литоловской» водостойкости) и проблем больше не имел, колёса всегда снимались легко.
Я б, наверное, ослабил колесные болты и покатался взад-вперед с торможением.
Колесо прикипело заднее. Я так и сделал. Сначала осторожно, потом по наглее. Как влитое стояло. Залил ВД-шкой и на следующие сутки сняли ударом кувалдой, причем в шину.
Смазка для ступичных подшипников – выбор и применение
Периодическая смазка ступичных подшипников существенно продлевает их эксплуатационный срок. Проблема в том, что в продаже встречается очень много разных продуктов для реализации этой задачи, поэтому необходимо понять, какой из них лучше выбрать и как правильно смазывать подшипник ступицы.
Сегодняшняя статья поможет вам узнать следующую информацию:
- какие бывают автомобильные смазки;
- что нельзя использовать для ступичных подшипников;
- как правильно использовать смазывающее вещество и др.
Какой продукт нам подходит
Ступичные подшипники рекомендуется обрабатывать исключительно с помощью качественных смазочных материалов. В противном случае деньги и время будут потрачены впустую, так как подшипник попросту придётся менять.
Какой должна быть смазка:
- Она не должна менять свою консистенцию при повышении температуры. Подшипники ступицы испытывают серьезную нагрузку, они работают при высоких температурах, этот узел может нагреваться до 100-200 градусов. Поэтому смазочный материал должен сохранять свои характеристики в столь непростых условиях эксплуатации.
- Материал должен хорошо работать при минусовых температурах. Если смазка будет очень густой в морозную погоду, это будет создавать препятствие свободному вращению роликов либо шариков подшипника, что несомненно приведет к формированию задиров. В итоге срок службы ступичного подшипника не продлится, а наоборот сократится. Смазывающее средство должно выполнять свои задачи даже при температуре 35-40 градусов ниже нуля.
- В идеале подобрать продукт, консистенция которого меняется, но делает это правильно. Когда температура узла существенно повышается смазка должна быть более жидкой, но не растекаться. Это будет гарантировать достаточное смазывание элементов. При снижении нагрузки смазывающее вещество должно становиться более густым.
- Смазка для применения в ступице не должна бояться контакта с водой. Колеса автомобиля нередко работают во влажных условиях, поэтому выбранное вами средство должно обеспечивать высокий уровень защиты деталей от влияния коррозии.
- В составе продукта не должно быть компонентов, которые могут повредить детали из полимеров и резиновые изделия. Иначе вы продлите срок службы подшипника, но в то же время потратите средства на преждевременную замену сальников и пыльников.
Консистентные смазки, которые используются в автомобилях
Производители предлагают огромное количество смазок, которые подходят для продления эксплуатационного срока подшипников качения. Цветовая палитра очень широкая, но этот показатель в нашем случае абсолютно не важен. Необходимо уделить внимание характеристикам и наименованию вещества.
Электропроводящие смазки
В большинстве случаев такие вещества применяют для работы с электрическими компонентами автомобилей. Например, они позволяют смазывать различные соединения и клеммы. Особенность таких продуктов – высокий уровень защиты деталей из металла от негативного влияния коррозионных процессов. В связи с этим их также иногда применяют для смазки подшипников ступицы.
Консервирующие смазки
Это один из простейших продуктов, обеспечивающий неплохую защиту. Такой тип смазок хоть и рекомендуют для использования с подшипниками, он отличается непродолжительным сроком использования. При контакте с водой эти смазывающие вещества легко смываются. Уже из названия понятно, что они гораздо лучше справляются с обычной консервацией элементов.
Литолы (литиевые смазки)
Основной компонент всех продуктов этой группы – литий, к которому добавляют органические кислоты. Также используется загуститель, способствующий удобному нанесению смазки.
Преимущества литолов для ступичных подшипников:
- Большой срок эксплуатации. Отзывы свидетельствуют о том, что смазка хорошо справляется со своими задачами даже после внушительных пробегов (свыше 80-100 тыс. км). Но мы советуем не экономить и менять её чаще.
- Снижение нагрузок на узел. Смазывающие вещества этого типа заметно уменьшают нагрузки на детали, что продлевает срок их эксплуатации до максимального показателя.
Недостатки литолов:
- Органические кислоты. Наличие этих компонентов может привести к преждевременному износу полимерных деталей.
- Средний уровень защиты от коррозии. По сравнению с иными группами смазывающих продуктов литиевые смазки не гарантируют надёжную защиту в этом плане. В случае разгерметизации корпуса желательно как можно быстрее заменить литол.
Производителей литиевых смазок существует немало. Один из самых популярных вариантов – Литол-24, он есть во всех автомобильных магазинах. Конечно, можно приобрести и аналоги иностранных производителей, но такая покупка не всегда оправдывает себя. Литол-24 способен существенно продлить эксплуатационный срок узлов.
Молибденовые смазки
В основе таких веществ лежит дисульфид молибдена, именно их рекомендуют применять специалисты.
Преимущества молибденовых средств:
- Отлично справляются с силами трения, продлевая срок службы подшипниковых механизмов.
- Срок службы продукта – около 100 000 км, а это примерно столько же, как и у подшипников. Одноразовая обработка поможет надолго забыть о проблеме.
- Качественная защита от коррозии. Применение смазки формирует на поверхности детали пленку, в результате чего сводится к минимуму риск контакта механизма или узла с окислителями.
Недостатки смазок на основе дисульфида молибдена:
- Серьезный минус – низкая устойчивость к воздействию влаги. Корпус ступичного подшипника должен сохранять герметичность, в противном случае смазку придётся заменить.
- Быстрое загрязнение смазывающего вещества.
- В составе смазки присутствуют абразивные вещества, которые негативно влияют на её качество. В итоге через некоторое время продукт уже не может преодолевать трение.
Отзывы показывают, что средства на основе молибдена не способны демонстрировать хорошие показатели при эксплуатации в условиях высоких температур. При агрессивной манере вождения необходимо выполнять регулярную проверку подшипников.
Из российских вариантов стоит упомянуть Фиол и ШРУС-4, они отличаются низкой ценой и неплохими характеристиками. Среди иностранных производителей хочется выделить разработки компаний Mobil, Texaco, Esso и Liqui Moly.
Высокотемпературные смазки
Особенность этих продуктов в том, что они изначально разработаны для использования при высоких температурах и серьезных нагрузках. В основе смазывающих веществ этого сегмента лежат никелевые и медные порошкообразные соединения.
Плюсы:
- Обработка подшипников такой смазкой позволяет использовать их в экстремальных температурных режимах.
- Средство отлично справляется в случаях экстренного торможения.
- Обладает устойчивостью к воздействию воды.
- Защищает механизмы от окисления и формирования коррозии (этому способствуют специальные присадки в составе смазки).
Специалисты и реальные пользователи отмечают, что высокотемпературные смазки не имеют явных недостатков. Один из самых интересных продуктов на рынке – МС BLUE 1510. Мы решили даже сделать небольшой обзор этой замечательной отечественной разработки.
Обзор смазки МС BLUE 1510
Смазывающее средство российского производителя ВМПАВТО имеет высокий показатель окислительной стабильности и обеспечивает качественную защиту узлов трения при резких перепадах температур. Температура подшипников и тормозных дисков достигает сотен градусов. В такие моменты смазка должна удерживаться в механизме и не вытекать. МС 1510 BLUE может работать в диапазоне температур от -40°С до 180°С. Заявленная производителем температура каплепадения достигает 350°С, а это примерно на 100 градусов больше, по сравнению с основными конкурентами. Специалисты провели тесты, которые доказали, что смазка может работать более 300 000 километров пробега.
Для того чтобы показать, насколько существенно МС 1510 BLUE отличается от аналогичных продуктов, на сайте производителя даже опубликовали специальную страничку, имитирующую работу смазок при нагреве. Ниже мы публикуем скриншот, на котором изображено поведение разных продуктов при максимальной температуре 350°С. Видно, что МС 1510 BLUE фактически стоит на месте, чего не скажешь об иных вариантах.
Кроме сохранения функциональности при высоких температурах это вещество обладает устойчивостью к воздействию воды, имеет высокую адгезию и хорошо работает при низких температурах. Советуем также посмотреть официальный видеоролик об этом продукте.
Чем нежелательно смазывать ступичные подшипники?
Не стоит думать, что выполнять обработку подшипников можно любыми смазками. Например, знакомый с детства солидол вообще не подходит для нашей задачи. Он не может защитить металлические трущиеся детали при резком росте или снижении температуры.
Специалисты не советуют применять такие варианты смазывающих веществ:
- Графитные смазки. Их опасность заключается в наличии абразивных компонентов, которые негативно влияют на состояние металлических деталей подшипников.
- Смазки на основе соединений кальция и натрия. Они действительно компенсируют трение деталей, но при этом не способны защитить от появления ржавчины.
- Силиконовые или вазелиновые вещества. Уже при достижении температуры механизмы до 50-60 градусов такие продукты теряют свои свойства, а подшипники ступицы работают в гораздо более экстремальных режимах.
- Шрус-4. Хотя применять эту смазку можно, многие эксперты все же советуют отказаться от этой идеи. Реальные отзывы свидетельствуют о том, что она больше подходит для более грубых механизмов.
- Смазывающие вещества с железом и цинком также не стоит применять. Они созданы для подшипников качения, но не для ступицы автомобиля. Их лучше использовать в промышленном оборудовании.
- Смазки, в составе которых преобладает углеводород. Это сегмент продуктов, которые подходят для консервации, а не активного использования узлов и механизмов. Спрогнозировать их работу при высоких нагрузках достаточно сложно.
Дополнительные советы
Срок эксплуатации смазки обычно составляет от 35 до 45 тыс. пройденных километров. Но очень важно брать во внимание условия и интенсивность использования транспортного средства. Перед покупкой не лишним будет ознакомиться с рекомендациями производителя автомобиля.
Во время выбора смазки для ступичных подшипников, надо брать во внимание следующие факторы:
- Тип стали. Огромное значение имеет железо, из которого изготовлен элемент.
- Интенсивность эксплуатации авто. Если автомобиль используется постоянно, смазка должна выдерживать стабильные нагрузки.
- Уровень нагрузки. Если речь идет об узлах и механизмах, которые подвержены максимальной нагрузке, необходимо выбирать соответствующие смазывающие вещества.
- Тип подшипника, скорость и частота его вращения.
- Уровень защиты механизма от попадания грязи и влаги.
Опыт свидетельствует о том, что оптимальным решением для многих станет покупка высокотемпературной смазки. В противном случае вещество быстро вытечет, и подшипник будет работать на сухо. Перед использованием нового продукта обязательно удалите из узла остатки старого вещества. Смазывать подшипник надо с умом – экономия рано или поздно приведет к клину, а при избытке вещества оно начнет выдавливаться наружу.
Как смазать ступичный подшипник
Хочется очень коротко рассказать о правильной обработке механизма.
Для этого нам понадобится следующее:
- смазка;
- сальники;
- гаечные ключи;
- гайки ступицы;
- молоток;
- плоская отвертка или съемник;
- жидкость для промывки (подойдёт бензин);
- WD-40;
- ветошь.
Выполнение работ по смазке подшипников:
- Установить автомобиль на ровную поверхность и затянуть ручник.
- Поддомкратить передок либо заднюю часть кузова, в зависимости от того, где расположен нуждающийся в смазке подшипник. Откручиваем колесо и снимаем его.
- С помощью подходящего инструмента ослабить ступичную гайку.
- Снять тормозной диск и отсоединить ступицу от поворотного кулака, выкрутить до конца ступичную гайку.
- Выбить ступицу из полуоси с помощью молотка.
- Снять обойму с подшипником. Не помешает жидкость WD-40, так как часто детали в этом месте закисают.
- Удалить старую смазку с подшипника с помощью жидкости для промывки. Промыть подшипник и его посадочное место. Вытереть остатки жидкости насухо, воспользовавшись тряпкой.
- Нанести смазку на сепаратор подшипника.
- Установить подшипник на место и отцентрировать его обоймой. Выполнить сборку в обратной последовательности. Если на автомобиле установлены барабанные тормоза, снимать ступицу необязательно.
У некоторых автомобилистов возникают трудности со смазкой подшипников в неразборных ступицах. В них подшипник и фланец соединены в общем корпусе. В таких ситуациях вещество наносится с помощью шприца. Для этого надо сделать несколько отверстий с помощью дрели. После выполнения процедуры необходимо закрыть отверстия с помощью герметика либо холодной сварки.
Чем смазать ступичные подшипники
Ступичные подшипники (СП) обязаны быть в идеальном состоянии, так как общее состояние автомобиля и комфорт в управлении напрямую зависит от этого узла. Довольно часто о наличии ступицы водитель вспоминает только, когда она дает о себе знать в качестве визга. На самом деле ступицы являются одними из тех трущихся составляющих автомобиля, которые обязаны смазываться и проверяться при техническом обслуживании, обычно ТО-2.
Сами производители рекомендуют заменять масло в детали каждые 20-40 тыс. км, но это число индивидуально. Для каждой модели машины следует ознакомиться с предоставляемыми требованиями в документации.
От незнания нужно ли смазывать ступичные подшипники и как часто это делать, сегодня страдает множество автолюбителей. Данная деталь авто принимает на себя довольно высокую нагрузку, которая должна уходить далее, но это функция несколько блокируется, когда создается трением между валом и ступичным подшипником. Любое трение имеет негативный, деструктивный характер, так как изнашиваются узлы агрегата, поэтому смазывать необходимо практически все. Благо, что дело поправимое, хотя и требует скорейшего устранения.
Если было замечено наличие нестандартного звука, особенно визга в районе ведущих колес, то следует отложить поездку, особенно длительную, пока не будет смазана деталь.
Обзор смазок с плюсами и минусами
Вопрос, можно ли смазать ступичные подшипники даже не будет подниматься, так как ответ очевиден – ДА. Другой более важный нюанс, на который действительно стоит обратить внимание, при том первичное – это, чем лучше смазывать ступичные подшипники?
Смазок сегодня существует очень много, каждая отличается от другой присадками, добавлениями и самой основой, поэтому полностью одинаковых нет. Это важно отметить, так как в подшипнике не должно происходить смешивания нескольких видов смазок.
В целом, разобраться, каким средством смазать ступичный подшипник нужно, первично определившись с родом основного вещества:
- Солидольные. Наверняка у большинства автолюбителей лежит подобное вещество в гараже и оно вполне подходит для поставленной задачи, тем не менее без недостатков не обходится. Преимущества заключаются в низкой цене и высоком уровне устойчивости к влаге, зато температурные характеристики не слишком впечатляющие. Другая модификация солидола – это консталин, который обладает противоположными характеристиками;
- Литолы. Наиболее популярные и эффективные смазки. Сейчас они легкодоступны и дешевы, при этом разнообразие литольных продуктов весьма большое. Такие масла отлично справляются со смазкой нагруженных узлов, не поддаются воздействию влаги и термоустойчивые. Дополнительно используются антикоррозийные присадки;
- Молибденовые. Тоже отличный вариант, так как обладает всеми перечисленными параметрами, но еще и образуют небольшой, защитный слой, предотвращающий задиры;
- Высокотемпературные. Требуются нечасто, они также выполнены на основании литола, но выдерживают гораздо выше температуру, порой до 1000 градусов. Данный эффект достигается благодаря введению никелевых и медных порошков.
Выбирая из производителей смазок взгляд сильно разбегается, но советуем обратиться к более известным, именитым брендам. Хороший продукт у компании Mobil, он чаще всего и используется. Широко применяется, так как выдерживает сильную нагрузку на авто. Вероятно, вы встречали такую смазку, она имеет синий цвет.
Смазка на основании молибдена от компании Castrol часто рекомендуется автомобилям, которые испытывают запредельные нагрузки. Дело в том, что молибден окутывает трущиеся детали сухим слоем и из-за этого возникает дополнительная защита механизмов. Также характерно для всего класса то, что данный вариант защищает от задиров.
Смазки от Divinol обладают повышенной пластичностью. Также очень гибки в использовании, так как эксплуатационные характеристики подходят для большинства автомобилей.
Продукты от Molykote также довольно качественные, так в ассортименте есть термоустойчивая смазка, которая не вступает в реакцию с большинством материалов. Особенно интересен вариант Molykote BR 2 Plus, так как позволяет защитить подшипники от износа.
Как смазать ступичные подшипники
Первым делом озадачимся вопросом, как смазать ступичный подшипник не снимая его? Конечно же это вариант для тех, у кого просто нет возможности снять данную деталь или время не позволяет это сделать. Важным условием для данной процедуру является то, что смазка, обязательно, должна быть одинаковая в самом подшипнике и добавляемая. Обычно, наверняка узнать предыдущую смазку весьма сложно, поэтому придется все таки снимать ступицу.
Итак, как смазать передний ступичный подшипник, не выпрессовывая его:
- Нужно установить автомобиль на ручник;
- Приподнять машину
- Снимите колесо, затем металлический колпак, закрывающий ступицу;
- Теперь следует снять стопорное фиксажное кольцо при помощи отвертки или тонких пассатижей;
- После этого открывается доступ к подшипнику, здесь то и необходимо добавить смазки, затем прокрутить ступицу.
Теперь известно, как смазать ступичный подшипник, но способ значительно хуже, чем полный разбор и дальнейшая смазка. По сути в предыдущем варианте уже выполнена половина процедуры от полного разбора ступицы, поэтому можно просто дополнить инструкцию.
- После освобождения от фиксажного кольца необходимо изъять саму ступицу, при этом следует держать тормозной диск;
- Теперь стоит выпресовать подшипник, делается это при помощи соответствующей головки и молотка;
- Затем необходимо очистить полученную деталь от предыдущей смазки, вероятно ее очень мало или вообще нет, выполняется при помощи бензина;
- Визуально проверьте целостность устройства и отсутствие износа, затем добавьте выбранную смазку;
- Немного прокрутите и можно собирать ступицу.
Видео инструкция
Выше был рассмотрен процесс смазки переднего колеса, как смазать задний ступичный подшипник, точнее основные отличия от предыдущего варианта разберем далее. Сразу стоит оговориться, что в некоторых автомобилях задний СП вовсе неразборный, а в остальных просто нет прямого доступа к нему.
Процесс разбора и снятия ступицы приблизительно такой же, только сам подшипник извлечь нельзя. Он находится в закрытом блоке. Необходимо раскрутить, подковырнуть крышку, чтобы ее снять. Далее потребуется шприц, лучше с длинным носиком. В зазор, который находится по краям всовываем шприц со смазкой и выдавливаем до наполнения подшипника, также его следует периодично прокручивать.
Истории автовладельцев
«Задумался, нужно ли смазывать ступичный подшипник перед установкой, ведь он и так должен быть подготовлен к использованию. Решил, что производитель сам озадачился данной проблемой, но, как показала практика – нет, на следующий день пришлось снова все разбирать и смазывать.»
Владелец ваз 2114:
«Начал наблюдать, что возникает определенный визг, исходящий от заднего колеса. Проявлялся подобный звук только, когда развивал скорость около 90 км, ни ниже, ни выше такого не было. Добравшись и сняв заднюю ступицу, стало очевидно крайне маленькое содержание смазки, добавил и все стало в порядке.»
«Когда-то смазывал подшипник и все стало работать, как часики, но спустя время проблема вернулась, причем скоро. Снова пришлось разбирать колесо и, когда добрался до фиксажного кольца ступицы, все стало очевидно, оно было плохо закреплено и из-за этого смазка ушла, причем подшипники набились мусором. Почистил, смазал и ласточка стала снова летать.»
Смазка для подшипников ступицы — как правильно выбрать и смазывать
Одним из важнейших условий безопасного управления автомобилем является техническое состояние ступичного узла передних колёс. Каждый водитель обязан следить, чтобы смазка для подшипников ступицы была своевременно заменена. Мало кто знает, что снимать ступицы и проводить замену смазочного материала подшипников следует после каждых 20-30 тыс. км. пробега.
Подавляющее большинство автолюбителей ездят от поломки до поломки, не понимая, что зачастую они сами виноваты в необходимости незапланированной покупки дорогостоящих запасных частей. Любой из автомобилей ВАЗ, отличаясь простым техническим устройством, позволяет каждому водителю самостоятельно проводить проверку состояния ходовой части и менять смазку.
- Какой должна быть смазка для ступицы?
- Как снять ступицу для замены смазки подшипников
- Как правильно выбрать смазку для подшипников ступицы?
Какой должна быть смазка для ступицы?
Как известно, все вращающиеся узлы оборудованы подшипниками. Ступица переднего колеса любого из классических автомобилей ВАЗ имеет по два роликовых конических подшипника. Конусы подшипников направлены в разные стороны, что позволяет с помощью регулировочной гайки контролировать степень затяжки. Если подшипники слегка износились, и на колесе обнаружился чрезмерный люфт, устранить его можно подкрутив гайку.
В ступице подшипники находятся в своеобразной закрытой с двух сторон обойме, которая всегда должна быть заполнена смазкой. Для обеспечения работоспособности подшипников используют смазку типа Литол-24 или её аналоги, коих в настоящее время в продаже имеется множество. Любая из выбранных смазок подходит для подшипников, только если отвечает некоторым требованиям.
Основные параметры смазки, которые подлежат оценке, таковы:
- прочность и вязкость – эти параметры характеризуют текучесть материала и способность удерживаться на поверхности рабочих частей;
- смазочная способность – необходимое качество, которое обеспечивает максимальное снижение силы трения между деталями;
- термоустойчивость – способность смазки сохранять свои качества при значительном изменении температуры;
- механическая, физико-химическая стабильность – свойство материала позволяющее сохранять свойства, структуру и состав при значительной механической деформации в контакте с разнородными деталями;
- противоизносные и противозадирные свойства – характеризуют способность смазки уменьшить износ деталей и противостоять появлению задир;
- антикоррозионные качества – любая смака должна защищать детали от коррозии.
Смазка для подшипников ступицы, которая рекомендуется автопроизводителями, проходит длительные испытания и соответствует всем заявленным требованиям. Для замены смазки, необходимо выполнить полную разборку ступицы.
Как снять ступицу для замены смазки подшипников
Порядок разборки и сборки ступицы должен быть знаком каждому автолюбителю. Для выполнения этого задания необходимо иметь стандартный набор автомобильных инструментов, домкрат, верстак с тисками. На случай замены подшипников полезно обзавестись набором съёмников для подшипников, но вполне можно обойтись и подручными средствами.
Перед началом работ следует приобрести расходные материалы:
- смазка Литол-24;
- бензин или керосин для промывки;
- новые сальники и гайки ступиц;
- ветошь.
Снятие передней ступицы происходит в следующем порядке:
- автомобиль фиксируется стояночным тормозом;
- часть автомобиля, где будет производиться замена, поднимается домкратом;
- снимается колесо и металлический колпак ступицы;
- откручивается и подвешивается суппорт тормозного механизма;
- откручивается гайка ступицы, снимается упорная шайба, а за ней сепаратор наружного подшипника;
- удерживая тормозной диск, снимается ступица.
На этом этапе снятие ступицы завершено, оба подшипника становятся доступными и дальнейшую работу необходимо проводить на верстаке. Так как ресурс работы сальников, установленных за внутренними подшипниками, значительно меньше, чем у подшипников, их следует менять после каждого технического обслуживания. Цена этих деталей невелика, но от их состояния зависит качество и наличие смазки в ступице.
После того, как будет извлечён старый сальник, можно доставать сепаратор внутреннего подшипника.
- полость ступицы, наружные обоймы и сепараторы подшипников с помощью ветоши освобождаются от старой смазки, всё тщательно промывается бензином, протирается.
- необходимо внимательно осмотреть поверхность рабочих частей обойм и роликов подшипников. Они должны быть чистыми и гладкими.
- если обнаружены раковины, заусеницы, царапины – подшипник подлежит замене.
- если повреждений не обнаружено, то можно приступать к смазке подшипников.
- обильно смазанные сепараторы с роликами устанавливаются на штанное место, запрессовывается сальник.
В полость между подшипниками необходимо заложить около 40 гр. смазки. Сборка ступицы происходит в порядке, обратном разборке. На этом этапе важно правильно отрегулировать гайку ступицы для того, чтобы не допустить чрезмерной затяжки или большого люфта.
Как правильно выбрать смазку для подшипников ступицы?
Достаточно частыми среди автолюбителей стали споры о том, какую лучше использовать смазку для ступичных подшипников. В любом из автомагазинов на полках всегда можно найти до нескольких десятков видов смазок от разных производителей. Приведённая в статье смазка Литол-24 является базовой, которая способна гарантировать работу ходовой части на достаточно хорошем уровне. Покупая новую смазку необходимо отталкиваться от рекомендаций производителей подшипников. На упаковке часто можно найти указание на то, какой смазкой пользоваться.
Эксперименты со смазочными материалами для ШРУС или деталей, работающих под повышенной нагрузкой, проводить не стоит. Все эти смазки рассчитаны для совершенно других условий эксплуатации. Очередной раз, снимая ступицу, следует обратить внимание на качество старой смазки. Если она скаталась комками, пересохла и потрескалась, а ролики сухие – необходимо выбрать смазку другого производителя.
Выбор смазки для ступичных подшипников
Подшипники, изобретённые более ста лет назад, стали незаменимой деталью в любом вращающемся механизме — они способны существенно уменьшать трение по сравнению со своими аналогами, а также обеспечивают надёжную опору для отдельных компонентов. В автомобиле также применяется множество подшипников — среди них нужно отметить детали в двигателе и трансмиссии, а также в ступицах колёс. Последним обычно уделяют меньше всего внимания, считая их практически «вечными». Однако от такого подхода лучше отказаться, поскольку заклинивший на огромной скорости ступичный подшипник может стать причиной серьёзной аварии. Чтобы избежать таких проблем и обеспечить надёжность ходовой части автомобиля, следует знать, какая смазка для подшипников ступицы лучше.
Какие смазки нельзя использовать?
Прежде всего, нужно сказать, что далеко не каждая смазка станет хорошим вариантом для уменьшения трения ступичных подшипников. Это связано с особенными условиями эксплуатации такого узла — он движется с очень большой скоростью и нагревается до высокой температуры. Именно последнее обстоятельство является причиной для отказа от смазок на основе синтетических углеводородов — они начинают разрушаться уже при нагреве до 45–60 градусов. К этой группе принадлежат силиконовые и вазелиновые составы, которые широко представлены на российском рынке. Каждому автомобилисту следует запомнить, что углеводородные смазки являются консервационными и не подходят для обработки таких высоконагруженных деталей, как ступичные подшипники.
Также лучше не приобретать смазку на графитовой основе, поскольку она содержит достаточно большое число абразивных частиц, приводящих к ускоренному износу корпуса подшипника. Графитовые смазки применяются для обработки малоподвижных соединений либо для защиты от коррозии креплений рессор. При набивке такого средства в ступичные подшипники ремонт ходовой части предстоит делать уже через 25–30 тысяч километров, хотя номинальный срок службы таких деталей достигает 100–120 тысяч километров.
Быстро разрушить ступичные подшипники способна и смазка на основе кальция либо натрия. Такие средства способны эффективно бороться с трением, однако они не могут предотвратить распространение коррозии. Вместе с тем эксплуатация ступичных подшипников осуществляется в очень сложных условиях, поэтому они могут быстро выйти из строя без должной защиты. Также стоит отказаться от применения смазок с железом и цинком, даже если они предназначаются именно для подшипников — скорее всего, такие средства необходимо использовать в промышленном оборудовании.
Лучшие средства
На основе дисульфида молибдена
Одним из лучших средств, защищающих ступичные подшипники от разрушения, является смазка, содержащая большое количество дисульфида молибдена. Эта соль металла способна существенно уменьшать силу трения, снижая скорость износа всего узла. Кроме того, смазки, изготовленные с применением такой технологии, способны останавливать распространение коррозии за счёт образования очень плотной неразрушимой плёнки на поверхности обработанной детали. Срок службы смазывающего вещества равен продолжительности эксплуатации самих ступичных подшипников — более 100 тысяч километров, поэтому при грамотной установке детали никаких проблем с ходовой частью автомобиля возникать не будет.
Конечно, даже такая высокотехнологичная смазка не может обойтись без определённых недостатков — в первую очередь, они представлены чувствительностью к воздействию влаги. Если корпус ступицы будет разгерметизирован, смазку лучше поменять, внимательно проверив при этом состояние подшипника, который может подвергнуться необратимым повреждениям. Кроме того, смазки на основе дисульфида молибдена достаточно быстро загрязняются, и при появлении в них абразивных частиц эффективность борьбы с трением существенно снижается.
Смазка, созданная с применением дисульфида молибдена, также способна разрушаться при особенно высоких температурах, хотя для неё эти показатели значительно больше, чем для упомянутых ранее углеводородных синтетических средств. Поэтому после длительной езды с большой скоростью желательно регулярно откидывать крышки корпусов подшипников, чтобы проверить их состояние — первым индикатором их чрезмерного износа станет синеватый цвет, после чего поломанная деталь начнёт проявлять себя сильным гудением. Для обработки подшипников ступицы можно использовать смазку отечественного производства, например, Фиол, а при её отсутствии можно купить более дорогое средство ШРУС-4, хотя оно несколько уменьшит срок службы узла. Если вы предпочитаете пользоваться смазками зарубежных производителей, обратите особенное внимание на следующие бренды:
- Texaco;
- Castrol (BP);
- ESSO;
- Liqui Moly;
- Mobil.
На основе лития
Уже достаточно давно была разработана универсальная консистентная смазка, в основу которой положен литий, растворённый в органических кислотах. При вспенивании и добавлении загустителя получается желтоватая субстанция, которая легко зачерпывается пальцем или специальным инструментом, однако самостоятельно не выливается из банки. Литиевые смазки считаются идеальным вариантом для борьбы с трением — они обеспечивают существенное снижение нагрузок, что приводит к уменьшению скорости износа отдельных деталей. Благодаря этому срок службы подшипника при обработке таким составом возрастает до максимума, что позволяет получить уверенность в надёжности ходовой части автомобиля. К сильным сторонам средств на основе лития относится и долговечность — смазка не теряет свои свойства и к 100–110 тысячам километров пробега, хотя ради безопасности деталь лучше заменить.
Благодаря этому литиевые смазки считают идеальным вариантом для обеспечения безопасности подшипников, хотя в некоторых других областях достигающийся с их помощью результат не столь хорош. Минусом этих средств считается средняя коррозионная устойчивость в сравнении с альтернативными составами, поэтому при нарушении герметичности корпусов подшипников смазывающий материал также стоит поменять. Кроме того, минусом является способность органических кислот в основе литиевых смазок растворять некоторые полимерные соединения. Поэтому, прежде чем приобретать такие средства, обратите внимание на инструкцию по эксплуатации автомобиля — вполне возможно, что в ней вы найдёте указание о недопустимости их применения.
Сейчас смазка на основе лития производится лишь несколькими зарубежными компаниями, среди которых нужно назвать British Petroleum, Very Lube и Renolit. Однако вы можете использовать для защиты ступичных подшипников и относительно недорогой отечественный аналог, представленный средством под названием Литол-24. В отличие от прочих составов, Литол отлично справляется с повышенными нагрузками и высокими температурами, обеспечивая максимальную долговечность деталей. Кроме большой долговечности и невысокой цены, преимуществом отечественной смазки можно назвать широкую распространённость — её можно приобрести в любом автомобильном или строительном магазине.
Как смазать ступичный подшипник?
Чтобы нанести смазку на ступичный подшипник, нужно вначале добраться до него. Перед разборкой следует поставить автомобиль на ровное место и зафиксировать его, чтобы не допустить случайного перемещения. Перед снятием колеса не забудьте ослабить ступичный болт, повернув его против часовой стрелки — если забыть сделать это, придётся потратить много лишнего времени. Когда болт будет ослаблен, поднимите автомобиль на домкрат и аккуратно демонтируйте колесо, стараясь не сорвать резьбу его болтов.
Аккуратно открутите болты крепления тормозных суппортов и, придерживая колодки руками, снимите эту деталь со ступицы колеса. Чтобы добраться до подшипников, вам также может понадобиться демонтировать шаровую опору и стойку — при этом нужно выкрутить 2–4 болта, которые удерживают такие компоненты и аккуратно отвести их в сторону, не допуская сильных ударов и колебаний. В некоторых случаях приходится выбивать полуось — поставив на неё деревянную накладку или широкую металлическую оправку, нанесите несколько несильных ударов и затем потяните за край ступицы руками.
Вам также предстоит разобрать саму ступицу — это также производится при помощи широких металлических оправок, хотя здесь удары уже могут быть несколько сильнее. Добравшись до подшипника, выбейте его, используя оправку размером поменьше — будьте аккуратными, чтобы не повредить корпус ступицы. Обратите внимание на то, что ступичный подшипник состоит из двух несимметричных частей — запомните их положение, чтобы впоследствии правильно собрать узел. Достав старые части подшипника, проверьте, чтобы в ступице не оставалось выпавших шариков, а также старой смазки — для этого нужно будет промыть полость бензином, а затем тщательно вытереть крупными бумажными салфетками.
Смазка ступичных подшипников обычно производится руками — специальные инструменты при этом применяются крайне редко. Всего вам нужно будет набить в одну деталь примерно 30–40 граммов густого материала, тщательно уплотняя его и следя за равномерностью нанесения. Поочерёдно устанавливайте две части подшипника, попутно смазывая их при недостатке набивки. Чтобы значительно ускорить процесс и не повредить пластиковый защитный кожух детали, используйте вместо оправки старый подшипник и ударяйте по нему молотком. Сборку ступицы производите в обратном порядке.
Максимальная надёжность ходовой части
Чтобы решить, какая смазка будет оптимальным вариантом для защиты ступичных подшипников, обязательно уделите внимание чтению инструкции по эксплуатации автомобиля. Как правило, производитель указывает разновидность состава, который разрешён к применению или даже конкретное наименование продукции. Если же таких указаний не имеется, можно использовать литиевую смазку, которая обеспечивает превосходную защиту от ускоренного износа и коррозии. Отечественный состав Литол-24 и зарубежные аналоги имеют практически одинаковую эффективность применения, поэтому на торговую марку при покупке можно не обращать внимания. Кроме того, альтернативным вариантом является смазка на основе дисульфида молибдена, хотя она не столь устойчива к воздействию влаги и имеет некоторые другие особенности.
Смазывать ли колесные болты и чем это делать
Для долгого срока эксплуатации узла, механизма или детали требуется смазка. Это касается не только автомобилей, но и вообще всех сложных устройств. Находясь на поверхности, она создаёт защитный слой, который препятствует проникновению воды и воздуха к металлу. Благодаря этому не происходит процесс коррозии, следовательно, прочностные характеристики остаются прежними, не считая выработки.
Однако, в некоторых местах смазка может только мешать. Это связано с происходящими процессами, а точнее с местом эксплуатации детали. Возможно для функционирования требуется повышенное трение или сухая поверхность. В таких случаях лучше исключить наличие защитного слоя или пользоваться специальными составами. В эту тему отлично вписываются колёсные болты, споры о которых не прекращаются и по сей день. Часть автолюбителей уверяют, что смазка необходима, дабы избежать коррозии и проблемного откручивания, а другая половина — противоречит. Подробно разобрав все плюсы и минусы, можно прийти к одному выводу, который и будет являться ответом на этот вопрос.
- Виды и назначение колёсных болтов
- Нужно ли смазывать колёсные болты
- Инструкция по установке и затяжка колеса автомобиля
Виды и назначение колёсных болтов
Начать необходимо с того, что колесо может крепиться к автомобилю несколькими способами — гайками и болтами. На колёса современных машин гайки практически не устанавливаются, поскольку это не эстетично и опасно, что не скажешь про болты. Они в свою очередь производятся самой разной геометрии и плотно ввинчиваются в обод колеса, что исключает раскрутку.
Говорить об устройстве этой детали практически нечего, хотя есть некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание. Многие, наверное, замечали, что все колёсные болты имеют конусную либо овальную форму.
Это сделано не зря. Благодаря такой окантовке они центрируют колесо, поскольку в нём есть специальные углубления той же формы, а также вклиниваются в металл из-за трения.
Размеры болтов могут варьироваться в широком диапазоне, но чаще всего, для легковой машины делают диаметром 12-14 мм. Шляпка тоже может быть исполнена по-разному — под гаечную головку, шестигранник, с секретом и т.д. На последний в этом списке стоит обратить внимание. Такие болты продаются со своим специальным ключом, который имеет подходящую геометрию исключительно для определённых шляпок. С одной стороны это хорошо, поскольку ваши колёса никто не сможет открутить и украсть. Но с другой стороны, при потере ключа придётся выкидывать много денег, для того чтобы на СТО их смогли высверлить. Говоря о длине, она тоже должна быть определённой, чтобы с обратной стороны ступицы было видно хотя бы несколько миллиметров резьбы.
Нужно ли смазывать колёсные болты
Этот вопрос интересует многих, поскольку одна часть автовладельцев пользуется специальными смазками, а другая — нет. Какие вообще могут возникнуть проблемы? Прежде всего это ржавчина, которая поглощает всю шляпку и резьбу в ступице. Однако, многие болты имеют антикоррозионное покрытие, предотвращающее этот процесс. Если резьба в ступице и начнёт гнить, то сам болт останется целым, поэтому однозначно об этом говорить глупо.
Другой момент — прикипание. Часто бывает, что при откручивании обламывается головка, и внутри остаётся только одна шпилька, которую очень трудно потом высверлить. По словам сторонников смазки это происходит из-за её отсутствия, однако, не всё так просто. В любом случае нужно учесть все нюансы и сделать вывод.
- Итак, колёсные болты смазывают для того, чтобы избежать ржавчины и прикипания резьбы к ступице. Это верно, поскольку создаётся защитный слой, препятствующий проникновению воды и воздуха, без которых невозможен процесс коррозии. Это в свою очередь предотвращает и закисание.
Смазка колесного болта
Крайний способ снятия колесного болта: просверливание отверстия, а затем вывинчивание болта при помощи экстрактора
Проржавевшие без смазки колесные болты
Итак, учитывая все вышеперечисленные моменты, можно сказать, что пользоваться смазкой не обязательно , но если болт подвержен ржавлению, то можно, и это будет даже полезно. Никакая раскрутка колеса автомобилю не грозит, так как болты, благодаря конусной форме, плотно ввинчиваются в обод. Главное не переусердствовать при затяжке. Прыгать всем весом на ключе не нужно, поскольку усилия руки будет более чем достаточно. Для более точной работы можно использовать динамометр, который покажет какую силу вы прикладываете.
Также нужно учитывать, что смазывать весь болт необязательно. Достаточно нанести небольшую часть субстанции на резьбу и конусную часть. Для этого можно использовать медную смазку, графитовую, с молибденом и т.д. Если нет других вариантов, можно легонько смазать литолом или солидолом. Но применять обычное моторное масло и не рекомендуется, поскольку польза от нее будет только в первую неделю, а затем она просто смоется. Если нанести консистенцию на указанные места и нормально, без энтузиазма, затянуть болты, то при следующей раскрутке никаких проблем не возникнет.
Итак, если болты на авто прикипают и поддаются ржавчине (причем одно вытекает из другого — окислы коррозии как бы «припаивают» болт к ступице), то смазка поможет избавиться от обеих этих проблем. Если же владелец не закручивает болты с ноги, а сами они не склонны к коррозии, то от смазки можно отказаться либо нанести ее совсем чуть-чуть.
Между тем, некоторые производители автомобилей зачастую пишут в технических руководствах, что смазывать колесные шпильки и гайки не рекомендуется в связи с вероятностью их откручивания. Иногда такой же запрет распространяется и на болты. И здесь есть еще одна «загвоздка» — момент затяжки.
Дело в том, что каждый автопроизводитель для каждой модели дает четкое предписание по моменту затяжки оригинальных дисков. Делается это специальным динамометрическим ключом, однако в комплекте часто идут баллонные ключи именно с необходимым моментом.
При нанесении смазки, момент затяжки немного сбивается, соответственно, снижается сила трения. Поэтому болт со смазкой потребуется затянуть сильнее, чем без нее, следовательно, с другим моментом. Загвоздка в том, что уже неизвестно, с каким именно моментом нужно закрутить смазанный болт, так как информация в мануале представлена исключительно для несмазанных материалов. В таком случае приходится действовать наугад.
Суммируя всё вышесказанное, довольно трудно четко ответить на вопрос, нужно ли смазывать колесные болты. С одной стороны смазка действительно спасает от прикипания болтов и коррозии, позволит автолюбителю забыть об их муторном выворачивании и, тем более, высверливании обломанной шпильки. С другой — предостережения производителей автомобилей и сбитый момент затяжки.
Наверное, каждый автолюбитель должен сам, собрав всю информацию, решить для себя, стоит ли оно того или нет.
Инструкция по установке и затяжка колеса автомобиля
Колёса на машине снимаются чаще всех остальных деталей. Это связано со сменой времени года, когда требуется замена резины, либо с проколом. В любом случае приходится откручивать болты, с которыми зачастую возникают трудности.
В целом, установка и затяжка болтов — несложное дело, не требующая практически никаких серьезных навыков. Нужно сделать следующее:
- Перед установкой тщательно прочистите колёсную ступицу железной щёткой.
- Если вы решили смазать болты, подготовьте густую смазку. Лучше всего подойдёт медная или графитовая, но можно использовать и подобные им.
- На конусную часть болта и его резьбу нанесите небольшой слой смазки.
- После этого установите колесо на своё место,и наживите болты от руки. Почувствовав усилие, возьмите подходящий ключ и подтяните их ещё сильнее, чтобы они отцентрировали диск, то есть, попали в свои сёдла.
- Затем найдите в эксплуатационной книжке, с каким усилием необходимо затягивать колёсные болты. Эта информация может быть и в других источниках. Главное, чтобы вы узнали, с какой силой вам нужно их притянуть. Для примера, вот таблица:
- Найдите ключ с динамометром и протягивайте болты крест на крест. Это обеспечит равномерность, следовательно, и надёжность крепления.
Несмотря на простоту колеса и болтов, которыми оно крепится, установить его на машину тоже нужно уметь. Учтите, что даже на СТО затяжка осуществляется без соблюдения этих важных требований. Чаще всего никакую смазку не используют, а закручивают пневматическим устройством без учёта момента силы. Поэтому устанавливать колёса на автомобиль лучше самому, чтобы учесть все нюансы.
Смазки для подшипников ступицы: ТОП-5
Смазка для подшипников ступицы защищает их от износа и облегчает скольжение контактирующих поверхностей, чем способствует легкому вращению колеса, снижению нагрузки на двигатель и ходовую часть автомобиля.
Мы выбрали 5 наиболее популярных смазок для подшипников и представили их в виде рейтинга – на основании комплекса свойств, стоимости и успешного опыта применения материалов.
EFELE MG-213
EFELE MG-213
EFELE MG-213 обладает механической стабильностью, повышенной несущей способностью, устойчива к смыванию водой. Смазка характеризуется высокими антикоррозионными и противоизносными свойствами, имеет длительный срок службы.
Помимо ступичных подшипников, данный материал актуален и в других узлах ходовой части автомобилей и специальной техники. В промышленности он применяется для обслуживания деревообрабатывающего, полимерного и металлургического оборудования, подшипниках сушильных печей, вентиляторов и электродвигателей.
EFELE MG-213 – лучшая пластичная смазка для ступичных подшипников. При очень высоких эксплуатационных характеристиках ее стоимость ниже, чем у популярных аналогов. Подробнее об этом материале смотрите в видеообзоре.
Фасовки
- Шприц с дозатором 10 г, туба 400 г, ведра 5 и 18 кг
Molykote Multilub
Molykote Multilub
Пластичная минеральная смазка на основе литиевого мыла. Диапазон рабочих температур от -25 до +120 °C.
Molykote Multilub предотвращает коррозию, заедание, задиры и схватывание. Она не вымывается водой, имеет длительный срок службы, высокую несущую способность.
Данная смазка используется не только в ступичных подшипниках, но и узлах трения вентиляторов и электродвигателей, конвейерных систем и металлообрабатывающих станков. Подходит для зубчатых передач, шлицевых соединений и гибких валов в оболочках.
Molykote Multilub проигрывает EFELE MG-213 по стоимости, диапазону рабочих температур и доступности.
Фасовки
- Тюбик 100 г, туба 400 г, банка 1 кг, ведро 20 кг, бочка 180 кг
Fuchs Renolit LX EP 2
Fuchs Renolit LX EP 2
Пластичная смазка зеленого цвета на основе минерального масла и литиевого комплекса. Диапазон рабочих температур от — 30 до +150 °C.
Fuchs Renolit LX EP 2 обеспечивает защиту поверхностей от коррозии и износа, устойчива к механическому разрушению и окислению. Обладает повышенной несущей способностью и длительным сроком службы.
Смазка предназначена для обслуживания узлов трения ходовой части автомобилей и специальной техники, подходит для промышленного оборудования.
Fuchs Renolit LX EP 2 обладает стабильными характеристиками, однако проигрывает лидерам по термо-и водостойкости.
Фасовки
- Туба 400 г, ведра 5 и 18 кг, бочка 180 кг
Mobilgrease XHP 222
Mobilgrease XHP 222
Минеральная пластичная смазка на основе литиевого комплексного мыла. Диапазон рабочих температур от -25 до +150 °C.
Смазка Mobilgrease XHP 222 устойчива к воздействию воды, защищает подшипники от коррозии и износа, предотвращает задиры, при высоких температурах не разрушается и не окисляется.
Данный материал может применяться как в ходовой части автомобильной и специальной техники, так и в промышленном оборудовании, морском и сельскохозяйственном оборудовании.
По своим характеристикам Mobilgrease XHP 222 уступает смазке Molykote, а по цене намного превосходит российскую EFELE MG-213.
Фасовки
- Туба 390 г, ведро 18 кг, ведра 50 и 180 кг
Shell Gadus S3 V220C 2
Shell Gadus S3 V220C 2
Минеральная пластичная смазка многоцелевого применения на основе литиевого комплекса. Диапазон рабочих температур от -15 до +150 °C.
Shell Gadus S3 V220C 2, помимо ступичных подшипников и других элементов ходовой части автомобилей, используется в нагруженных узлах литейного, вибрационного, горнодобывающего, дробильного оборудования и роликовых транспортерах.
Смазка устойчива к повышенным вибрационным нагрузкам, воздействию воды и высоких температур. Она хорошо удерживается на поверхностях, защищает их от износа и коррозии, а также обладает длительным сроком службы.
Среди всех представленных смазок Shell Gadus S3 V220C 2 обладает самой низкой морозостойкостью, что резко ограничивает область ее применения.
Фасовки
- Туба 400 г, ведро 18 кг, бочка 180 кг
Требования к смазкам для подшипников ступицы
Качественная смазка для ступичных подшипников должна отвечать ряду требований:
- Не растекаться при высоких температурах: летом в дневное время асфальт прогревается до +70 °C, а при увеличении нагрузок на подшипниковый узел температура может достигать +140 °C и более
- Не загустевать и не застывать при отрицательных температурах: в противном случае усилие на сдвиг увеличится, шарики или ролики в подшипниках перейдут в режим трения скольжения, что повлечет за собой усиление износа и образование задиров
В идеале смазка должна сохранять свои рабочие характеристики при температурах от -40 °C (можно ниже) до +140 °С.
- Не смываться водой, которая попадает в узел с дорожного полотна: вымывание смазки грозит распространением коррозии
- Иметь оптимальную вязкость, чтобы под действием высоких скоростей, температур и нагрузок сохранять свою структуру, обеспечивать эффективное смазывание и отвод тепла.
- Быть устойчивой к различным химическим веществам (реагентам, топливу, маслу), нейтральной к резинам и пластмассам – чтобы не разрушать сальники и пыльники
В настоящее время для ступичных подшипников чаще всего используют литиевые и молибденовые смазки. Рассмотрим эти группы подробнее.
Литиевые смазки
Наиболее распространенные и широко применяемые не только для обслуживания ступичных подшипников, но и других узлов автомобиля. Материалы на основе минеральных, синтетических и полусинтетических базовых масел, загущенных литиевым мылом или литиевым комплексом.
Литиевые смазки обладают высоким ресурсом и достаточно доступной ценой. Они работают при нагрузках до 2800 Н, защищают узлы от коррозии, не вымываются водой, имеют достаточно высокие противоизносные и противозадирные свойства.
Другие свойства этих смазок зависят от особенностей базового масла. Например, силиконовые литиевые смазки имеют низкий коэффициент трения и высокие диэлектрические свойства, устойчивы к агрессивным химикатам. Материалы на основе эфирных синтетических масел выдерживают очень высокие скорости (свыше 1300000 мм*об/мин), а также обладают шумоподавляющими способностями.
Смазки на базе полиальфаолефиновых (ПАО) масел имеют очень низкие температуры застывания, характеризуются малой коксуемостью, высокой термостабильностью, устойчивостью к окислению.
В комплексных литиевых смазках базовое масло загущено мылами литиевых солей уксусной, адипиновой, азелаиновой и других кислот. Они отличаются более широким диапазоном рабочих температур, большей устойчивостью к воздействию воды, высокой механической стабильностью и уменьшенным маслоотделением.
Молибденовые смазки
Смазки с дисульфидом молибдена (MoS2) в качестве антифрикционной добавки. Так же, как и литиевые, они могут быть минеральными, синтетическими и полусинтетическими.
Частицы дисульфида молибдена образуют на поверхностях деталей дополнительный смазочный слой, который защищает их от абразивного износа, задиров и коррозии.
В случае испарения базового масла смазывающую функцию берет на себя MоS2, и смазка начинает работать в качестве аварийной.
Молибденовые смазки обладают высокой несущей способностью и могут работать при очень больших нагрузках. Как правило, они закладываются на весь срок службы ступичного подшипника.
Минус молибденовых материалов в том, что при длительном воздействии воды в них образуются абразивные частицы, которые негативно влияют на состояние подшипников. Поэтому в случае нарушения их герметичности смазка нуждается в замене.
Чем не рекомендуется смазывать ступичные подшипники?
Для обслуживания ступичных подшипников подходят далеко не все смазки. К примеру, солидол при резком повышении температуры перестает защищать детали от износа. Графитовые смазки содержат абразивные компоненты, которые могут повреждать металлические поверхности. Натриевые и кальциевые смазки отлично снижают трение, но не защищают узлы от коррозии. Силиконовые смазки в достаточно тяжелых условиях эксплуатации ступичных подшипников быстро теряют свои свойства.
ШРУС-4 технически подходит для применения в ступичных подшипниках, однако специалисты рекомендуют использовать ее в более «грубых механизмах. Смазки с цинком и железом, хоть и разработаны для подшипников качения, больше подходят для узлов промышленного оборудования, чем для ступиц.
Консервационные смазки в целом удовлетворяют условиям эксплуатации ступичного узла, но плохо работают при высоких нагрузках.
Также не рекомендуется смешивать в подшипнике несколько видов смазок – неизвестно, к каким результатам это может привести.
Многие автопроизводители регламентируют ресурс смазки для подшипников ступицы 35-45 тысячами км пробега. Однако с учетом условий и интенсивности эксплуатации автомобиля этот срок может быть скорректирован в меньшую сторону.
При выборе смазки следует ориентироваться на тип подшипника, марку стали, из которой он изготовлен, рабочую нагрузку узла, скорость его вращения, частоту эксплуатации автомобиля и другие факторы.
Практика показывает, что для ступичных подшипников лучше всего подходят термостойкие смазки, которые наносятся в узлы в оптимальном количестве. Недостаток смазочного материала может привести к заклиниванию подшипника, а избыток – к выдавливанию смазки из узла.
Как смазать подшипник ступицы?
Смазывание ступичного подшипника – не самая сложная операция, которая при наличии определенного набора инструментов вполне доступна для каждого автовладельца.
Предварительно подготовьте смазку, ветошь, сальники, ступичные гайки, молоток, набор гаечных ключей, съемник (можно плоская отвертка), промывочную жидкость (бензин, ацетон) или специальный очиститель.
- Перед тем, как приступать к разборке узла, установите автомобиль на ровной поверхности, включите ручной тормоз и снимите нужное колесо.
- При помощи торцевой головки и удлиненного воротка ослабьте ступичную гайку, снимите тормозной суппорт и диск.
- Саму ступицу отсоедините от поворотного кулака. После этого полностью выкрутите гайку, которая фиксирует ступицу.
- При помощи молотка выбейте деталь из полуоси. Подшипник запрессован в обойму при помощи съемника или плоской отвертки. Если кольцо в обойме «закисло» и прикипело к посадочному месту, демонтируйте его с помощью специального средства типа EFELE UNI-M.
- После снятия подшипника удалите старую смазку, очистить обойму и посадочное место. Для этого потребуется бензин, дизельное топливо или специальный очиститель.
- Чистой ветошью вытрите поверхности насухо, а затем смажьте подшипник, обойму и посадочное место.
- Соберите узел, осуществляя вышеперечисленные действия в обратной последовательности.
Обслуживание автомобиля с тормозами барабанного типа выполняется без снятия ступицы, порядок действий при этом остается таким же.